Оценка и отметка в развитии учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 05:11, реферат

Краткое описание

Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников является одной из острейших проблем современных школ. Все чаще мы можем наблюдать, как, переходя из класса в класс, учащиеся утрачивают первоначальный интерес к учению. По мнению Ш.А.Амонашвили это «кроется в слабостях сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и форм обучения, стимулирования школьников». Отметки это своеобразный «кнут и пряник» процесса обучения. В наше время чуть ли ни главным средством формирования мотивов учения являются отметки. И что немало важно – отношение учащихся к учению зависит от самого процесса обучения, от взаимоотношения, стиля общения между учащимся и педагогом, от системы оценок.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Факторы, влияющие на самооценку школьника
1.1 Общие понятия самооценки ……………………………….……….4
1.2 Влияние на самооценку школьника со стороны родителей и учителей………………………………………………………………………...6
Глава 2 Роль оценочных суждений учителя в развитии представления ученика о себе…………………………………………………………………11
Глава 3 Общие понятия оценки и отметки
3.1 Оценка и отметка школьника: сходства и различия…………….16
3.2 Критерии выставления отметки…………………………………..19
Глава 4 Диагностика обученности: виды тестов при характеристике качества знаний и развития личности школьника…………………………22
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

реф педагог.docx

— 95.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

 Глава 1 Факторы, влияющие на самооценку школьника

1.1 Общие понятия самооценки  ……………………………….……….4

1.2 Влияние на самооценку школьника со стороны родителей и учителей………………………………………………………………………...6

 Глава 2 Роль оценочных суждений учителя в развитии представления ученика о себе…………………………………………………………………11

 Глава 3 Общие понятия оценки и отметки

3.1 Оценка и отметка школьника: сходства и различия…………….16

3.2 Критерии выставления отметки…………………………………..19

 Глава 4 Диагностика обученности: виды тестов при характеристике качества знаний и развития личности школьника…………………………22

Заключение…………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников является одной из острейших проблем современных школ. Все чаще мы можем наблюдать, как, переходя из класса в класс, учащиеся утрачивают первоначальный интерес к учению. По мнению Ш.А.Амонашвили это «кроется в слабостях сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и форм обучения, стимулирования школьников». Отметки это своеобразный «кнут и пряник» процесса обучения. В наше время чуть ли ни главным средством формирования мотивов учения являются отметки. И что немало важно – отношение учащихся к учению зависит от самого процесса обучения, от взаимоотношения, стиля общения между учащимся и педагогом, от системы оценок.

Отметка – это цифровое (бальное) выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности. Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их [1]

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом [2; 15].

Основными задачами данной работы являются:

1) Описать какие факторы влияют на самооценку. Зависимость самооценки от родителей, учителя.

2) Раскрыть роль оценочных суждений учителя в развитии представления ученика о себе

3) Сделать отличие оценки от отметки

4) Выявить какие могу  быть критерии отметки

5) Описать диагностику обученности, виды тестов, которые могут характеризовать качества знаний и развития личности школьника.

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Факторы, влияющие на самооценку школьника

 

1.1 Общие понятия  самооценки школьника

 

Самооценка традиционно считается структурным компонентом самосознания. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это — как и сознание вообще — не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самооценка – сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.

Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Типы самооценки школьника:

1) Самооценка типа «Эхо». Этот тип самооценки является  прямым отражением отношений  с родителями и оценки ими  своего ребенка. Самооценка школьника  такого типа формируется исключительно  на базе родительского мнения. Ребенок видит в себе только  те качества, которые подчеркивают  в нем родители. Если родители  постоянно упрекают ребенка чем-либо, делают ему замечания, говорят  о его беспомощности, неряшливости  или других негативных качествах, то и сам ребенок начинает относиться к себе с пренебрежением и некоторым презрением. Самооценка школьника заметно падает.

Опасность этого вида самооценки заключается в том, что со временем человек привыкает формировать отношение к себе на почве оценки окружающих. Чужое мнение становится для него слишком важным, такая болезненная зависимость ведет к довольно негативным последствиям, поскольку у человека теряется ряд внутренних критериев, обеспечивающих положительное отношение к себе.

2) Противоположная самооценка  школьника. Такие типы самооценки  намного чаще встречаются у  подростков, чем у младших школьников, поскольку это период бунтарства, отрицания и неприятия окружающей  действительности.

Существует несколько вариантов такой самооценки. В первом варианте ребенок переносит точку зрения родителей на себя, но, в отличии от них, дает этой точке зрения совершенно другую оценку.

Во втором случае ребенок может вести активную борьбу против мнений и оценок родителей, но в то же время оценивает себя в рамках той же системы ценностей, что и его родители.

Еще один вид самооценки, это когда в своей самооценке школьник воспроизводит резко негативное мнение своих родителей о себе, но несмотря на это он хочет быть именно таким, поскольку полностью опровергает ценности и требования своих родителей.

3) Смешанная самооценка. В этом случае действуют два  полностью противоположных компонента, а именно образ «Я», который  формируется у ребенка на базе  социального взаимодействия, а также  личных навыков и умений, и  образ родительского видения  своего ребенка. Иногда эти два  образа могут полностью противоречить  друг другу, а это ведет к  определенному внутреннему конфликту, который может достаточно негативно  отразиться на целостном развитии  самосознания ребенка. Тем не  менее этот тип самооценки также может быть полезным для ребенка, поскольку он учится успешно взаимодействовать с окружающими за пределами своей семьи, но в то же время ребенок разделяет ценности родителей и испытывает чувство близости с ними.

Немалое влияние на самооценку школьника оказывает отношение к нему учителей. Озвучивание успехов или промахов при всем классе может существенно поднять или занизить самооценку. Для того чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, учитель должен правильно сопоставлять его достижения со старыми результатами, отмечать личностное и умственное развитие ребенка, а также тактично и правильно указывать на его недостатки, а не заставлять ребенка чувствовать себя неполноценным на фоне остальных детей. Поскольку это может значительно повлиять не только на успеваемость самого ребенка, а также на его отношения со сверстниками и его самооценку.

Основные факторы, от которых зависит самооценка младших школьников, представлена на рисунке 1.1


 


 


 




Рисунок 1.1 – Самооценка школьника

 

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать, что он самый лучший, сильный, красивый и другие качества. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

 

1.2 Влияние на самооценку школьника со стороны родителей и учителя

 

Отношения с близкими людьми проникают во все сферы жизни ребенка. До определенного возраста дети перенимают модель поведения своих родителей, их манеру общения. От того, какие отношения у ребенка установились с родителями, зависит его самооценка, настроение и успеваемость.

Тесная дружба и любовь помогает родителям воспитать успешных, уверенных в себе женщин и мужчин. Любить своего ребенка надо таким, какой он есть, вместе со всеми его достоинствами и недостатками. Если родители заботятся о своем ребенке, занимаются с ним, помогают в переходные моменты его жизни, у ребенка не будет вредных привычек или он оставит их, он станет волевым, уверенным в себе человеком, нацеленным на результат.

Если же родители не проявляют интереса к жизни ребенка, пускают все на самотек, не занимаются с ним перед школой, тем самым, перекладывая ответственность на будущих учителей, у ребенка таких родителей могут возникнуть серьезные проблемы.

Невнимание родителей может привести к тому, что ребенок станет апатичным. В таком возрасте он не ставит перед собой цель хорошо учиться, чтобы стать врачом. Ему нужно поощрение, похвала. А если родителей не волнует подготовка ребенка к школе, стимула у ребенка не появится. Может создаться впечатление, что бы он ни делал, это не вызывает никакой реакции, а поэтому ребенок задается вопросом, а зачем он это делает. Также у него может появиться чувство, что он делает что-то не так, а это грозит низкой самооценкой в будущем, боязнью принимать решения самостоятельно.

Хуже, если ребенок начинает делать на зло, таким образом пытаясь привлечь внимание родителей к себе. Отсюда — плохое поведение, нежелание учиться.

Такие дети потом начинают самоутверждаться, искать любви и внимания в других местах, но не уроках за счет хороших ответов, а на улице за счет силы. Ребенок начинает жить не для себя, а для других, начинает зависеть от мнения окружающих. Учеба отходит на второй план, ведь ребенок хочет испытывать эмоции от общения, он пытается стать значимым среди сверстников. И если в начальной школе дети не любят отстающих одноклассников, то с возрастом обделенные любовью и вниманием дети становятся главными в школьных группировках, пытаются стать авторитетными. И все это — чтобы компенсировать родительское невнимание.

Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным, трудолюбивым, любящим, они должны всячески поощрять его деятельность, любить его таким, какой он есть, стимулировать в ребенке желание учиться. Родители — главные судьи в жизни дошкольника и школьника. Именно их внимание способно заинтересовать ребенка в Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, они соотносят это и с образом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этих целей родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии).

Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролировали, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Дети, которые были неуверенны в себе, не проявляли любознательности и не умели сдерживать себя, имели родителей больше полагавшихся на наказание, относившимся к детям с меньшей теплотой, с меньшим сочувствием и пониманием. Родители таких детей были нетребовательны, неорганизованны, имели плохо налаженный быт.

Информация о работе Оценка и отметка в развитии учащегося