Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 16:28, отчет по практике
Краткое описание
Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.
Знакомство с родителями и сбор информации
о ребенке должны помочь психологу сделать
выводы, касающиеся не только самого ребенка,
но также личностных особенностей родителей
и стиля воспитания в семье.
Анализируя результаты обследований,
в первую очередь психолог должен разграничить
норму и патологию (под патологией понимаются
интеллектуальная недостаточность, задержка
психического развития, другие виды психических
отклонений), имея в виду, что дифференциальная
диагностика различных форм патологии
не входит в задачу детского психолога.
Основная цель обследования – создать
психологический портрет нормально развивающегося
ребенка, который включает в себя характеристику
поведения, особенности познавательного
и личностного развития ребенка, и на этой
основе организовать целенаправленную
коррекционную работу.
Анализ познавательного развития ребенка
подразумевает выявление общего уровня
развития восприятия, образного мышления,
памяти, речи и воображения. Следует определить,
равномерно или неравномерно друг относительно
друга развиты перечисленные процессы.
Случаи равномерного развития являются
достаточно простыми, трудности при анализе
представляют варианты неравномерного
познавательного развития. Последнее
выражается не только в различиях уровней
восприятия, мышления, воображения и т.п.,
но и в симптоматических различиях внутри
каждого отдельного познавательного процесса.
Анализ результатов необходимо проводить
комплексно, интерпретировать отдельные
проявления следует только в связи с другими:
сам по себе отдельный симптом всегда
неоднозначен, его истинное значение вытекает
из сопоставления с другими симптомами.
В еще большей степени комплексный анализ
важен для понимания личности ребенка,
проявляющейся в особенностях поведения,
выполнения проективных, познавательных
и так называемых "личностных" заданий.
Специальное значение при анализе результатов
обследования приобретает правильное
понимание особенностей взаимодействия
ребенка с другими людьми.
Значительную роль здесь играют характер
воспитания в семье, уровень требований,
предъявляемых к ребенку, степень конфликтности
семьи и т.п. Не менее важны и качества
самого ребенка, определяющие его поведение
за пределами семьи (с детьми, воспитателями,
другими взрослыми), в частности, инициативность,
конфликтность, организованность ребенка.
Анализируя данные обследования, психолог
должен стремиться не к оценке количественного
уровня развития той или иной функции,
а к созданию целостного психологического
портрета ребенка, выявлению общего типа
поведения ребенка. В таком случае оказывается
возможным выработать конкретные рекомендации
для родителей и воспитателей.
Рекомендации составляются на основе
анализа конкретной ситуации развития
ребенка. Они могут касаться коррекции
познавательного развития, особенностей
его эмоциональной сферы, детско-родительских
отношений, взаимоотношений ребенка со
взрослыми и детьми.
Особой проблемой является принятие
этих рекомендаций родителями (воспитателями)
– только в этом случае они становятся
действенными. Чем более связаны советы
психолога с проблемами, сформулированными
в запросе, чем большее участие в их разработке
принимает тот, кто обратился к психологу
за консультацией, тем продуктивнее окажутся
рекомендации.
Этика психолога в работе с родителями
и воспитателями предполагает неразглашение
полученных сведений; заключения и рекомендации,
даваемые родителям или конкретному воспитателю
по их запросу, никому больше не передаются.
1. Общие сведения о ребенке
Фамилия Имя ребенка: Артем К.
Дата рождения и возраст. 11.01.2006. 5 полных
лет.
Диагноз: здоров
Медицинский анамнез: Вес 4кг.. рост 53см.
Патологии беременности – не отмечено.
Патологии родов- не отмечено. Патологии
периода новорожденное не отмечено.
В грудном возрасте присутствовало расстройство
желудка и работы кишечника.
В раннем детстве присутствовала моторная
неловкость.
Перенесенные заболевания до 1 года- ОРЗ.
Перенесенные заболевания от 1 года до
3-х лет- кишечные расстройства.
Медицинские диагнозы к настоящему времени
– гиперактивность.
Семья не полная. Воспитывает мать. Образование
матери высшее медицинское(врач-онколог).
Жилищные условия соответствуют нормам.
Уровень среднемесячного дохода семьи
на среднем уровне. Проведение досуга
семьи- оздоровительные мероприятия, культурно-зрелищные
мероприятия, дружеские и родственные
контакты.
Воспитание ребенка гибкое.
Раннее психомоторное развитие.
Указать возраст, в котором ребенок: начал
держать голову-2мес., садиться-4мес, вставать-5мес,
ходить-1, 3год.
Начальное эмоциональное развитие
Указать возраст, в котором ребенок: начал
улыбаться-1-2мес., появился комплекс оживления
– после 4х мес., начал узнавать мать -4мес.,
дифференцировать своих и чужих- 8мес.
Указать преобладающие эмоции- улыбается.
6. Результаты анализа медицинской
и педагогической документации,
бесед с родителями и воспитателями:
В настоящее время ребенок
проявляет повышенное беспокойство
и тревожность. Периодически отмечается
частая смена настроения. Ребенок
комфортно чувствует себя в
семье, но наблюдаються проблемы
в общении со сверстниками.
7. Наблюдение велось в период-
4-5 лет.
1. Познавательный уровень –
нормальный.
2. Деятельность. Способ: неспецифические
манипуляции; хаотическая проба; целенаправленная
проба; примеривание.
Отмечена установка на результат. Перенос
осуществляет
3. Любит сюжетные и ролевые
игры. Неадекватное использование
игрушек не наблюдалось. Предметные
заменители в основном не использует.
Любимые игрушки: машинки и пирамидки
и барабан.
Аутиспгические игры не наблюдались.
4. Речь без патологии. Имеются
нарушения при произношении "р".
Рекомендуется работа с логопедом.
5. Произвольная двигательная деятельность
– без патологии.
6. Память: не отмечены затруднения
при запоминании.
7. Внимание: Высокая концентрация
внимания.
8. Мышление – без патологии.
Ребенок четко решает поставленные
задачи.
9. Особенности эмоционально-волевой
сферы – повышенная активность
и подвижность. Ребенок не склонен
к перепадам наст роения. Очень
хорошо идёт на контакт со
сверстниками.
10. Личностные и характерологические
черты: Ребенок часто иногда нервничает.
Не отмечено стремление к одиночеству.
11. Особенности поведения: Ребенок
в целом не конфликтен, однако
может дать сдачи. Если конфликт
начат- легко в него оказывается вовлечённым.
12. Виды помощи ребенку: Ребенку
рекомендуется игровая терапия
и занятия с логопедом.
Заключение
Во время практики я пришла к выводу,
что деятельность психолога в детском
саду можно условно подразделить на два
больших раздела. Первый из них – участие
в осуществлении воспитательного процесса
в целом, его психологизация. Второй раздел
– индивидуальная работа с детьми и содействие
учету их индивидуально-психологических
особенностей.
К первому разделу относится психологическое
просвещение персонала детского сада
и родителей (лекции и беседы, проводящиеся
на методических совещаниях или родительских
собраниях, групповые и индивидуальные
консультации, подготовка памяток, подбор
и распространение психологической и
психолого-педагогической литературы),
передача им знаний о психологии детей,
их возрастных особенностях, оптимальных
путях общения с детьми, организации детских
групп, совместной деятельности, общения
детей разного возраста между собой и
т.п. Конечно, я считаю, что психологическое
просвещение не может ограничиваться
передачей общих сведений по детской психологии.
Оно требует изучения конкретных условий
данного детского сада, учета квалификации
персонала и индивидуального стиля работы
каждого его члена, национальных традиций,
контингента детей и родителей, местных
условий и т.п.
Второй раздел значительно более трудоемок
и многообразен. Он требует длительного
изучения при помощи наблюдения и соответствующих
диагностических методик каждой группы
детского сада, определение особенностей
взаимоотношений воспитателя с детьми
и детей между собой, оценки уровня умственного
развития и индивидуально-психологических
качеств отдельных детей и определения
на этой основе дифференциации обучения
и воспитания, выработки рекомендаций
для воспитателей и родителей, а в отдельных
случаях – и разработки приемов коррекционной
работы с детьми. Следует, однако, иметь
в виду, что психолог не может и не должен
выполнять функции, относящиеся к компетенции
медицины и специальной педагогики. Когда
это требуется, он лишь рекомендует обратиться
к соответствующему специалисту – педиатру,
детскому психоневрологу, дефектологу,
логопеду, или сам привлекает их для консультации
и принятия нужных решений.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог
присутствует в первую очередь для того,
чтобы всеми сторонами "соблюдались
интересы ребенка". Его труд, как правило,
не всегда очевиден родителю, но малышу
он, поверьте, необходим.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую
психологию. – М.: Международ пед.
академия, 2007.- 237 с.
2. Карабанова О.А. Игра в коррекции
психического развития ребенка.
– М.:РПАД, 2009.-191с.
3. Козлова С.А., Катаева Л.И. Мой
мир. Коррекционно-развивающие занятия
с дошкольниками.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
– 224с.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций.
Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия
развития, 2000. – 160с.
5. Лещинский В.И., Кульневич С.В.
Учимся управлять собой и детьми.
– М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2005. – 240 с.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг
эффективного взаимодействия с
детьми.-СПб: Речь, 2001.-157 с.
7. Марцинковская Т.Д. Диагностика
психического развития детей. –
М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -176 с.
8. Немов Р.С. Психология. В Зх
кн. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2009.-233с.
9. Овчарова Р.В. Технологии практического
психолога образования. Учебное
пособие для студентов высших
и спец. учеб, заведений. – М.: ТЦ Сфера,
2000.-448с.
Приложение 1
Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения
Педагог – психолог относится к категории
специалистов, принимается и освобождается
от должности приказом
На должность педагога-психолога без
категории назначается лицо, имеющее высшее
педагогическое образование с дополнительной
специальностью "Психология" без
предъявления требований к стажу работы,
2 категории – стаж работы по специальности
не менее 3 лет, 1 категории – стаж работы
по специальности не менее 5 лет, высшей
категории -стаж работы по специальности
не менее 10 лет.
II. Педагог – психолог должен
знать:
Конституцию РФ.
Законы РФ, постановления и решения Правительства
РФ и федеральных органов управления образованием
по вопросам образования.
Декларацию прав и свобод человека.
Конвенцию о правах ребенка.
Нормативные документы, регулирующие
вопросы охраны труда, здравоохранения,
профориентации и социальной защиты детей.
Общую и педагогическую психологию, общую
педагогику, психологию личности и дифференциальную
психологию, детскую и возрастную психологию,
социальную психологию, детскую нейропсихологию,
патопсихологию, психосоматику.
Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены,
психодиагностику.
Методы активного обучения, социально-психологического
тренинга общения.
Современные методы индивидуальной и
групповой профконсультации, диагностики
и коррекции нормального и аномального
ребенка.
2.10. Правила и нормы охраны
труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
2.11. Правила внутреннего трудового
распорядка ДОУ.
2.12. Производственные инструкции
и инструкции по охране труда
согласно Перечню на допуск
к самостоятельной работе.
Характеристики обслуживаемого оборудования
(ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные
и вредные факторы по своему рабочему
месту, способы защиты от их воздействия.
Правила оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему и порядок обращения
за помощью при получении травмы.
Федеральный закон "Об основах охраны
труда в РФ", "Трудовой кодекс РФ"
в объеме, достаточном для выполнения
своих должностных обязанностей.
Стандарты безопасности труда, правила,
нормы, положения, инструкции и другие
нормативные документы по охране труда.
"Положение об особенностях
расследования несчастных случаев
на производстве в отдельных
отраслях и организациях".