Особенности формирования патриотизма у современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить и теоретически обосновать условия формирования патриотизма у современной молодёжи.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания формирования патриотизма у современной молодёжи.
2. Выявить специфику процесса патриотического воспитания в России.
3. Определить влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Проблема патриотизма в современном мире
1.1 Понятие патриотизма………………………………………………………...6
1.2 Отношение к патриотизму в истории России……………………………...13
Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств
2.1 Процесс патриотического воспитания в России…………………….…....22
2.2 Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи………………………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota (1).docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)

 

2)принципы, определяющие направление развития системы патриотического воспитания (концентрации, преемственности, адаптивности, непрерывности, ритмичности);

 

3) принципы, положенные в основу теории и практики патриотического воспитания и обеспечивающие этот процесс (новая система ценностей - человек; развитие как общий и доминирующий принцип; защита - один из важнейших принципов личностно-ориентированной педагогики, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь воспитуемому в критических ситуациях развития; культурное самоопределение - принцип, отражающий характер процесса создания и реализации системы представлений индивида о пространстве социальной культуры, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве; личностная ориентация; партнерство; технологизация; персонолизация; принятие и самопринятие; рефлексия; самоопределение; саморазвитие; субъективность как базовая категория антропологической педагогики и психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственное самобытие человека).

        Модель педагогической системы патриотического воспитания включает цели, педагогические задачи, способы и технологии, условия воспитания, формы организации педагогической деятельности по воспитанию, социальный и хронологический интервал воспитания, критерии эффективности концептуальной модели воспитания. Она задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы и имеет структурную организацию. Архитектоника модели педагогической системы представлена в четырех базовых подструктурах:

 

-концептуальной - основания, ценности, закономерности, принципы;

 

-нормативной - цели, программы, критерии, стандарты;

 

-технологической - средства, условия, формы, способы;

 

-процессуальной - задачи, действия, оценки, результаты.

 

        Ядром модели системы патриотического воспитания является структурно-функциональный инвариант педагогической деятельности, который как единица анализа и проектирования педагогической деятельности позволяет выделить частные модели проектирования и реализации процесса: модель блока информации, модель блока проектирования и регуляции, модель блока внутренних условий деятельности, модель процессуального блока, модель блока способов деятельности, модель внешних условий деятельности.

        Патриотическое воспитание предполагает переход от простейших форм поведения - порывов, влечений, желаний, потребностей, интересов, мотивов - к культурным формам поведения и деятельности, связанным с реализацией социальных идеалов, убеждений и мировоззрения в целом. Подобный переход не может осуществиться без опоры на закон вращивания. Это означает, что при содействии педагога представитель молодого поколения последовательно проходит освоение усложняющихся ролей своей социальной деятельности: наблюдатель - исполнитель - творец - организатор и инициатор. Освоение этих ролей осуществляется в процессе решения различных задач, а в последствии - в процессе практики.

        В настоящее время, когда в нашей стране происходят коренные преобразования, в политической, социально-экономической, и социально-культурных сферах общества, снизился воспитательный потенциал российской молодежи, ее способности к сохранению национальных ценностей, формирования патриотизма.

        В социокультурной жизни молодежи, наблюдается снижение интереса к сохранению национальных ценностей. Патриотическое воспитание молодого поколения, является  одной из важнейших задач работников образовательных,  культурных учреждений и политических организаций.    Патриотическое воспитание молодежи, это особая направленность самореализации  граждан, направленная на привития священного чувства любви к Родине.

        В настоящее время, когда в нашей стране происходят коренные преобразования, фактически идет становление принципиально нового государства появилась насущная необходимость формирования цельной государственной молодежной политики, пронизывающей все сферы и отрасли государственной жизни. Подчеркиваем, именно цельной политики, а не фрагментарных и краткосрочных программ.

         В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного поколения, истинных патриотов своей Родины, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

         Молодежь зачастую, не понимает и не видит истинных целей патриотического воспитания. Примером могут служить митинги, которые сейчас проходят по всей стране. Многие молодые люди, принимают участие в массовых мероприятиях, зачастую не разобравшись – за что борются.

         Необходимость объединения в работе по патриотическому воспитанию молодежи всех социально-культурных, образовательных и политических структур диктуется самим временем.  Главная цель которых – приобщение молодежи к истории своей Родины.

         Сущность любви к Родине определил когда-то М.Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить».

            Проблема сохранения и развития культурных традиций ее духовных ценностей,  остается актуальной и в наши дни. Задача молодого поколения не только беречь эти традиции, но и способствовать их развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры.

 В этом,  молодежи, можно  брать пример с Владимира Владимировича  Путина. Спортсмен, офицер, руководитель, отличник боевой и политической  подготовки, а сколько сделал, для  развития нашей страны.   Это  человек, который  держит свое  слово и работает честно. В.В.  Путин, патриот своей Родины  и он смог заставить весь  мир, с уважением относиться  к нашей стране. Разговаривая  на эту тему со студентами, я сделала для себя выводы,  что для многих именно В.В. Путин является кумиром.

           Многовековая история наших народов показывает, что без воспитания патриотизма у молодежи, невозможно создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

          Приобщения молодежи к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому молодежи необходимо знать и изучать культуру своих предков.

         Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

 В свете этих задач  повышается значимость военно-патриотического  воспитания молодежи, так как  именно оно должно внести весомый  вклад, а в некоторых случаях  и решающий вклад в дело  подготовки умелых и сильных защитников Родины.

         Патриотическое воспитание – это деятельность всех органов              государственной и региональной  власти, по формированию у граждан высокого патриотического  чувства,  верности своему Отечеству, готовности к защите интересов Родины.

 

 

             2.2 Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи.

          Формирование и воспитание патриотизма, становление патриотических чувств происходит не само по себе, а результате целенаправленной деятельности. На современном этапе развития России происходит масса событий, оказывающих влияние на формирование патриотического воспитания, любовь или нелюбовь к своей Родине, готовность или отказ служить Отечеству. Идеологию современного общества, особенно молодого, строят средства массовой информации: телевидение, газеты, интернет. Не всегда это "строительство" идёт в правильном направлении, но нет сомнений в том, что современные СМИ оказывают на него определённое - и даже очень сильное - влияние. И если у старшего поколения уже сложились определённые установки в отношении патриотизма, так что материалы прессы могут только соответствовать или противоречить ему, то поколение молодых людей всё ещё находится в стадии самоопределения, а следовательно воздействие печатных и электронных изданий на него носит наиболее ярко выраженныё характер.

Средства массовой информации, однако, не стремятся приобщить молодёжь к патриотическому воспитанию. В  прессе, в телевизионных передачах  наблюдается явный упадок популярности патриотических, научно-популярных, исторических программ. В первую очередь это  объясняется тем, что если такие  передачи на телевидении и есть, то они идут рано утром или далеко за полночь, поэтому их может посмотреть очень малое количество зрителей, так что чаще всего аудиторией таких программ становятся люди старшего возраста. Кроме того, очень незначительное количество молодых людей имеют  время или заинтересованы в просмотре таких телепередач или чтении политических и научных статей. И современные СМИ никак не стремятся поднять авторитет передач или публикаций на подобную тему, сделать их более привлекательными и интересными для поколения молодых людей.

Низкий уровень культуры и нравственности ведет к плохому  воспитанию, что в последствии может привести к очень печальным последствиям. Уже сейчас у некоторого количества молодых людей вызывает удивление вопрос, когда началась вторая мировая война. Главная задача телевидения и прессы - просвещать, но они со своей миссией не справляются. Конечно, в вопросах рэкета, криминальных группировок, наркотиков все превосходно осведомлены, но вот в исторических вопросах, культуры речи, поведения и других важных проблемах редкий человек может блеснуть своими знаниями.

Воспитание патриотизма  в молодежи является стратегической необходимостью для России. В настоящее  время общество нашей страны находится  в состоянии концептуальной неопределенности. Необходимо изменить ситуацию, характеризующуюся  социально-правовой незащищенностью  ветеранов, несправедливым использованием природных богатств, отсутствием  стабильности и единства в обществе. Кроме того, особенно важным воспитание патриотизма подрастающего поколения  представляется в условиях угрозы глобального терроризма. Сложившиеся условия диктуют необходимость развития программ, которые должны обеспечиваться государством.

Очевидно, что государство  одно не может справиться со столь  сложной задачей. В этом вопросе  ему потребуется помощь средств  массовой информации, отвечающих за распространение  пропаганды политического и патриотического  воспитания, и самого поколения молодых  людей, стремящихся поддержать и  реализовать программу.

 

Для активизации работы в  области подготовки молодежи для  решения новых задач, стоящих  перед обществом, необходимо:

 

-Разработать и внедрить методологические и учебно-методические материалы по формированию у молодежи стремления к созидательной деятельности, направленной на обеспечение безопасности России.

 

-Разработать систему переподготовки кадров, осуществляющих руководство в молодежной среде на всех уровнях, используя структуры Министерства образования РФ.

 

-Создать информационную среду по формированию созидательной деятельности молодежи в интересах безопасности России.

 

-Разработать предложения по созданию специализированной программы на телевизионном российском канале "Культура" по освещению деятельности Министерства образования РФ в сфере молодежной политики.

 

-Организовать выпуск всероссийского научно-популярного журнала "Молодежь и безопасность России".

 

-Создать электронный сайт Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ "Молодежь, устремленная в будущее", содержащий базу данных методологических и учебно-методических материалов, а также организовать тематические конференции с использованием сети Internet.

 

-Сформировать серию учебных и научно-популярных видеофильмов для обязательного показа в воспитательных целях в системе образования.

 

-Организовать комплекс мероприятий по подготовке молодежи к созданию семьи и воспитанию детей.

 

-Создать новые и переориентировать уже существующие информационно-аналитические центры при администрациях субъектов РФ по моделированию социально-экономических и организационно-технических процессов государственного управления страной, обучая и привлекая для этого молодежь.

 

-Обобщить и распространить опыт работы молодежи в политических клубах, молодежных правительствах, Народных университетах, центрах и клубах ветеранов и т.д.

 

Учитывая негативное влияние  введения института цензуры в  средства массовой информации и одновременно констатируя факт опасного воздействия  бесконтрольного потока информации на несформировавшуюся личность, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций должно выдвинуть качественно новый  подход к регулированию информационного  пространства РФ на основе матрицы  сбалансированного комплекса вещания и информационного кода.

Реализация концепции  информационного обеспечения самообразования  молодежи на основе методологических знаний, подготовки управленческих кадров в молодежной среде, активного вовлечения молодежи в разработку моделей общественного  и государственного устройства в  России, практического вовлечения наиболее подготовленной части молодежи в  управленческие структуры, позволит России обеспечить собственную национальную безопасность в XXI веке и войти в  число лидеров "Нового мирового порядка".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности формирования патриотизма у современной молодёжи