Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой в курсовой работе определены следующие задачи:
Раскрыть сущность проблемы детей младшего школьного возраста, в психологической науке.
Охарактеризовать возможности работы социального работника с детьми младшего школьного возраста.
Исследовать особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
Разработать рекомендации учителям по работе с детьми.

Содержание

Введение.____________________________________________5-6

Глава I Теоретические основы изучения эмоциональной сферы детей, младшего школьного возраста._________________________

Проблема эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, в трудах отечественных и зарубежных
авторов._______________________________________________7-12

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.______________________________________________13-20

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.______________________________________________21-25


Выводы по I главе.______________________________________26-27

Глава II Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.________________________________________

2.1 Методики изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________________28-35

2.2 Анализ результата исследования эмоциональных особенностей у детей младшего школьного возраст._______________________________________________36-38

2.3 Рекомендации по коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________39-41

Выводы по II главе._____________________________________42-43

Заключение._____________________________________________44

Литература.____________________________________________45-46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

 

         
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

 

 

             
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

 

После просмотра диаграмм я сделала вывод, что у девочек  эмоциональная сфера выше, чем  у мальчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации  по коррекции эмоциональной сферы  детей младшего школьного возраста

 

В процессе жизни у  ребенка меняются взгляды на мир  и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать  и контролировать свои эмоции, а  также идет усвоение способов общения. Однако опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.

Конспект занятия коррекции  эмоциональной сферы.6

Тема: “Радость; хорошее  настроение”.

Цели:

воспитание у детей  миролюбия и доброжелательного поведения,

коррекция эмоционально-волевой  сферы.

Задачи:

раскрыть сущность понятия  “Радость”;

формирование у детей  доброжелательного поведения;

развивать эмоциональную  произвольность, мимику, жесты, присущие эмоции “Радость”;

учить конструктивным способам управления собственным поведением, снимать напряжение.

Материалы: флажки разноцветные; шары с изображением веселого лица; яркие, смешные украшения, обручи на голову, банты, заколки; два листа  ватмана с изображением контура  человечка без лица; фломастеры; карандаши цв.; карточки с рис. “эмоции”;

Звуковое оформление: В.Шаинский “Улыбка”; запись смеха.

Ход занятия:

Вступительное слово:

Учитель. Настал день. Я  улыбнусь Вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумаете: “Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и

добры, приветливы и ласковы. «Вдохните глубоко и с вздохом  забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту  белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного от ношения друг к другу на целый день.

Сегодня наше занятие  будет веселое, радостное, мы будем  шутить и смеяться. И тема нашего сегодняшнего занятия будет: “Радость”.

Диагностика настроения детей.

С помощью разноцветных флажков (светлые тона – радостное, доброе, веселое настроение, темные тона – мрачное, сердитое, угрюмое, плохое настроение) дети выбирают цвет, соответствующий их настроению.

Игра “Приветствие”.

Во время игры дети здороваются друг с другом различными способами (носиками, локоточками, пяточками и др.) под быструю, веселую музыку.

Беседа с детьми о  радости.

Дети прослушивают музыкальный  отрывок веселого произведения, после  чего отвечают на вопросы психолога  и самостоятельно рассуждают о том, что такое “радость”.

– Какого характера музыка сейчас звучит?

– О чем вы думаете, когда слушаете эту музыку?

– Что чувствуете?

– Что хочется делать под такую музыку?

– Как вы думаете, что  же такое “радость”?

Тренинговая игра: “Угадай  и покажи настроение”.

Дети двигаются под  музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребенок берет ту карточку, возле которой он остановился. Рассматривает картинку, определяет вид эмоции, изображенный на ней и показывает ее. (Игра проводится 2-3 раза).

Игра “Переодевалки”.

Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений (бантов, париков, заколок и пр. атрибутов) и разглядывают себя в зеркале.

Игра “Художники”.

На изображенном во весь лист ватмана контуре человечка  дети коллективно изображают веселое, радостное настроение, используя  краски, цветные карандаши, фломастеры.

Релаксационное упражнение “Веселый торт”.

Дети с помощью психогимнастики  проговаривают и показывают сюжет  стихотворения:

Если стало почему-то

Очень грустно вдруг  кому-то,

И не знаешь, как же быть,

Чтоб его развеселить,

Ты возьми стакан смешинок,

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их веселкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих  шутках.

Кто попробует кусочек  – 

Непременно захохочет!

Дети “угощают” испеченным тортом гостей.

Повторная диагностика  настроений детей.

Под веселую музыку В. Шаинского “Улыбка” психолог дарит  детям воздушные шары с изображением веселых рожиц.

 

Выводы по II главе

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной  сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. В этом возрасте внимание имеет ряд недостатков, таких как: 1) узкое внимание: ребёнок не в состоянии наблюдать одновременно много предметов, и его внимание всецело поглощается тем немногим, что в данный момент занимает его; 2) легко утомляемое внимание: ребёнок не может долго сосредоточить внимание, особенно на одном и том же; 3) блуждающее внимание: школьнику трудно установить внимание, уверенно, твёрдо и правильно фиксировать его; 4) пассивное внимание: детское внимание мало способно к произвольному усилию и нуждается в частых побуждениях; 5) конкретное внимание: направляется преимущественно на предметы внешнего восприятия.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребёнка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Разные дети внимательны  по разному: внимание обладает разными  свойствами, и эти свойства развиваются  у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое. Но плохо  переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организация внимания сочетается с его малым объёмом.

В целом можно выделить, что эмоциональная сфера зависит  от окружения ребенка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью данного исследования было изучение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. В теоретической части был проведён анализ литературы по проблеме изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их диагностике.

Теоретический анализ подтвердил ещё раз важность исследований психологических  особенностей и особенностей эмоциональной сферы младших школьников, влияние развития психических функций на развитие личности в целом.

В работе выделены такие  аспекты как: психологические особенности и особенности эмоциональной сферы младших школьников.

В практической части  были проведены и описаны методики проведенные в школе с учениками младших классов.

После чего можно сделать  вывод, что эмоциональная сфера  ребенка зависит от окружения. Что  не мало важно помогать ребенку развивать  свои эмоции и учиться ими управлять.

Материал нашей работы может быть использован в социальной деятельности, на курсах повышения квалификации, при разработке лекционных курсов, для студентов соответствующей специальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Абрамова Г. С.  Возрастная психология: Учебное  пособие для студентов вузов. – М.,2003. – 704 с.

2. Алфёров А. Д. Психология  развития школьников: Учебное пособие  по психологии. – Ростов н/Д., 2000. – 384 с.

3. Ананьев Б. Г. К  проблеме возраста в современной  психологии // Избр. психол.тр. – М., 1980

4. Ануфриев А. Ф.  Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002. – 112 с.

5. Блонский П. П.  Психология младшего школьника.  – М.,1997. – 574 с.

6. Кулагина И. Ю., Колюцкий  В. Н. Возрастная психология: Полный  жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2004. – 464 с.

7. Лейтес Н. С. Умственные  способности и возраст. – М.,1971.

8. Люблинская А. А.  Учителю о психологии младшего  школьника. – М.,1977.

9. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3-х т. Т.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. –М.,2003. – 640 с.

10. Обухова Л. Ф. детская  психология: теория, факты, проблемы. – И., 1995.

11. Овчарова Р. В.  Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.

12. Овчинникова Т. Н.  Личность и мышление ребёнка:  диагностика и коррекция. –  М., 2001. – 192 с.

13. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2003. – 704 с.

14. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.,2003. – 592 с.

15. Психодиагностические  методы изучения личности: Учебное  пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф.  Шляхта. – М., 2003. – 320 с.

16.Василюк Ф.Е. Психология  переживания (Анализ преодоления  критических ситуаций). – М., 1984.

17.Практическая психология  образования. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Задания к методике “Игра и друзья” к 1 этапу.

  1. Попробуйте «распутать» эти нити!

Для этого проследите путь каждой из них, и запиши нужную цифру в квадрате справа

 

 



 

 

 

  1. Вставьте пропущенное число

 

  1. 40  30  _  10

 

3. Вычеркни лишнее

 

Собака  Лиса  Заяц  Стол  Медведь

 

4. Какой фигуры на  достает на месте пустого квадрата:

 

 

    


 



        


 

 

5. Вставьте пропущенное  число:

 


 


6. Вставьте слово в  скобках, которое у вас получиться  при сложении букв:

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста