Особенности формирования патриотизма у современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить и теоретически обосновать условия формирования патриотизма у современной молодёжи.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания формирования патриотизма у современной молодёжи.
2. Выявить специфику процесса патриотического воспитания в России.
3. Определить влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Проблема патриотизма в современном мире
1.1 Понятие патриотизма………………………………………………………...6
1.2 Отношение к патриотизму в истории России……………………………...13
Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств
2.1 Процесс патриотического воспитания в России…………………….…....22
2.2 Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи………………………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota (1).docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последнее время среди  широких кругов общественности идет обсуждение различных аспектов развития России, но среди множества проблем, в настоящее время, недостаточно внимания уделяется проблеме государственного самосознания граждан и в первую очередь формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Патриотизм спасет Россию - можно иногда прочитать и такое в политологических статьях, посвященных анализу лозунгов патриотизма и державности. На фоне разговоров о нынешних пережитках патриотизма и необходимости демократических отношений, крайне редко звучат слова о том, что патриотичный, а не аполитичный человек - это будущее нашей страны. Патриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами. Влияние идей патриотизма на становление личности и на формирование общественного сознания огромно. Подтверждение этих качеств патриотизма можно найти и в российском искусстве и в истории, и в социальном опыте народа.

В настоящее время качество патриотического воспитания детей  и молодежи резко снизилось. Наблюдается  практически полное отсутствие гражданской  позиции среди социально активных групп населения.

У значительной части молодых  людей разрушены или утрачены вовсе такие привычные для  более взрослых черты, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов  Родины, общества, своих близких. Все  это - последствие многих факторов и  духовных изломов в обществе, но такой результат не может не волновать  и власть, и гражданское общество.

 

В последние годы заметно  расширился ареал и разнообразие маргинальных субкультур, исповедующих асоциальное поведение. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, откровенно фашистского и националистического характера, становятся реальной угрозой социальной и межнациональной стабильности в стране.

Это свидетельствует об антироссийской направленности системы ценностей  современной молодежи, и как следствие  о низком уровне патриотических чувств. Хотя, такое явление как патриотизм, невероятно важен для любого государства.

Идея патриотизма во все  времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его  деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого важно понимание  современного российского патриотизма.

Проблема формирования патриотизма  в России возникла в связи с  тем, что за последнюю четверть ХХ века в нашем государстве произошли  кардинальные политические и экономические  перемены, приведшие в частности  к формированию новой социальной системы с новыми политическими и экономическими реалиями.

В последнее десятилетие  потенциал государственной экономики  раскрывался в условиях небывалого роста цен, денежной инфляции и падения  средней зарплаты значительно ниже уровня прожиточного минимума. Резко  изменилась структура доходов семей, увеличились доходы от предпринимательства, почти не изменился вклад социальных выплат и пособий, и вместе с тем  сократились доходы от зарплаты.

 

Процесс формирования ценностных установок у молодого поколения  идёт в сложной ситуации. Социальная стратификация, ценностный плюрализм, миграция населения обостряют процесс  самоидентификации человека в разнородном  обществе, что на практике часто  приводит к двум крайностям: с одной  стороны, маргинализации, представленной человеком без корней, с другой - национализму, провозглашающему под флагом патриотизма обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного. Несостоятельность старой идеологии при отсутствии достойной новой автоматически привела к отказу от накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организации педагогического процесса в духе патриотизма и гражданственности. Волна негативной информации в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как "патриотизм", "гражданственность", "любовь к Родине".

Для создания и поддержания  должного уровня патриотических настроений в обществе необходимо существование  сильной идеологической концепции, включающей в себя признаки государственности  и признаки принадлежности отдельного гражданина к народу Российской Федерации. Данная концепция должна не только описывать объекты патриотизма, но и преподносить их в выгодном свете, позитивно позиционируя Россию и российский народ.

Однако если принимать  во внимание результаты проведённого исследования, то можно сказать, что  те органы и институты, которые призваны отвечать за формирование стойких патриотических чувств у молодого поколения, т.е. телепередачи, электронные и печатаные газеты и журналы, в первую очередь молодёжные, не выполняют свою задачу в полной мере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1)Абдуллатипов, Р.Г. Феномен патриотизма в условиях рынка [Текст]: / Р.Г. Абдуллатипов. - М: Знание, 1991. - 234 с.

2)Гарбузова, В.В. Анализ проблемы патриотизма в молодёжной среде российского общества [Текст]: / В.В. Гарбузова. - Ломоносовские чтения. - 2003. - № 1. - с. 68-72.

3)Грибачева, А.С. Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований [Текст]: / А.С. Грибачева. - СПб: Нева, 1997. - 233 с. патриотический воспитание российский молодежь

4)Дмитров, А. Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст]: / А.Г. Дмитров. - М: Триумф, 2005. - 299 с.

5)Манекин, Р.В. Контент-анализ как метод исторического исследования [Текст]: / Р.В. Манекин. - Донецк: Информсервис, 1991. - 250 с.

6)Мешкова, С.И. Методический подход к анализу проблемы разработки системы военно-патриотического воспитания [Текст]: / С.И. Мешкова. М: ПТр СЭ, 2002. - 212 с.

7)Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество [Текст]: / М.М. Назаров. - М: Мысль, 2004. - 325 с.

8)Петров, С.Н. Направления героико-патриотического воспитания [Текст]: / С.Н. Петров. - М: Знание, 1996. - 212 с.

 

9)Пятикон, А.И. Формирование патриотического воспитания в рыночных условиях [Текст]: / А.И. Пятикоп. - М: Гэотар-Медиа, 2000. - 180 с.

10)Сулейманов, Р.Б. Развитие патриотического воспитания в образовательном учреждении [Текст]: / Р.Б. Сулейманов. - Новосибирск: Наука, 1995. - 159 с.

11) Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

 12) Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.

 13)Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955.

 14) Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. – 431 с. (Мыслители ХХ века). – С. 218.

 15) Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

 16)Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

 17) Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. – 173 с.

 

 18) Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

 

 19) Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

20) Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2012. – 87 с.

21) Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М, 2011. - Т.2. - С. 69-166.

22) Харченко А.А. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебник - Орел: Изд-во ОРАГС, 2011.- 158 с.

23) Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф.Смирнов. – М. М.: Педагогика, 2012. – 185 с.

 


Информация о работе Особенности формирования патриотизма у современной молодёжи