Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:57, курсовая работа
Цель работы - выявление форм и методов социально-педагогической профилактики подростков с отклоняющимся поведением.
В соответствии с целью, объектом и предметом выпускной квалификационной работы нами были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования и уточнить сущность понятия «девиантное поведение».
2. Рассмотреть теории и типы девиаций.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Теоретические основы проблемы отклоняющегося
поведения подростков……………………………………………………...5
2.1 Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»…………..5
2.2 Теории и типы девиаций…………………………………………………....11
2.3 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……….17
2.4 Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….......22
3. Возможности педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в работе социального педагога………………………………….28
3.1. Диагностическое обследование склонности к девиантному поведению подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району…..28
3.2. Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району………………………………………………………………………………...28
3.3. Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков…………………………..45
4. Заключение……………………………………………………………………….49
5. Список литературы…………………………………………………
Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.
Таким образом, по полученному показателю можно судить о склонности к различным формам девиантного поведения:
№ |
Фамилия, имя |
Возраст, лет |
Стандартизированные оценки | |||
АД |
ДП |
СР |
Интегральная оценка ДП | |||
Александр Ф. |
16 |
5 |
4 |
8 |
6 | |
Алексей К. |
17 |
8 |
7 |
2 |
4 | |
Эльдар М. |
15 |
4 |
4 |
1 |
4 | |
Анастасия А. |
16 |
8 |
6 |
7 |
8 | |
Виктория Щ. |
13 |
9 |
5 |
5 |
8 | |
Лида Д. |
15 |
9 |
10 |
9 |
10 |
Таблица 2
Из этих результатов следует вывод, что подростки, набравшие 4 балла, обладают низкой склонностью к девиантному поведению, признаки аддиктивного поведения отсутствуют.
У подростков, набравших 6-8 баллов, наблюдается значительная предрасположенность к противоправному поведению.
Выявлена высокая склонность к девиантному поведению – 10 баллов у одного респондента, а также отдельные признаки суицидальной предрасположенности. Этот подросток требует повышенного внимания.
На основании вышеуказанной диагностики, нами была проведена индивидуальная работа с Дмитриченко Лидией, имеющей высокую склонность к отклоняющемуся поведению. Для этого была использована следующая методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел» (Приложение 3).
Цель проведения методики – выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении.
Ход проведения: из ряда утверждений выбрать те, которые касаются некоторых сторон жизни, характера, привычек и оценить степень своего согласия с их содержанием ответом «да» или «нет».
Данная методика содержит семь шкал:
1. Шкала установки на социально-желательные ответы.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
7. Шкала склонности к деликвентному поведению.
По полученному показателю можно судить о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов.
У Лиды Д. есть склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
Присутствует предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем и ориентация на чувственную сторону жизни.
Лиде присущ слабый волевой контроль эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
Следующей процедурой было проведение диагностики «Шкала поиска острых ощущений, или Чего вы хотите от жизни?» (Приложение 4).
Цель проведения этой методики - выявить уровень (один из трех) склонности индивидуума к острым ощущениям.
Ход проведения методики: учащимся предлагалось ответить на 16 вопросов. Результаты представлены на диаграмме 7.
Диаграмма 7
В результате проведенного исследования нами было выявлено, что большинство учащихся имеют средний уровень склонности к острым ощущениям. Это свидетельствует об умении контролировать потребности в острых ощущениях, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны, об открытости новому опыту, с другой - о сдержанности и рассудительности в критические моменты жизни.
Из бесед с инспектором ПДН мы выяснили, что ряд черт характера является предрасположенностью к девиантному поведению, агрессии. Изучив такие формы поведения, мы решили провести следующую процедуру тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»
(Приложение 5).
Цель проведения методики – определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним.
Ход проведения: учащимся предлагалось ответить на 20 вопросов. Варианты ответов «а», «б», «в».
Результаты проведения диагностической процедуры представлены ниже.
Диаграмма 8
Из представленных на диаграмме результатов ясно, что одна половина учащихся имеет умеренную агрессивность, а вторая половина - излишнюю агрессивность.
Умеренно агрессивные люди, вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Излишне агрессивные люди нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к другим. Они надеются добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих.
Таковы результаты диагностического исследования, проведенного нами по теме работы в период преддипломной практики в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
3.2. Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
База практики: Отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Миллеровскому району.
Фактический адрес учреждения: Российская Федерация, 346130, Ростовская область, Миллеровский район, г. Миллерово, ул. Плеханова, 10.
Телефон: 8(863) 85- 2 - 96
Цель организации – комплексное решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов.
Характеристика базы исследования.
История органов правопорядка неразрывно связана с историей российского государства.
Борьба с преступностью велась издавна. Первое письменное упоминание об этом встречается в «Наказе о градском благочинии» принятом Государем Алексеем Михайловичем в 1649 г., в котором повелевалось: « … для сбережения во всех улицах и по переулкам и в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу, и корчмы, и табаку, и иного никакого воровства не было … .»
На Дону с середины 18в. главой местной власти был назначаемый императором войсковой атаман, при котором находилась войсковая канцелярия. Она в свою очередь делилась на три подразделения: военная, гражданская и уголовная.
В 1917 г. после революции
создается новый вид
Для охраны революционного порядка и борьбы с бандитами 5 октября 1918 г. был создан уголовный розыск.
Одним из первых начальников милиции и УГРО станции Миллерово был Бандурин. Миллеровский батальон ЧОНа возглавлял Федор Митрофанович Омельченко, начальником штаба был Василий Терентьевич Рыбин. Некоторое время штаб располагался в доме по ул. М. Горького 21, а позднее на ул. Ленина в здании кафе «Центральное», в здании почтового отделения.
Сохранилась одна интересная история о судьбе сотрудника правоохранительных органов того времени, уполномоченного по борьбе с бандитизмом Ивана Погорелова – командира отряда особого назначения. Однажды 2 часа отбивался он от банды, пока не подоспела подмога. Спасло то, что он всегда ходил обвешанный оружием и боеприпасами (2 маузера, 2 нагана, 4 гранаты, карабин и к тому же он великолепно стрелял). Прибывший к месту перестрелки отряд спас раненого, но живого командира.
А в 30 – е г. г. Иван Семенович, рискуя собственной жизнью, предупредил М.А. Шолохова о готовившейся против него провокации и помешал осуществить физическую расправу над писателем.
После окончания гражданской войны в 1922 г. появилось новое название правоохранительных органов ГПУ или ОГПУ РСФСР.
В феврале 1941 г. в самостоятельную структуру выделяется НКГБ. В июле 1941 г. он вновь входит в НКВД.
В 1946 г. все наркоматы в
СССР переименовываются в
После смерти Сталина Берия еще раз объединил милицию и госбезопасность в единое министерство МВД.
Вместе с названиями правоохранительных органов менялась и форма сотрудников милиции. Менялся сам покрой формы, различались по цвету петлицы, менялись нагрудные знаки, окантовка воротника, форма и цвет пуговиц.
Великую Отечественную войну сотрудники милиции и УГРО встретили на своих постах.
Сохранились фамилии сотрудников Миллеровской милиции тех времен:
- А.С. Плотников – начальник
бюро исправительных работ
- Я.Т. Олейников – полковник,
военком штаба оперативной
С 1927 по 1930 г.г. в Миллерово
работал заведующим отделом административных
органов Донецкого окрисполкома,
начальником милиции Тихон
В разные годы должность начальника милиции занимали:
1944 – 1946 г.г. – Трушаков.
1946 – 1947 г.г. – Серебряков.
С 1947 г. – В. Воробьев, затем – Письменский.
Значимый вклад в организацию охраны общественного порядка, повышение результативности работы отдела внесли начальники милиции:
- Сардак И.Г. – генерал-
лейтенант милиции, первый
- Османов А.Ю. Больше 10
лет к тому времени на
должности начальника в
- Казьмин Н.А – при
нем ОВД Миллеровского района
неоднократно занимал призовые
места среди горрайонов
- Ткачев Н. М. – начальник
ОВД. Основная работа по
- В настоящее время начальником полиции является Стасюкевич А.Г.
Сегодня здание ОМВД, его материально-техническая база – предмет гордости сотрудников отдела ГУВД. Оно отвечает всем современным требованиям, в нем есть все условия для обеспечения нормальной работы более 200 сотрудников.
На территории обслуживания Отдела МВД России по Миллеровскому району расположено 26 дошкольных учреждения, 1 высшее учебное заведение (РИНХ), 2 средне - специальных образовательных учреждения (ДСХТ, МКК ПУ), 32 школы из которых 25 средних образовательных, 7 общеобразовательных школ. Общее количество учеников школ составляет 6562 подростка.
На профилактических учетах Отдела МВД России по Миллеровскому району состоит 59 несовершеннолетних (АППГ-49), из них учащихся школ – 28. Состоит неблагополучных родителей 31 (АППГ-30), из проживающих в г. Миллерово – 17.
Инспектор отделения по делам несовершеннолетних находится в непосредственном подчинении начальника ПДН и ст. инспекторов ПДН ОМВД РФ по Миллеровскому району.
Общее руководство и контроль за состоянием работы инспекторов по делам несовершеннолетних, закрепленных за общеобразовательными учреждениями, осуществляет управление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.
В задачи инспектора входит систематический
анализ состояния, структуры и динамики
правонарушений и преступлений несовершеннолетних,
а также эффективность
Информация о работе Отклоняющееся поведение как социально – педагогическая проблема