Оценка и отметка в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая педагогический процесс, можно выделить одну из важнейших процедур, которая проявляется во взаимодействии учителя и ученика. Учитель, заинтересованный в качестве учебного процесса, нуждается в инструментарии для возможно более точного определения характеристик свойств ученика до начала педагогического процесса и их же по окончании его. Только с помощью этого можно численно оценить качество учебной деятельности и КПД педагогического процесса для его контроля, анализа и планирования.

Содержание

1. Понятие оценки и отметки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Психологические особенности школьных отличников, хорошистов, троечников и двоечников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Психологические аспекты оценивания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Вложенные файлы: 1 файл

текст эссе.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Понятие оценки и отметки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Психологические особенности  школьных отличников, хорошистов, троечников  и двоечников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

3. Значимость влияния  оценки и отметки на развитие  личности ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

4. Психологические аспекты  оценивания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 

1. Понятие оценки  и отметки.

Рассматривая педагогический процесс, можно выделить одну из важнейших процедур, которая проявляется во взаимодействии учителя и ученика. Учитель, заинтересованный в качестве учебного процесса, нуждается в инструментарии для возможно более точного определения характеристик свойств ученика до начала педагогического процесса и их же по окончании его. Только с помощью этого можно численно оценить качество учебной деятельности и КПД педагогического процесса для его контроля, анализа и планирования. Это оценка и отметка в обучении.

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка - это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют. 1

Нередко в психологической  и особенно педагогической литературе понятия "оценка" и "отметка" отождествляются. Однако разграничение  данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка - это  процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Педагоги обычно ещё используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика:

    • одобрительное замечание;
    • похвала;
    • восклицание;
    • укоризненное замечание;
    • нахмуренные брови;
    • мимика;
    • жесты
    • и др.

В то же время отметка  всегда выставляется в баллах.

Система оценки знаний и  поведения учащихся баллами ведет  свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценок противоположная российской. "Единица" - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно "пятерка" - один из низших. Например, такая система существует в школах Германии. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.

    В истории русского  просвещения наиболее древней  является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 год) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: "учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального". Вторая группа обозначает успехи средине; "учения посредственного, мерного, нехудого". Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: "учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого".

Подобная же словесная  система оценки существовала в начале XIX века во многих учебных заведениях страны. Так, в Казанском университете успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб. Как видно, по сути, это не столько отметки, сколько оценки, так как они насыщены эмоциональной окраской, фиксируют отношение ученика к учебе, а не уровень овладения им учебным материалом, а тем более соответствия данного уровня желательному.

    Постепенно оценка  становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: "1" - слабые успехи; "2" - посредственные; "З" - достаточные; "4" - хорошие; "5" -отличные.

Однако такая отметки  подвергалась жесточайшей критике, и балльной системе уже в начале ХХ века было вынесено много обвинений и суровых приговоров. Это привело к тому, что в проекте реформы средней школы предложенной министром народного просвещения П.Н.Игнатьевым в 1916 году предусматривалось заменить цифровые баллы "возможно частыми осведомлениями родителей о случаях неуспеваемости их детей". Также признавалось педагогически целесообразным отменить переводные и выпускные экзамены, награды и медали.

    Хотя в тех  сложных условиях предреволюционной  России данное положение и  не было осуществлено, оно было  реализовано уже в мае 1918 года. Народный комиссариат просвещения  постановлением "Об отмене отметок", подписанным А.В Луначарским, запретил "применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики". Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании "успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы".

На протяжении 20-х годов  в советской школе вместо отметок  засчитывались развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности.

В сентябре 1935 году совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была восстановлена дифференцированная пятибалльная система оценки знаний. Сначала в виде словесной отметки ("отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо", "очень плохо"), а с января 1944 года постановлением СНК РСФСР в форме цифр. Указывалось, что это осуществляется "в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству знаний".

В наше время при выставлении отметок следует исходить из следующих рекомендаций: "отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

"Хорошо" ставится за  прочное знание предмета при  малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух).

"Удовлетворительно" - за знание предмета с заметными  пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием  для дальнейшего обучения.

"Неудовлетворительно" - за незнание предмета, большое  количество ошибок в устном  ответе либо в письменной работе.

Преимущество шкалы - простота, отсюда ее широкая распространенность. Недостатки шкалы:

1) личное понимание успешности  знаний ученика преподавателем. Срабатывает субъективизм преподавателя, его реакция на текущую успеваемость, посещение, поведение студента, внешний вид, манеру держаться, стиль одежды и речи. Но ведь можно не ходить и выучить, не писать конспекты и отлично ответить, быть циничным нахалом и знать;

2) слабая дифференцирующая  способность. Она (пятибалльная  система, а вернее, четыре оценочные категории) позволяет только грубую классификацию на четыре группы.

Проблема оценки знаний очень  актуальна. Многие преподаватели к  пятибалльной оценке прибавляют " + " или "-", получается как бы 10-балльная система. В качестве примера можно прибегнуть к следующей десятибалльной шкале:

1 - нет знания предмета,

2 - очень плохие знания,

3 - плохие знания,

4 - неудовлетворительные  знания,

5 - малоудовлетворительные  знания,

6 - удовлетворительные знания,

7 - недостаточно хорошие  знания,

8 - хорошие знания,

9 - очень хорошие знания,

10 - отличные знания. 2

 

2. Психологические особенности школьных отличников, хорошистов, троечников и двоечников.

 

Школьный отличник - это гордость школы, гордость учителей, гордость страны в целом. Школьный отличник венчает успехи образования в России. Это те люди, которые наиболее полно восприняли, освоили, воспроизвели в процессе проверок школьную программу. Своего рода это итог неустанного труда учителей и школьного педагогического коллектива. Отличники выступают образцами для подражания, на них воспитывают учащихся, их ставят в пример. И влияние личности медалистов, отличников на социально-психологический климат в школе, в стране не мал.

Результаты психодиагностических обследований показывают, что отличники в своем большинстве обладают высокой адаптивностью в области математики, достаточно высокой эмоциональной стабильностью, практической уравновешенностью, живостью и непосредственностью характера, чувством юмора, любознательностью, пытливостью, склонностью к более морально нормативному поведению. Они превосходят обычных детей с точки зрения дисциплинированности, самокритичности, отзывчивости, что они более вызывают уважение у окружающих. Однако, ввиду того, что они по своему интеллекту опережают уровень развития окружающих, нередко они тянутся к детям более старшим или же склонны к одиночеству. У них выше моральная нормативность, выше стрессоустойчивость, уравновешенность, они более прилежны, трудолюбивы и т.д.

Среди отличников существуют общее психологическое состояние, присущее многим из них, – «комплекс отличника», характеризующееся предъявлением завышенных требований, как к самому себе, так и к другим людям. А еще стремлением быть во всем и всегда первым, при этом, не имея права на ошибку и с огромным внутренним страхом возможных неудач.

Согласно данным исследований ученых, формируется он с помощью  двух составляющих – генетического  и психологического факторов. К примеру, если родители были отличниками, то у ребенка есть большие шансы пойти по их стопам. Как говорит народная мудрость, яблоко от яблони недалеко падает, или – от осинки не родятся апельсинки. Однако, генетический фактор подкрепляется определенной жизненной программой, которую задают родители, демонстрируя свои похвальные грамоты, медали, награды, рассказывая собственные истории успеха.

Родители-отличники зачастую чрезмерно контролируют и опекают  своего отпрыска, при этом налагая  на него непомерно большие надежды  и ответственность, тем самым  способствуя образованию такого комплекса. Слишком тяжелый груз для ребенка – выслушивать  фразы наподобие «ты должен», «ты обязан», «тебе нужно» и прочее. Заметим, что страдает от данного комплекса чаще всего прекрасная половина человечества в силу большего послушания и повышенной степени внушения.

Иногда сложная обстановка в семье является причиной образования  «комплекса отличника», когда ребенок  получает так необходимое ему  родительское внимание только в случае отличной учебы, при условии достижения хороших результатов. Отличнику приходится жить в постоянном напряжении, всегда стремиться соответствовать какому-то идеалу. В итоге он забывает себя настоящего, живет как бы чужой жизнью и безумно устает. Синдром хронической усталости, разочарование в жизни – плачевный итог гонки за отличными оценками и попыткой быть «во всем примером».

Конечно, «комплекс отличника» вреден для здоровья, так как вызывает психосоматические реакции организма в виде головных болей, бессонницы, нарушения работы внутренних органов и т.д.3

Хорошист. Вроде бы его и бездельником не назовешь, но и особой страсти не питает. Ситуация, в принципе, нормальная: либо что-то в голове отпечаталось само собой, а потом удачно ответил на уроке, либо прошелся пару раз глазами по заданию. Формальное отношение, в общем. Но бывают и другие вещи: зачастую наблюдается ситуация, когда учитель считает себя вправе судить "ой ну это не твой уровень, ты можешь лучше", несмотря на блестящий ответ, ставит "воспитательную 4-ку". Притом, ученика это иногда мотивирует лучше учить, но чаще всего он теряет интерес к предмету, и либо так и получает дальше свои 4-ки, занимаясь так же как и раньше, либо понимает, что может вполсилы заниматься и иметь ту же 4-ку, что чаще всего и случается. Иногда так гасится поначалу большая страсть к предмету. Как чаще всего и бывает, это очень обиженные дети, которые потом себя считают недооцененными.

Троечник. Очень возможно, тройка - это просто прекрасный показатель отсутствия интереса к данному предмету, либо человек не переживает о своей оценке, т.к. понимает субъективность оценок. Иногда в троечников превращаются "обиженные хорошисты". Троечники – прекрасные люди. Они тоже умеют саморазвиваться, осваивают новые науки и профессии, изучают профильную литературу и участвуют в конференциях. Но у троечников есть одна особенность, благодаря которой их очень легко отличить от остальных членов социума.

Информация о работе Оценка и отметка в обучении