Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.1. Организация и проведение эксперимента по выявлению уровня представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.2 Методика развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 25
Заключение 33
Список использованной литературы 36
В ходе констатирующего эксперимента мы выявили преобладание среднего и низкого уровней представлений детей о труде взрослых. Результаты изучения уровня представлений о труде взрослых и отношения детей к этой стороне социальной жизни дают основания говорить, что большинство детей имеют весьма ограниченные сведения о трудовых действиях, месте труда, организации труда. Выявлены случаи вообще безразличного отношения к труду, его значимости в жизни человека. Анализ трудолюбия показало, что у детей уровень мотивации, самоконтроля и самооценки недостаточно сформированны.
При рассмотрении данной проблемы в МДОУ мы пришли к заключению о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию представлений у детей о труде взрослых, формирование самоконтроля и ценностного отношения к труду взрослых, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.
Экспериментальная работа осуществлялась по следующим направлениям: через раскрытие ребенку смысла труда; знакомство с процессом труда..
Для достижения поставленной цели мы использовали экскурсии на кухню, работу нянечки, дворника. При ознакомлении с трудом взрослых были использованы словесные (беседы), наглядные(показ иллюстраций), практические методы. Использовались формы и методы педагогического воздействия, способствующие развитию у детей конкретных представлений и вызывающие интерес к труду взрослых, процессу его организации.
Анализ опытно – педагогической работы показал, что проведенная работа способствовала развитию дошкольников, стимулировала проявления знаний о труде взрослых, процессе его организации.
Таким образом, опробированная методика позволила повысить уровень представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования экскурсий как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно.
Подводя итоги своей работы мы сделали вывод, что у детей ЭГ, с которыми проводили целенаправленную систематическую работу по формированию ценностного отношения к труду сформированы практические навыки и умения. Выработаны положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, забота. У детей развиты нравственные отношения к предметам человеческого труда.
Дети получили не только четкие представления о трудовой деятельности, но и имеют стойкие привычки и навыки, улучшения взаимоотношения в детском коллективе, с родителями и близкими, увеличивает фактор самостоятельности. Повышенный интерес детей к трудовой деятельности способствуют по обучению формированию любознательности, творчеству, самовыражение.
Результативность диагностики имеет положительную динамику. Дети научились трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца, оказывать друг другу помощь. Повысились трудовые умения и навыки.
Выполненная экспериментальная работа дала положительный результат и доказала выдвинутую нами гипотезу: формирование ценностного отношения к труду у детей 2-3 лет будет успешным, если будет использована комплексная методика формирования руководства трудом детей.
Информация о работе Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников