Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 16:28, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 158.41 Кб (Скачать файл)

Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке должны помочь психологу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Анализируя результаты обследований, в первую очередь психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.

Основная цель обследования – создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

Анализ познавательного развития ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить, равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития. Последнее выражается не только в различиях уровней восприятия, мышления, воображения и т.п., но и в симптоматических различиях внутри каждого отдельного познавательного процесса.

Анализ результатов необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых "личностных" заданий.

Специальное значение при анализе результатов обследования приобретает правильное понимание особенностей взаимодействия ребенка с другими людьми.

Значительную роль здесь играют характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т.п. Не менее важны и качества самого ребенка, определяющие его поведение за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми), в частности, инициативность, конфликтность, организованность ребенка.

Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться не к оценке количественного уровня развития той или иной функции, а к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.

Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) – только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее участие в их разработке принимает тот, кто обратился к психологу за консультацией, тем продуктивнее окажутся рекомендации.

Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.

1. Общие сведения о ребенке

Фамилия Имя ребенка: Артем К.

Дата рождения и возраст. 11.01.2006. 5 полных лет.

Диагноз: здоров

Медицинский анамнез: Вес 4кг.. рост 53см. Патологии беременности – не отмечено. Патологии родов- не отмечено. Патологии периода новорожденное не отмечено.

В грудном возрасте присутствовало расстройство желудка и работы кишечника.

В раннем детстве присутствовала моторная неловкость.

Перенесенные заболевания до 1 года- ОРЗ.

Перенесенные заболевания от 1 года до 3-х лет- кишечные расстройства.

Медицинские диагнозы к настоящему времени – гиперактивность.

Семья не полная. Воспитывает мать. Образование матери высшее медицинское(врач-онколог). Жилищные условия соответствуют нормам.

Уровень среднемесячного дохода семьи на среднем уровне. Проведение досуга семьи- оздоровительные мероприятия, культурно-зрелищные мероприятия, дружеские и родственные контакты.

Воспитание ребенка гибкое.

Раннее психомоторное развитие.

Указать возраст, в котором ребенок: начал держать голову-2мес., садиться-4мес, вставать-5мес, ходить-1, 3год.

Начальное эмоциональное развитие

Указать возраст, в котором ребенок: начал улыбаться-1-2мес., появился комплекс оживления – после 4х мес., начал узнавать мать -4мес., дифференцировать своих и чужих- 8мес. Указать преобладающие эмоции- улыбается.

6. Результаты анализа медицинской  и педагогической документации, бесед с родителями и воспитателями: В настоящее время ребенок  проявляет повышенное беспокойство  и тревожность. Периодически отмечается  частая смена настроения. Ребенок  комфортно чувствует себя в  семье, но наблюдаються проблемы  в общении со сверстниками.

7. Наблюдение велось в период- 4-5 лет.

1. Познавательный уровень –  нормальный.

2. Деятельность. Способ: неспецифические  манипуляции; хаотическая проба; целенаправленная  проба; примеривание.

Отмечена установка на результат. Перенос осуществляет

3. Любит сюжетные и ролевые  игры. Неадекватное использование  игрушек не наблюдалось. Предметные  заменители в основном не использует. Любимые игрушки: машинки и пирамидки  и барабан.

Аутиспгические игры не наблюдались.

4. Речь без патологии. Имеются  нарушения при произношении "р". Рекомендуется работа с логопедом.

5. Произвольная двигательная деятельность  – без патологии.

6. Память: не отмечены затруднения  при запоминании.

7. Внимание: Высокая концентрация  внимания.

8. Мышление – без патологии. Ребенок четко решает поставленные  задачи.

9. Особенности эмоционально-волевой  сферы – повышенная активность  и подвижность. Ребенок не склонен  к перепадам наст роения. Очень  хорошо идёт на контакт со  сверстниками.

10. Личностные и характерологические  черты: Ребенок часто иногда нервничает. Не отмечено стремление к одиночеству.

11. Особенности поведения: Ребенок  в целом не конфликтен, однако  может дать сдачи. Если конфликт  начат- легко в него оказывается вовлечённым.

12. Виды помощи ребенку: Ребенку  рекомендуется игровая терапия  и занятия с логопедом.

Заключение

Во время практики я пришла к выводу, что деятельность психолога в детском саду можно условно подразделить на два больших раздела. Первый из них – участие в осуществлении воспитательного процесса в целом, его психологизация. Второй раздел – индивидуальная работа с детьми и содействие учету их индивидуально-психологических особенностей.

К первому разделу относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей (лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях или родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы), передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общения детей разного возраста между собой и т.п. Конечно, я считаю, что психологическое просвещение не может ограничиваться передачей общих сведений по детской психологии. Оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификации персонала и индивидуального стиля работы каждого его члена, национальных традиций, контингента детей и родителей, местных условий и т.п.

Второй раздел значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях – и разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами "соблюдались интересы ребенка". Его труд, как правило, не всегда очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую  психологию. – М.: Международ пед. академия, 2007.- 237 с.

2. Карабанова О.А. Игра в коррекции  психического развития ребенка. – М.:РПАД, 2009.-191с.

3. Козлова С.А., Катаева Л.И. Мой  мир. Коррекционно-развивающие занятия  с дошкольниками.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 224с.

4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия  развития, 2000. – 160с.

5. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2005. – 240 с.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг  эффективного взаимодействия с  детьми.-СПб: Речь, 2001.-157 с.

7. Марцинковская Т.Д. Диагностика  психического развития детей. –  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -176 с.

8. Немов Р.С. Психология. В Зх  кн. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2009.-233с.

9. Овчарова Р.В. Технологии практического  психолога образования. Учебное  пособие для студентов высших  и спец. учеб, заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2000.-448с.

Приложение 1

Должностная инструкция педагога-психолога

I. Общие положения

Педагог – психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности приказом

На должность педагога-психолога без категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы, 2 категории – стаж работы по специальности не менее 3 лет, 1 категории – стаж работы по специальности не менее 5 лет, высшей категории -стаж работы по специальности не менее 10 лет.

II. Педагог – психолог должен  знать:

Конституцию РФ.

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.

Декларацию прав и свобод человека.

Конвенцию о правах ребенка.

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей.

Общую и педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику.

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка.

2.10. Правила и нормы охраны  труда, техники безопасности и  противопожарной защиты.

2.11. Правила внутреннего трудового  распорядка ДОУ.

2.12. Производственные инструкции  и инструкции по охране труда  согласно Перечню на допуск  к самостоятельной работе.

Характеристики обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия.

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему и порядок обращения за помощью при получении травмы.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ", "Трудовой кодекс РФ" в объеме, достаточном для выполнения своих должностных обязанностей.

Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

"Положение об особенностях  расследования несчастных случаев  на производстве в отдельных  отраслях и организациях".

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"