Отчет по практике в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:02, отчет по практике

Краткое описание

Все работающие в школе учителя имеют высшее образование. Коллектив разных возрастов, средний возраст 40 лет. С помощью педагогов ученики развивают свои индивидуальные способности, делают осознанный выбор профессиональных программ, формируют общий культурный фон своей личности. Школа имеет свой Устав, локальные акты, образовательные программы.
Ученики, проходящие обучение в школе в течении 11 лет, получают сначала начальное общее образование (4 года), затем основное образование (5 лет) и среднее общее образование.

Содержание

1. Характеристика образовательного учреждения 3
2. Сравнительная характеристика двух образовательных учреждений 8
3. Подробный анализ одного из посещенных занятий 10
4. Сценарий одного внеурочного мероприятия 14
5. Психолого-педагогическая характеристика класса 17
6. Психолого-педагогическая характеристика одного учащегося 19
7. Краткое описание беседы с учащимися по профориентации 22
8. Детальное описание педагогического проектирования 24
9. Подробный анализ системного подхода в обучении 33
10.Описание процесса передачи знаний, формирование умений, навыков(ЗУН) 36
11. Психологические процессы 37
12. Конкретное описание использования педагогом мыслительных операций в ходе одного из уроков 39
13. Анализ основных форм работы с родителями учеников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Отчёт 3 курс Ленин.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Следующая ступень проектирования – создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляет преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, поскольку проект становится механизмом преобразования  учеб но  – воспитательного процесса и среды. Теоретически любой педагогический проект есть разновидность модели, хотя не всякая модель может доводится до уровня проекта.

Третий этап проектирования – это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Каждому объекту  и ступени проектирования присущи  свои формы, их число и даже они  сами могут меняться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система форм педагогического проектирования.

 

Этапы (ступени) педагогического проектирования

Объекты педагогического  проектирования

Педагогические  системы

Педагогические  процессы

Педагогические  ситуации

1. Педагогическое  моделирование

Законы, уставы, концепции, положения, ЕТКС и др.

Теоретические взгляды, установки, учебные программы  и др.

Мысленно-чувственные  формы, стремления, представления, личный дневник педагога и др.

2. Педагогическое  проектирование

Квалификационные  характеристики,  профессиограммы,   учебные планы, учебные программы, штатные расписание, должностное инструкции и др.

Расписание, графики контроля, графики межпредметных  связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др.

Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.

3. Педагогическое  конструирование

Правила внутреннего  распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др.

Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др.

 

 

В настоящее  время все чаще говорят о педагогической технологии. Педагогическая технология создается всей системой проектирования в единстве всех трех его этапов. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практики.

4. Технология педагогического  проектирования.

Порядок действий педагога при проектировании:

    1. Анализ объекта проектирования (рассмотрение его структур, состояние каждой в отдельности, а также связей между ними);
    2. Выбор формы проектирования (целесообразна, потребна и соответствует особенностям учащихся и педагогов);
    3. Теоретическое обеспечение проектирования (изучение научных исследований, поиск теорий);
    4. Методическое обеспечение проектирования (создание инструментария проектирования: схем, образцов документов);
    5. Пространственно-временное обеспечение проектирования (подготовка оптимального места реализации данной модели);
    6. Материально-техническое обеспечение;
    7. Правовое обеспечение проектирования (создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем);
    8. Выбор системообразующего фактора (создание  целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей);
    9. Установление связей и зависимостей компонентов (связи происхождения, построения, содержание и управление);
    10. Составление документа;
    11. Мысленное экспериментирование применения проекта;
    12. Экспертная оценка проекта;
    13. Корректировка проекта;
    14. Принятие решения об использовании проекта.

5.Психологические основы  педагогического проектирования.

Педагогическое  проектирование является одновременно и наукой и искусством. Если для  педагога проектирование – искусство, то оно требует от него большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Психология педагогического творчества мало изучена. Но это почти изобретательство. Творчество в проектировании в некотором смысле – полет мысли в неизведанное. Основой любого творчества является осознанная потребность: помочь хорошо выполнить работу, получить удовлетворение от результата.

Моральное творчество необходимо прежде всего при проектировании.

Человеческий  фактор в процессе проектирования играет огромную роль. Нужны специальные  правила проектирования процесса обучения с учетом психофизиологических способностей учащихся. При проектировании следует учитывать мотивационную сферу участников. Мотивами регулируются поведение, отношение.

Нужно также  учитывать антропометрические характеристики учащихся (вес, рост); физиологические данные (состояние здоровья, половозрастные особенности); социально-психологические (отношения, оценки, привычки). Учитывают и индивидуальные особенности учителя.

 

6. Педагогическое проектирование  – связующее звено педагогической  практики и теории.

При предоставлении действительной методической свободы  каждому педагогу возникнет интерес к конкретным педагогическим теориям, сравнительному изучению, оценки, выбору наиболее интересной и плодотворной. Педагоги-практики будут обращаться к теории. В противном случае им нечего проектировать.

Без теоретических  знаний невозможно проектирование педагогических систем. Без теории преподаватель должен смело реализовать предлагаемые проекты. Однако возможно опережающее развитие практики.

Таким образом, основным принципом проектирования является: человеческий приоритет и  саморазвитие систем, процессов и ситуаций.

 

 

 

 

9. Подробный анализ системного подхода в обучении.

 

Системный подход  в  обучении основан на принципе систематичности  и последовательности. Данный принцип  опирается на следующие научные  положения, играющие роль закономерных начал. Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение.  Система научных знаний в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем больше результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков, то они утрачиваются;  если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие:

  1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части, последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.
  2. Не допускайте нарушения системы, как в содержание, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
  3. Учебный предмет – уменьшенная копия науки. Покажите учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете как о частице науки, реальной действительности. Постоянно используйте межпредметные связи.
  4. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретических знаний: а) установите объект и предмет; б) изложите основания теории; в) раскройте инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) покажите границы ее применения.
  5. Помните, то, что является элементарным и простым исторически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения; поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.
  6. Следует обеспечивать преемственность, как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.
  7. Используйте передовые достижения методики обучения: составляйте со своими учащимся опорные конспекты , структурно-л<span class="dash041e_0431

Информация о работе Отчет по практике в средней общеобразовательной школе