Оценка и отметка в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая педагогический процесс, можно выделить одну из важнейших процедур, которая проявляется во взаимодействии учителя и ученика. Учитель, заинтересованный в качестве учебного процесса, нуждается в инструментарии для возможно более точного определения характеристик свойств ученика до начала педагогического процесса и их же по окончании его. Только с помощью этого можно численно оценить качество учебной деятельности и КПД педагогического процесса для его контроля, анализа и планирования.

Содержание

1. Понятие оценки и отметки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Психологические особенности школьных отличников, хорошистов, троечников и двоечников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Психологические аспекты оценивания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Вложенные файлы: 1 файл

текст эссе.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Что бы не делал троечник, от делает это спустя рукава. Привыкнув за время становления личности к системе оценок «неуд», «уд», «хор» и «отл», троечник считает, что дело сделано и расслабляется, как только проделанную работу можно оценить на троечку. И именно здесь кроется страшный секрет троечников: при взгляде со стороны они безумно результативны, но когда дело доходит до прямого сотрудничества с ними, всплывают детали. Из любых формализованных договоренностей троечник вычленяет для себя анкерную точку, дальше которой делать ничего не собирается. По его мнению, именно в ней процесс можно будет считать завершенным на «удовлетворительно». Заставить троечника сделать что-то сверх этого невозможно, это будет самый естественный саботаж из всех, которые вы видели в жизни.

Двоечник. Как показывает статистика, 20% детей плохо осваивают школьную программу и имеют двойки по нескольким предметам. Такие дети подвержены комплексу двоечника. В отличие от отличника человек, страдающий комплексом двоечника, не стремится что-нибудь выполнить на отлично или хотя бы хорошо. Обычно такие люди считаются не пунктуальными, у них в доме полный хаос.Кним всегда негативное отношение со стороны коллег и начальства. Они часто бывают уволены по ряду причин и не могут надолго задерживаться на одном и том же рабочем месте.

К ним всегда негативное отношение со стороны коллег и  начальства. Они часто бывают уволены  по ряду причин и не могут надолго  задерживаться на одном и том же рабочем месте.

К ним с недоверием относятся  знакомые и друзья. Их обычно редко  просят о помощи, поскольку боятся оказаться в неприятном положении из-за их безответственности.

Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны, их можно разделить на три группы:

1) Социальные причины

  • Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего двоечниками становятся дети из неблагополучных семей.
  • Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
  • Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
  • Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
  • Систематические прогулы занятий.
  • Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
  • Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого.
  • Грубое отношение к ученику: чаще всего, недолюбчивыми учителями или злыми матерями, которые, скорее всего, недолюбливают своих детей (чаще всего сыновей). Это и мешает ученикам учиться нормально.

2) Наследственность: 

  • Врождённые (неблагоприятная наследственность, врождённая неспособность к умственному труду) или приобретённые заболевания
  • Медлительность, вызванная особенностями характера, или задержкой в развитии, или прочими факторами. Таких учащихся иногда оскорбительно называют тугодумами.
  • Чрезмерная робость, стеснительность, неуверенность в себе.
  • Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения.

3) Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса:

  • Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
  • Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз.4

 

3. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.

Почему же отметка и  оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Остановлюсь на этом подробнее. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).

И, наоборот, при высоких  отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется  высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие  и на мотивацию достижения. Мотивация  достижения - это стремление к улучшению  результатов, неудовлетворенность  достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Идя в школу трепетным  первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.

Школьная тревожность, которую  психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.

Огромное влияние оказывает  оценивание на развитие творческих способностей ребенка.

Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе  с непониманием: "Тебе что, больше всех надо", - говорят ему одноклассники; "Ты делаешь не так, как все  и не так, как я требую" - говорит  учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей .

И, наконец, значительное влияние  оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём  спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся  из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.

Отметки превратились в некий  язык, понятный всем. Там, где от них  отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в руках учителя сосредоточена великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.5

Поэтому особую важность приобретает  психологический аспект оценивания.

 

 

 

4. Психологические аспекты оценивания.

 

Может возникнуть вопрос, что  же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических  факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

Во-первых, при оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Например, можно представить себе такую ситуацию: в класс приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает учителю о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка учитель можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Во-вторых,  существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того чтобы ребенок  даже отрицательную отметку воспринял  как справедливую, необидную можно  использовать простое правило: при  оценивании сначала человеку говорить хорошее, положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, неспособный"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)

Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика. 6

Содержательная отметка  помогает формировать и развивать  оценочную деятельность у детей и сделать этот процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Знаменитый педагог Амонашвили выделил несколько методических приемов, направленных на установление сотруднических взаимоотношений между учителем и детьми.

- Перед уроком сообщить  детям, какие важные дела им  предстоит выполнить  (необходимо заинтересовать детей, пробудить любознательность).

- Обращаться к детям  с просьбой оценить урок (Как  проходил? насколько увлек? Какие задания понравились больше? Чтобы посоветовали учителю? Какое домашнее задание хотели бы дать учителю к следующему уроку?)

- Подведение детьми итогов  урока.(К чему каждый стремился?  Чего достиг? Насколько успешно  выполнен план? Какие возникли  проблемы?)

- Предложение детям альтернативных  учебных материалов.

- Обращение к детям  с просьбой помочь учителю  в подготовке урока. 

(изготовить наглядное  пособие, подготовить рассказ-сообщение,  подобрать загадки)

- Выполнение учителем  самостоятельной  работы вместе  с детьми (написание сочинений,  решение задач), анализ детьми  работы учителя, оценивание детьми работы учителя)

- При оценки работы  ребенка особое значение придается:  упорству, старанию, достигнутому успеху, мотиву, стремлению.

- Поощрение в ребенке:  смелости ума, умения сомневаться,  способность на разумный риск, готовность защищать свою точку зрения, самостоятельности, творческого подхода, пытливости, любознательности, самоконтроля, способности оценить собственную работу, стремления находить и исправлять свои ошибки.

- Придание успехам ребенка  общественной значимости.

 

Необходимо хвалить ребенка. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.

Оценка оказывает влияние  на межличностные отношения в  коллективе.  Педагогическая оценка должна быть адекватной. Неумеренная похвала, иногда и необоснованная, например, отличников, вызывает негативное отношение к нему со стороны сверстников. С другой стороны, учащиеся, получающие постоянно негативные оценки, становятся изолированными и отвергнутыми в классе. Важно избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку 2, а тем более 1.  Лучше проявлять нейтральные реакции или положительные на уроке, исключая сарказм, унижение оценкой. Педагог должен способствовать положительному влиянию нормального общения на учебную успешность ученика.

Нужно обращаться к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Необходимо заставить ученика произнести: "И я не хуже других!"

Следует извлекать максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.

Есть еще одно психологическое  правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми. Так, например, ребенку необходимо говорить, что он стал трудолюбивее и прилежнее, чем в прошлом году или в прошлой четверти.

Информация о работе Оценка и отметка в обучении