Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.1. Организация и проведение эксперимента по выявлению уровня представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.2 Методика развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 25
Заключение 33
Список использованной литературы 36
В основу методики формирующего эксперимента легли следующие принципы:
- комплексного
воздействия на эмоциональную, интеллектуальную
и деятельностно–практическую
- поддержка эмоционально – положительного отношения к занятиям;
- стимулирование
интереса детей к труду
Этапы формирующего эксперимента:
Учитывая особенности жизни малого районного города, а также желания и интересы детей, выделили следующие виды экскурсий:
1. Труд няни.
2. Труд повара .
3. Труд дворника.
4. Труд шофера.
5.Труд водителя (автобуса).
В экспериментальной работе были выделены три направления педагогической работы с детьми:
Первый этап включал в себя реализацию первого и второго направления экспериментальной работы. Большое внимание уделялось разработке содержания и процессуальной стороны экскурсий. Для этого были разработаны схемы, служащие алгоритмами описания экскурсий:
-внешний
вид в контексте
-профессиональные действия;
-орудия труда: окружающие предметы, их использование;
-беседа
с представителем данной
-трудовые действия с орудиями труда.
Все выделенные виды проводились дважды. При первичном проведении экскурсий целью являлось вызвать эмоциональный отклик, эмоциональное восприятие представителей профессий, первоначальное знакомство с особенностями той или иной профессии. Основное место занимало наблюдение за деятельностью людей той или иной профессии.
Повторное проведение экскурсий осуществлялось с целью акцентирования внимания детей на внешнем виде работников, орудиях труда, процессе организации труда, последовательности выполнения трудовых действий, показать значимость труда, его результаты.
Важное место освободилось раскрытию социальной и эстетической стороны.
Помимо наблюдения использовали фрагментарное подключение детей к выполнению отдельных трудовых действий, общение представителя той или иной профессии с детьми.
На заключительном этапе осуществлялось закрепление и обобщение полученных представлений детей о труде взрослого с использованием художественного слова, изобразительной деятельности.
В целях формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста были использованы следующие дидактические игры:
- «Кто это?» (игра развивает предметный словарь детей, внимание, память);
- «Кто что делает?» (игра развивает глагольный словарь, конкретизирует представления о профессиях);
- «Кому
что нужно для работы?» (1 вариант
- по типу лабиринта, например, найти,
что нужно для работы повару;
2 вариант – по типу лото, подобрать
карточки с изображением
- «Четвёртый
лишний» (игра развивает
- «Помоги
повару приготовить фруктовый
салат» (игра углубляет знания
о способах и
- «Почини грузовик» (по типу разрезных картинок; игра закрепляет название частей грузовика, употребление в речи существительных ед. и мн. ч. Р.п.);
- «Какая
картинка лишняя?» (игра учит детей
азам обобщения и
Взрослый раздаёт детям карточки с изображением людей разных профессий – воспитатель, няня, повар, дворник. Просит их рассмотреть. Затем откладывает эти карточки на свой стол и поднимает карточку с изображением няни. Спрашивает: «Кто изображён на картинке? Что она делает?» Аналогично проводит работу и с другими карточками. Затем раздаёт детям предметные картинки с изображением инструмента, нужного человеку той или иной профессии. Воспитатель поднимает свою карточку и говорит: «Дети, поднимите те предметы, которые нужны человеку этой профессии (например, повар). Почему вы подняли именно эту карточку? (Ответ ребёнка). Зачем повару нужен этот предмет? »(Ответ детей). Увидеть уровень формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста можно по тому, как будет действовать ребёнок.
Работа с родителями начинается с посещения педагогом семей своих воспитанников. Изучаются условия, которые созданы в семьях для детского домашнего труда, выясняется как ребенок трудится вместе со взрослыми и к каким видам работы их привлекают родители. Выяснив, как осуществляется нравственно-волевая и трудовая подготовка детей к школе; на что необходимо обратить внимание в первую очередь; как объясняют ребенку необходимость обучения в школе; какие трудности испытывают родители в воспитании детей (как выработать у ребенка умение сосредоточенно заниматься дома, выполнять не отвлекаясь порученное дело); какую помощь от детского сада они хотели бы получить. Провели беседы «О воспитании любознательности», «О трудолюбии и лености», «Воспитание усидчивости», «Ваш ребенок в детском саду. А каков он дома?». В группе имеется библиотека для родителей по пропаганде педагогических знаний. Была оформлена папка «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», где педагог обобщила необходимый материал. Была составлена консультация для родителей: «Организация совместной трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», «Трудиться - всегда пригодиться».
На родительском собрании на тему «Как мы воспитываем у своего ребенка самостоятельность в труде», педагог познакомила родителей с опытом трудового воспитания в семье. Одни родители рассказывали об условиях, способствующих охотному включению ребенка в самостоятельный труд (ребенок самостоятельно приносит хлеб из магазина, моет посуду, вытирает пыль, работает с пылесосом, поливает цветы и т.д.) другие - о единстве требований всех членов семьи в организации трудовой деятельности. На родительских собраниях мы разъяснили то новое, что вносится в работу с детьми 2-3 года жизни, как меняются задачи содержания и методы воспитания в связи с возрастными особенностями детей, что могут и должны сделать взрослые, чтобы и в домашних условиях подготовка детей к школе шла успешно. К собранию устроил выставку детских работ, а так же показал родителям, какое оборудование по труду можно иметь для ребенка дома, дала рекомендации по отношению размеров, объемов, веса оборудования.
Результативность эксперимента
Цель контрольного этапа – выявление уровня развития представлений у детей о труде взрослых.
На данном этапе мы провели контрольное обследование детей. Методика проведения контрольного среза совпадала с методиками, используемыми в констатирующем и формирующем экспериментах.
Результаты контрольного среза показали позитивные сдвиги в уровнях развития представлений о труде взрослых.
Таблица № 5.
Сводная таблица (беседа)
Таблица уровней |
ЭГ |
КГ | ||
Конст.эксп |
Конт. Эксп. |
Конст.эксп |
Конт. Эксп. | |
Высокий |
4 |
10 |
5 |
7 |
Средний |
6 |
7 |
8 |
9 |
Низкий |
8 |
1 |
7 |
4 |
Анализ результатов показал положительную динамику изменения развития представлений о труде взрослых: на семь детей стало меньше на низком уровне, и на шесть детей больше на высоком уровне развития представлений. На низком уровне было 8, стало 1 ребенок, на высоком было 4, стало 10 детей, количество детей среднего уровня было 6, стало 7.
Произошли положительные изменения и в проявлении эмоционального отношения к этой стороне социальной жизни и по сравнению с констатирующим экспериментом дети более эмоциональны в общении, проявляли яркие выразительные эмоции в процессе беседы с ним.
Таблица № 6. Эмоциональное отношение детей.
До эксперимента.
Число детей |
Высокий |
Средний |
Низкий |
4 |
6 |
8 |
После эксперимента.
Число детей |
Высокий |
Средний |
Низкий |
11 |
7 |
0 |
Полученные результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей экспериментальной группы о труде взрослых и процессе его организации.
В ходе этого исследования мы определили: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; работают ли хорошо во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Полученные данные мы зафиксировали в виде табл. 7.
Таблица 7
Сводная таблица (беседа)
Таблица уровней |
ЭГ |
КГ | ||
Конст.эксп |
Конт. Эксп. |
Конст.эксп |
Конт. Эксп. | |
Высокий |
22% (4) |
55 % (10) |
25% (5) |
35% (7) |
Средний |
33% (6) |
39% (7) |
40 % (8) |
45% (9) |
Низкий |
44% (8) |
5% (1) |
35% (7) |
20% (4) |
Анализ опытно – педагогической работы показал, что проведенная работа способствовала развитию дошкольников, стимулировала проявления знаний о труде взрослых, процессе его организации.
Рис.1. Сравнительный анализ ЭГ (беседа)
Сравнение результатов показывает, что у детей ЭГ значительно повысились знания о работе взрослых.
Таким образом, опробированная методика позволила повысить уровень представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования экскурсий как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно.
Подводя итоги своей работы педагог сделал вывод, что у всех детей, с которыми он проводил целенаправленную систематическую работу по формированию ценностного отношения к труду сформированы практические
Заключение
В дошкольном возрасте закладывается и формируется отношение личности к труду. Осознание роли труда, его воспитательного и нравственного значения принадлежит к числу основных элементов морального сознания. Развитие представлений о труде взрослых относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их социального развития в целом.
Проведенные на базе МАДОУ №67 «Подснежник» исследования подтвердили значение методики формирования представлений о труде взрослых посредством эффективного воздействия педагогической оценки и оценки сверстников, а также использования самооценки. Поставленные в ходе исследования задачи позволили подойти к отбору содержания исследования и методам исследования.
Информация о работе Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников