Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.1. Организация и проведение эксперимента по выявлению уровня представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.2 Методика развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 25
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

формирование представлений о труде .docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

В ходе констатирующего эксперимента мы выявили преобладание среднего и низкого уровней представлений детей о труде взрослых. Результаты изучения уровня представлений о труде взрослых и отношения детей к этой стороне социальной жизни дают основания говорить, что большинство детей имеют весьма ограниченные сведения о трудовых действиях, месте труда, организации труда. Выявлены случаи вообще безразличного отношения к труду, его значимости в жизни человека. Анализ трудолюбия показало, что у детей уровень мотивации, самоконтроля и самооценки недостаточно сформированны.

При рассмотрении данной проблемы в МДОУ мы пришли к заключению о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию представлений у детей о труде взрослых, формирование самоконтроля и ценностного отношения к труду взрослых, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.

Экспериментальная работа осуществлялась по следующим направлениям: через раскрытие ребенку смысла труда; знакомство с процессом труда..

Для достижения поставленной цели мы использовали экскурсии на кухню, работу нянечки, дворника. При ознакомлении с трудом взрослых были использованы словесные (беседы), наглядные(показ иллюстраций), практические методы. Использовались формы и методы педагогического воздействия, способствующие развитию у детей конкретных представлений и вызывающие интерес к труду взрослых, процессу его организации.

Анализ опытно – педагогической работы показал, что проведенная работа способствовала развитию дошкольников, стимулировала проявления знаний о труде взрослых, процессе его организации.

Таким образом, опробированная методика позволила повысить уровень представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования экскурсий как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно.

Подводя итоги своей работы мы сделали вывод, что у детей ЭГ, с которыми  проводили целенаправленную систематическую работу по формированию ценностного отношения к труду сформированы практические навыки и умения. Выработаны положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, забота. У детей развиты нравственные отношения к предметам человеческого труда.

Дети получили не только четкие представления о трудовой деятельности, но и имеют стойкие привычки и навыки, улучшения взаимоотношения в детском коллективе, с родителями и близкими, увеличивает фактор самостоятельности. Повышенный интерес детей к трудовой деятельности способствуют по обучению формированию любознательности, творчеству, самовыражение.

Результативность диагностики имеет положительную динамику. Дети научились трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца, оказывать друг другу помощь. Повысились трудовые умения и навыки.

Выполненная экспериментальная работа дала положительный результат и  доказала выдвинутую нами гипотезу: формирование ценностного отношения к труду у детей 2-3 лет  будет успешным, если будет использована комплексная методика формирования руководства трудом детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. - М.: ГЦЛ, 2004, 112 с.
  2. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание.-2000.-№1.-С.8-11.
  3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методики трудового воспитания: / Р.С. Буре // Учебно-методическое пособие.- СПб: Азбука, 2004. - 186с.
  4. Буре, Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду / Р.С. Буре // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. – М., 1994.
  5. Владимирова Т.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы / под ред. И.Я.Гуткович, - Ульяновск, 2002.
  6. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.
  7. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1998.
  8. Голицына Н.С. . Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2008. - 32 с.
  9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.- СПб.: Из-во "Акцидент", 1995.-288с.
  10. Киселева Г.М. Перспективы трудового воспитания дошкольников // Актуальные проблемы дошкольного образования : перспективы развития : в 2-х ч. — Челябинск : Образование, 2005. — Ч.2.-С.52-55.
  11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова,           Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр.; Гриф МО. - М.: Академия, 2006. - 415 с.
  12. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. 2-е изд. /              Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
  13. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  14. Котряков Н. Современные подходы к проблемам трудового воспита¬ния // Школа и производство. - 1999. - М 2. - С. 2 - 3.
  15. Крохина С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе / Дошкольное воспитание. – 2010, № 3. – с.56-58.
  16. Крулехт М.В. Актуальные проблемы и инновационные тенденции дошкольного образования в России // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 3. - С.22.
  17. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. - СПб.: Детство - Пресс, 2002. - 160 с.
  18. Куликова Т. Учите детей трудиться / Дошкольное воспитание. – 2000, № 7. – с.57-58.
  19. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
  20. Литвина О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду / Дошкольное воспитание. – 2010, № 4. – с.37-38.
  21. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
  22. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук. -Улан-Удэ, 2001.
  23. Мачехина О.П. Формирование трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.П. Мачехина. - Брянск, 2003. - 23 с.
  24. Мичурина Ю.А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Мичурина. -Магнитогорск, 2005. - 194 с.
  25. Мичурина Ю.А. Реализация субъект-субьектного подхода в приобщении детей дошкольного возраста к труду / Ю.А. Мичурина // Актуальные проблемы дошкольного образования : субъект-субъектные отношения. - Челябинск : Образование, 2004. — С.86-90.
  26. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  27. Нравственно-трудовое воспитание детей / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987. – С.8-21, 83-88, 189-190.
  28. Попов С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии // Социолог.исследования. 1979. №3.
  29. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
  30. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.
  31. Шатова А.Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников // Традиции и современность. Вып. 4. / под ред. А.Д. Шатовой. - М., 2002. -С.31-33.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников