Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой в курсовой работе определены следующие задачи:
Раскрыть сущность проблемы детей младшего школьного возраста, в психологической науке.
Охарактеризовать возможности работы социального работника с детьми младшего школьного возраста.
Исследовать особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
Разработать рекомендации учителям по работе с детьми.

Содержание

Введение.____________________________________________5-6

Глава I Теоретические основы изучения эмоциональной сферы детей, младшего школьного возраста._________________________

Проблема эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, в трудах отечественных и зарубежных
авторов._______________________________________________7-12

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.______________________________________________13-20

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.______________________________________________21-25


Выводы по I главе.______________________________________26-27

Глава II Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.________________________________________

2.1 Методики изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________________28-35

2.2 Анализ результата исследования эмоциональных особенностей у детей младшего школьного возраст._______________________________________________36-38

2.3 Рекомендации по коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________39-41

Выводы по II главе._____________________________________42-43

Заключение._____________________________________________44

Литература.____________________________________________45-46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Рабочая методика в практике работы с детьми младшего школьного возраста:

Основными видами работы являются: сопровождение адаптации  на новом этапе обучения, сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»), сопровождение перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование).

 Сопровождение к адаптации к школе

Диагностическое направление:

Мониторинг адаптированности ребёнка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребёнка к школе, причины неуспеваемости)

 Предмет диагностики: 

Стандартные методики, тесты. Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям. Другие средства и методы работы.

 Определение уровня  тревожности:

1)      Проективная  методика для диагностики школьной  тревожности (E.W.Amen, N.Renison , модификация А.М.Прихожан)

2)      Шкала  явной тревожности для детей 

(Дж. Тейлора, модификация А.М.Прихожан).

Позиция в группе сверстников, социальный статус: 

1)      Проективная  методика Рене Жиля (Для исследования  межличностных отношений) В кн. Лучшие психологические тесты  для профотбора и профориентации. – СПб., 1992.

2)      Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992).

Особенности познавательной сферы:

Внимание:

1)      Корректурная  проба

2)      Чёрно-красная  таблица

3)      Перепутанные линии

4)      Методика  Пьерона-Рузера

Память:

1)      Методика  «Запоминание цифр»

2)      Методика  «Запоминание образов»

3)      Методика  опосредованного запоминания (по  Л.С.Выготскому)

4)      Методика  «10 слов» (А.Р.Лурия)

 Мышление:

1) Методика «Матрицы Равена»

2) Методика «Исключение  лишнего»

3) Исследование особенностей словесно-логического мышления детей

Сопровождение к переходу к обучению в среднем  звене

Диагностическое направление:

 Изучение особенностей педагогического стиля педагога (3 класс), изучение особенностей поведения учащихся в учебных ситуациях, выявление потенциальной «группы риска», определение готовности обучения детей в среднем звене

 Предмет диагностики: 

Стандартные методики, тесты. Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям. Другие средства и методы работы.

Характер реакции педагога в разных ситуациях:

 1) «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998)

2) «Оценка способов реагирования в конфликте» (тест Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной) 

Отношение к учебным  предметам учащихся, активность поведения  на переменах:

1) Методика Г.Н. Казанцевой «Отношение к учению и к учебным предметам»

 2) Наблюдение, беседа, анкетирование

Изучение индивидуально-психологических  особенностей:

1) Проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.

2) Тест школьной тревожности Филлипса (для начальной школы)

3) Тест Люшера Наблюдение, беседа с использованием сб. Методические материалы для психодиагностического обследования ребенка 5-7 лет /Сост. В.И. Чирков, О.В. Соколова. Ярославль, 1993. («Психодиагностика»)

 

При разработке занятий, посвященных эмоциям, учитывались  следующие критерии:

-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.

-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.

-Умеет различать эмоции в интонациях речи.

-Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.

-Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.

Организация занятий:

Занятия проводятся с  группой, состоящей из 6–10 человек, 1–2 раза в неделю. Длительность одного занятия — от 20 до 60 минут в зависимости от возраста детей.

Для проведения занятий  необходимо просторное помещение с  ковровым (мягким) покрытием.

 После завершения  программы можно поставить с  детьми спектакль. В ходе подготовки  к нему дети могут использовать  полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям (и себе!) свои достижения. Необходимо помнить, что спектакль должен быть эмоциональным.  

Правила проведения занятий:

Самое главное условие  эффективности таких занятий  — добровольное участие в них  детей.

Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.

Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к  этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят!

Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите  занятие.

Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или  жадности).

Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал.

Методические приемы:

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

Рисование эмоций.

Проигрывание этюдов.

Методика "Игра и друзья"4

Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.

Дружба, близкие отношения  со сверстниками, играют важную роль в  жизни каждого ребенка, развитии его личности, но на настоящий момент она достаточно мало изучена (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Р. Селман). Исследование дружеских отношений младших школьников осложняется тем, что у детей этого возраста еще не развита рефлексия, и в этом случае трудно использовать традиционные методики, требующие от ребенка словесного отчета. В целях преодоления этой трудности в работе была предпринята попытка разработки новой методики для исследования представлений младших школьников об игре и дружбе.

Целью исследования изучение особенностей представления об игре и дружбе в младшем школьном возрасте путем анализа проведенных тестов и игр.

1 этап:

Детей собрать в одном  классе и посадить по двое за парту. Раздать листки с заданиями (см. в  Приложении), по одному на парту. Время  прохождения, не ограничено.

Какая из пар закончит быстрее, та и выиграла.

   Полученные результаты свидетельствуют о развитии дружеских отношений детей по линии перехода от совместной игровой деятельности к эмоционально-личностному взаимодействию с другом, становлению эмоционально-личностных отношений между друзьями, в которых личность друга и свои личностные качества становятся предметом активной ориентировки младшего школьника.

2 этап:

Детей собрали на улице. И предложили им поиграть в подвижные  игры.

Такие как ручеек, догонялки, прятки и т.д. Или  поиграть в такие игры, которые предложат дети.

Подведя итоги после  игры, можно заметить, что не только те пары, которые проходили вместе тесты, но и остальные ребята стали  дружнее.

После проведения методики “Игра и друзья”, повторная диагностика показала, что дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении, таким образом, подтверждается гипотеза о том, что, развивая творческие способности, мы развиваем эмоциональную сферу ребенка.

Исследование проводилось  на учениках школы № 6 им. А.С Макаренко, младших школьниках. Всего приняло участие 20 детей, из разных классов.

При провождении этого  задания,  наблюдая как ведут себя дети, на 1 этапе в парах, я заметила, что дети, стремясь выиграть, объединились и каждая пара была как одно целое. Перейдя ко второму этапу, предлагая свои игры, дети из своих пар начали объединяться сначала на 2 команды, затем все вместе.

Подведя итог проделанной  работы, я могу сказать, что совершенно разные дети могут найти общие интересы и провести время в хорошем настроении, получая при этом положительные эмоции.

Методика “я и эмоции”5

В связи с низким уровнем  развития эмоциональной сферы были выделены направления работы, методы и приемы по корректировке и целенаправленному развитию эмоциональной сферы детей. Эта методика представляет собой комплекс из шести этапов, цель которых состояла в развитии эмоциональной чувствительности и выразительности.

1. этап:

Знакомство (дети знакомятся с друг другом, с помощью ведущего и с самим ведущим)

2. этап:

После знакомства, ведущий  предлагает разминку (разминка состоит  из тестов, см. в Приложении)

3. этап:

Ведущий предлагает вспомнить  героев из сказок.

4. этап:

Постановление сказки “Репка”

5. этап:

Репетиции сказки и приглашение родителей

6. этап:

Показ сказки

Методика проводилась  мной в школе № 6 им. А. С Макаренко, среди младших школьников.

После проведения методики “Я и мои эмоции”, постановки сказки я заметила, что дети стали более  чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении, таким образом, подтверждается гипотеза о том, что, развивая творческие способности, мы развиваем эмоциональную сферу ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результата  исследования эмоциональных особенностей у детей младшего школьного возраста

Говоря о необходимости  изучения особенностей эмоционального состояния учащихся младшего школьного  возраста, следует отметить, что  существует много видов эмоционального состояния. Нас интересуют те из них, которые оказывают существенное влияние на протекание учебного процесса. К ним относятся: настроение, тревожность, напряженность, фрустрированность. Выбор психодиагностических методик был направлен на выявление этих ведущих эмоциональных состояний. Психологическое обследование младших школьников проводилось также с учетом того, что первые полгода - это период адаптации этих детей к школьному обучению, новым для них к школьным условиям, поэтому, кроме анализа особенностей эмоционального состояния первоклассников, проводился и анализ их поведения в адаптационный период (выявлялся коэффициент дезадаптации методом наблюдения).

Проводя методики я руководствовалась “Рабочей методикой в практике работы с детьми младшего школьного возраста”.(

Место провождения: школа № 6 им. А.С Макаренко

Объект провождения: младшие  школьники (в количестве 20 человек)

Цель провождения: изучить  особенности эмоциональной сферы  детей младшего школьного возраста

Результаты провождения:

Для провождения методик  были набраны дети, младшие школьники, из разных классов (с 1по 3 классы). За время провождения никаких происшествий не было.

Среди учеников было 10 мальчиков  и 10 девочек. Проводя тесты я наблюдала, что поведение девочек и их реакция намного спокойнее чем  у мальчиков. Эмоциональная сфера девочек намного больше развита, чем у мальчиков.

Проводя первую методику “Игра и друзья”, девочки при играх на улице вели себя намного сдержанней, чем мальчики. Мальчики бегали беспорядочно, и редкий раз позволяли себе толкаться. Но все же в конце провождения занятий все остались довольны и с положительными эмоции шли на оставшиеся уроки. При провождении второй методики “Я и эмоции” все принимали активное участие в сказке.

Таблица уровней эмоциональной  сферы:

 

Эмоциональная сфера  у мальчиков

Тип эмоциональной сферы

Проценты

Низкая

20

Средняя

50

Высокая

80

Эмоциональная сфера  у девочек

Низкая

30

Средняя

60

Высокая

90


 

После проведения двух методик я  составила эмоциональные диаграммы. 

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста