Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 16:28, отчет по практике
Краткое описание
Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.
Зону игровой терапии рекомендуется
оформлять с применением ярких насыщенных
тонов, иногда резко контрастирующих.
Зону релаксации и снятия психоэмоционального
напряжения не следует перенасыщать мелкими
деталями, они будут раздражать и оказывать
стимулирующее, а не расслабляющее действие.
Стены, пол, мебель, портьеры должны быть
спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих
дополнительного возбуждения. Предпочтительными
являются голубые и зеленые цвета.
Таблица 2. Связь между любимым цветом
и психологическими характеристиками
человека
В кабинете педагога-психолога обязательно
должны быть растения, способствующие
созданию оптимальных условий для занятий
и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные
стеллажи и стенки могут играть роль функциональных
перегородок, разделяющих различные зоны
кабинета (например, отделять зону первичного
приема от игровой зоны).
В кабинете рекомендуется размещать
живые цветы, зеленые травяные газоны,
фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное
психологическое влияние на посетителей.
Органичным дополнением к фитодизайну
является использование во время занятий
записей звуков природы: шума леса, морского
прибоя, пения птиц.
Рабочее место современного специалиста
немыслимо без технического оснащения,
позволяющего максимально эффективно
использовать рабочее время. Технические
средства необходимы педагогу-психологу
для проведения занятий с детьми, обработки
и систематизации результатов обследований,
создания банка психологических данных,
тщательной подготовки к проведению диагностической
и коррекционно-развивающей работы и т.
д.
Соответственно в кабинете педагога-психолога
должны быть:
- оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
- система видеозаписи и видеовоспроизведения
с набором видеозаписей и слайдов;
- система звукозаписи и звуковоспроизведения
с набором звукозаписей.
Кабинет педагога-психолога при любом
варианте его организации, независимо
от размера помещения и его материально-технического
оснащения, является "лицом" работающего
в нем специалиста, отражает индивидуальность
как профессионала и как личности.
В этом кабинете должно быть комфортно
не только самому педагогу-психологу,
но и приходящим туда детям и взрослым.
Для кабинета педагога-психолога отведено
помещение площадью не 30 м2, чтобы одновременно
в нем могли находиться 10–12 человек и
работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет расположен в доступном месте
на первом этаже здания, что позволит посетителям
избежать лишних контактов и при необходимости
соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет педагога-психолога территориально
изолирован.
Помимо территориальной для кабинета
психолога важна также звуковая изоляция.
Для ее обеспечения в кабинете установлена
двойная дверь
Пространство кабинета организовано
в соответствии со спецификой профессиональной
деятельности психолога. Исходя из этого
оно разделено на несколько рабочих зон,
имеющих различную функциональную нагрузку.
Можно выделить следующие зоны:
- первичного приема и беседы
с клиентом;
- консультативной работы;
- диагностической работы;
- коррекционно-развивающей работы;
- игровой терапии;
- релаксации и снятия эмоционального
напряжения;
- рабочую (личную) зону педагога-психолога;
- ожидания приема.
Зона первичного приема и беседы с клиентом
оснащена рабочим столом, компьютером.
Рядом со столом педагога-психолога стоит
шкаф и в котором находятся необходимые
диагностические, методические материалы,
инструментарий для проведения психологического
обследования, литератураи т. д., а также
картотека с данными о клиентах (детях,
педагогах, родителях).
В кабинете потолок окрашен в голубой
цвет, а стены – в светло-желтые тона. В
оформлении кабинета использованы элементы
ландшафтотерапии (фотообои, слайды с
динамической подсветкой по периметру,
панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные
композиции из комнатных растений, аквариум
и т. д.). В кабинете имеются мягкие кресла
с удобными спинками и подлокотниками,
а в зону релаксации – с подголовниками
или высокими спинками.
Зона консультативной работы предполагает
создание доверительной обстановки, помогающей
посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу,
спокойно обсудить волнующие его проблемы.
Оформлена она в МДОУ №240 "Ручеек"
так, чтобы посетители чувствовали себя
максимально комфортно. Способствуют
этому цветовая гамма, выдержанная в мягких,
пастельных тонах, а также такие элементы
интерьера, как удобные, уютные кресла,
композиции из комнатных растений, панно
из природных материалов и т. п.
Зона диагностической работы предназначена
для проведения обследований (в индивидуальной
или групповой форме). Здесь нет лишних
предметов, ярких деталей интерьера, которые
могут отвлекать внимание детей и мешать
им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Диагностические материалы, необходимые
педагогу-психологу для работы, систематизированы
(по возрасту, проблематике) и размещены
в специальных шкафах так, чтобы ими было
удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы
оснащается индивидуальными столами-партами,
доской, мольбертами, фланелеграфом и
пр. Для проведения занятий в игровой форме,
предполагающей свободное размещение
детей на полу, в кабинете имеется ковер,
а также разнообразный игровой материал
(мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор,
развивающие пособия и т. д.).
Зона релаксации и снятия эмоционального
напряжения предполагает создание расслабляющей,
успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое
покрытие на полу, естественная зелень
комнатных растений, большой аквариум
с подсветкой, негромкое звучание спокойной
музыки – все должно способствовать успокоению,
снятию накопившейся усталости и раздражения.
Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу
для подготовки к работе (занятиям, консультациям
и пр.), обработки данных, хранения материалов
обследования, рабочей документации, методической
литературы, пособий и пр.
Зона ожидания приема выполняет функцию
своеобразной приемной, где обращающиеся
к педагогу-психологу дети и взрослые
могут удобно устроиться и подождать.
Желательно разместить в ней информационные
стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической
литературой для родителей, подборку популярных
тестов для самодиагностики, красочные
детские журналы, настольные игры и другие
материалы, позволяющие с пользой провести
время ожидания. В ходе работы педагога-психолога
с ребенком родители могут выполнять здесь
предназначенные для них задания (например,
заполнять анкеты, опросники и т. д.).
2. Основной этап
психолого-педагогической практики
Групповые занятие, проведенные мною
в МДОУ №240:
Занятие 1.
Задание "Разложи карточки на группы
так, так чтобы три карточки были подходящими
друг к другу по какому-то признаку, а одна
не подходила"
Цель: развитие навыков анализа, синтеза
и обобщения в процессе проведения классификации
по родовым категориям.
Описание задания. На каждом столе лежит
по 12 картинок, которые нужно разделить
на 3 группы, причем подобрать картинки
нужно так, чтобы три из них можно было
обобщить, а четвертая не подходила к первым
трем.
Дети выполняют задание каждый за отдельным
столом. Потом меняются местами, так как
картинки у всех разные.
Игра "Слушай хлопки"
Цель: развитие активного внимания.
Описание игры. Предложите детям передать
жестами дующий ветер и падающий снег.
Затем договоритесь, что на один хлопок
они должны изобразить ветер, на два –
снег, на три – встать в круг. После этого
включается музыка и дети двигаются, как
хотят. На остановку музыки и определенное
количество хлопков выполняют требуемое
движение.
Задание "Выложи буквы так, как только
что видел"
Цель: увеличение объема памяти, развитие
внимания.
Материал: для каждого из детей приготовлено
по 4-6 карточек с любыми буквами, такими
же, какие психолог выкладывает на доске.
Упражнение на релаксацию и развитие
воображения "Отдых на море".
Психолог: "Лягте с удобное положение,
закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь
в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный
летний день. Небо голубое, теплое солнце.
Вы чувствуете себя абсолютно спокойными
и счастливыми. Мягкие волны докатываются
до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть
морской воды.,
Появляются ощущения обдувающего все
тело легкого и свежего ветерка. Воздух
чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости
схватывает все тело: лицо, спину, живот,
руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится
легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение
становится бодрым и жизнерадостным, хочется
встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии.
Постарайтесь сохранить эти ощущения
на весь день".
Описание игры. Каждый ребенок выбирает
любую пару картинок. Требуется назвать
как можно больше признаков сходства.
Игра "Поезд".
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Описание игры. В игре участвует не более
5-6 детей. Выбирается "паровозик",
остальные дети – "вагончики". "Вагончики"
встают друг за другом. Ребенок – "паровозик"
смотрит внимательно на "вагончики"
и старается их запомнить. Потом он отворачивается,
а ведущий спрашивает: "Кто стоит на
втором, третьем, четвертом месте?".
"Паровозик" отвечает. Затем сам
становится "вагончиком", выбирается
другой "паровозик". Выигрывает
тот, кто правильно расставит
свои "вагончики".
Задание "Закрой карточкой картинку,
которая не подходит к остальным".
Цель: развитие мыслительных процессов.
Задание выполняется по типу игры: "Четвертый
лишний".
Упражнение на релаксацию и развитие
воображения "Радуга".
Психолог: "Лягте удобно, расслабьтесь,
дышите ровно и глубоко. Закройте глаза.
Представьте, что перед вашими глазами
радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может
быть мягким и успокаивающим, как струящаяся
вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару,
он освежает тебя, как купание в озере.
Ощути эту свежесть.
Следующий – желтый. Желтый приносит
нам радость, он согревает нас, как солнышко,
он напоминает нам нежного пушистого цыпленка,
и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко,
он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев
и теплого лета. Если нам не по себе, и мы
чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет
поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и
ощущали, когда представляли себе, что
смотрите на голубой, желтый и зеленый
цвет? Возьмите с собой эти ощущения на
весь день."
2.1 План беседы
с родителями
Тема: Общие сведения о воспитании ребенка
в семье, его склонности и интересы
Вопросы к родителям:
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.
2. Состав семьи. Профессии родителей.
Образование отца и матери. Материальное
положение и бытовые условия
семьи.
3. Какой ребенок по счету в
семье?
4. С какого времени ребенок
посещает дошкольное учреждение?
5. Как долго находится в данной
группе детского сада?
6. Какие болезни перенес ребенок?
7. Какие травмы перенес ребенок?
8. Какие игры, игрушки, материалы
для занятий есть у ребенка?
Где и как они хранятся (есть
ли специальный уголок, комната)?
9. С кем чаще остается ребенок
дома? Кто с ним гуляет, играет?
Кто приносит ребенку игрушки,
книги?
10. Единодушны ли все взрослые
члены семьи в подходе к
ребенку, в том, что ему разрешают,
запрещают?
11. Какие меры воздействия на
ребенка применяются в семье (поощрения,
внушения, выговоры и др.)?
12. Кого в семье ребенок больше
всего слушается?
13. С кем чаще капризничает?
14. Кому чаще жалуется на обидчиков?
15. С кем чаще делится своими
впечатлениями?
16. Какие навыки самообслуживания
имеются у ребенка (самостоятельность
в уборке игрушек, постели и
др.)?