Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 16:28, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 158.41 Кб (Скачать файл)

Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.

Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета.

Таблица 2. Связь между любимым цветом и психологическими характеристиками человека

В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны).

В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное психологическое влияние на посетителей.

Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.

Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д.

Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:

- оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);

- система видеозаписи и видеовоспроизведения  с набором видеозаписей и слайдов;

- система звукозаписи и звуковоспроизведения  с набором звукозаписей.

Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, является "лицом" работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности.

В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым.

Для кабинета педагога-психолога отведено помещение площадью не 30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек и работа проходила в комфортных условиях.

Кабинет расположен в доступном месте на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи. Кабинет педагога-психолога территориально изолирован.

Помимо территориальной для кабинета психолога важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете установлена двойная дверь

Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого оно разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

- первичного приема и беседы  с клиентом;

- консультативной работы;

- диагностической работы;

- коррекционно-развивающей работы;

- игровой терапии;

- релаксации и снятия эмоционального  напряжения;

- рабочую (личную) зону педагога-психолога;

- ожидания приема.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом, компьютером. Рядом со столом педагога-психолога стоит шкаф и в котором находятся необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литератураи т. д., а также картотека с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).

В кабинете потолок окрашен в голубой цвет, а стены – в светло-желтые тона. В оформлении кабинета использованы элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.). В кабинете имеются мягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации – с подголовниками или высокими спинками.

Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлена она в МДОУ №240 "Ручеек" так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.

Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивидуальными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете имеется ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.).

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.

Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической литературой для родителей, подборку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и т. д.).

2. Основной этап  психолого-педагогической практики

Групповые занятие, проведенные мною в МДОУ №240:

Занятие 1.

Задание "Разложи карточки на группы так, так чтобы три карточки были подходящими друг к другу по какому-то признаку, а одна не подходила"

Цель: развитие навыков анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.

Описание задания. На каждом столе лежит по 12 картинок, которые нужно разделить на 3 группы, причем подобрать картинки нужно так, чтобы три из них можно было обобщить, а четвертая не подходила к первым трем.

Дети выполняют задание каждый за отдельным столом. Потом меняются местами, так как картинки у всех разные.

Игра "Слушай хлопки"

Цель: развитие активного внимания.

Описание игры. Предложите детям передать жестами дующий ветер и падающий снег. Затем договоритесь, что на один хлопок они должны изобразить ветер, на два – снег, на три – встать в круг. После этого включается музыка и дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют требуемое движение.

Задание "Выложи буквы так, как только что видел"

Цель: увеличение объема памяти, развитие внимания.

Материал: для каждого из детей приготовлено по 4-6 карточек с любыми буквами, такими же, какие психолог выкладывает на доске.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения "Отдых на море".

Психолог: "Лягте с удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.,

Появляются ощущения обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день".

Занятие 2.

Игра "Чем похожи?"

Цель: развитие мыслительных процессов.

Материал: картинки, разложенные по парам: лиса-волк, скворец – грач, сапоги – ботинки, самолет – вертолет, врач – лекарство, чашка – чайник, дверь – окно.

Описание игры. Каждый ребенок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства.

Игра "Поезд".

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Описание игры. В игре участвует не более 5-6 детей. Выбирается "паровозик", остальные дети – "вагончики". "Вагончики" встают друг за другом. Ребенок – "паровозик" смотрит внимательно на "вагончики" и старается их запомнить. Потом он отворачивается, а ведущий спрашивает: "Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?".

"Паровозик" отвечает. Затем сам  становится "вагончиком", выбирается  другой "паровозик". Выигрывает  тот, кто правильно расставит  свои "вагончики".

Задание "Закрой карточкой картинку, которая не подходит к остальным".

Цель: развитие мыслительных процессов.

Задание выполняется по типу игры: "Четвертый лишний".

Упражнение на релаксацию и развитие воображения "Радуга".

Психолог: "Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.

Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день."

2.1 План беседы  с родителями

Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы

Вопросы к родителям:

1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.

2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное  положение и бытовые условия  семьи.

3. Какой ребенок по счету в  семье?

4. С какого времени ребенок  посещает дошкольное учреждение?

5. Как долго находится в данной  группе детского сада?

6. Какие болезни перенес ребенок?

7. Какие травмы перенес ребенок?

8. Какие игры, игрушки, материалы  для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть  ли специальный уголок, комната)?

9. С кем чаще остается ребенок  дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?

10. Единодушны ли все взрослые  члены семьи в подходе к  ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?

11. Какие меры воздействия на  ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?

12. Кого в семье ребенок больше  всего слушается?

13. С кем чаще капризничает?

14. Кому чаще жалуется на обидчиков?

15. С кем чаще делится своими  впечатлениями?

16. Какие навыки самообслуживания  имеются у ребенка (самостоятельность  в уборке игрушек, постели и  др.)?

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"