Патриотическое воспитание студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Проблема патриотического воспитания молодежи России представляется актуальной в силу целого ряда взаимосвязанных причин. Во-первых, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», несмотря на принимаемые меры, патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Во-вторых, в социальном сознании и поведении российской молодежи все еще присутствуют такие негативные явления как отход от традиционных ценностей нашего общества, ориентация преимущественно на развлекательный досуг, нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества. В-третьих, деятельность институтов общества и государства по формированию гражданина–патриота обладает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания молодежи ….. 5
1.1. Сущность понятия «патриотизм», его основные аспекты и функции …. 5
1.2. Теоретический анализ понятия «патриотическое воспитание» ………… 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей старших школьников в контексте проблемы исследования ………………..
16
Глава 2. Анализ современных подходов к организации патриотического воспитания детей и молодежи ……………………………………………….....
22
2.1. Анализ современных программ патриотического воспитания,
реализуемых в образовательных учреждениях ………...…………………….
22
2.2. Анализ понятия «формы воспитания» …………………………………... 27
2.3. Классификация форм воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» …………………………………………………
31
2.4. Методы патриотического воспитания ……………………………………. 34
Глава 3. Обобщение опыта патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже ……………………………...
37
3.1. Анализ содержания программы патриотического воспитания в музыкально-педагогическом колледже ………………………………………..
37
3.2. Формы патриотического воспитания студентов музыкально-педагогического колледжа ……………………………………………………...
42
Заключение ……………………………………………………………………… 46
Список литературы ……………………………………………………………... 49

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание студентов колледжа диплом.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Задачи:

1. Воспитывать культуру  семейных отношений, позитивных  семейных ценностей. 
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы:

беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Программа реализуется в три этапа:

I этап: проектный 

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

II этап: практический 

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

Задачи:

1. Отработать содержание  деятельности, наиболее эффективные  формы и методы воспитательного  воздействия. 
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 
3. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 
III этап: аналитический 

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты  работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. сформированность гражданских  навыков:

- умение работать и  действовать идивидуально и в  коллективе; 
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; 
- умение принимать и защищать свои решения; 
- готовность к участию в общественных делах; 
- готовность к образованию;

2. сформированность осознанного  отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь  к Родине; 
- права и свободы человека и гражданина; 
- символика Российской Федерации; 
- национальное самосознание; 
- уважение чести и достоинства других граждан; 
- гражданственность.

Количественные параметры:

  1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
  2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
  3. отсутствие детей с девиантным поведением;
  4. деятельность детской организации;
  5. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  6. проведение мероприятий.

Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. 

 

2.2. Анализ понятия  "формы воспитания" в педагогике

 

На сегодняшний день в педагогике нет четкого определения  понятию «форма воспитания». Рассмотрим некоторые понятия, которые могут быть соотносимы с  данным  определением.

Слово forma в переводе с латинского означает «наружный вид, внешнее очертание». Форма в педагогической науке  обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

«Форма (в пед.) - способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления» (Смирнов С.А.).

Подласый И.П. определяет формы воспитания как варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания [29,486].  

Титова В.Е., рассматривая форму воспитательной работы как внешнее выражение какого-либо содержания, дает такое определение: «установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач, совокупность организационных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы» [39, с. 103].

  Куприянов Б.В. отмечает, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются:

  • участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
  • педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
  • организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
  • набор актов, ситуаций, процедур;
  • порядок действий (алгоритм);
  • организация пространства.

Исходя из всего вышесказанного, представляется возможным сформулировать следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Данная структура совместного взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии.

Есть лишь один эффективный путь, как отмечает  Б.В. Куприянов, - это классификация.

Классификация форм.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Е.В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом:

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям [16;108].

Рассмотрим краткую характеристику  данных форм воспитательной работы.

Мероприятия. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие. Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерными признаками являются деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения .  Игры не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Титова Е.В. отмечает также, что в практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации: из мероприятия  в игры, из игры – в дела. Именно такой переход  наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Выделяют также и иные классификации форм воспитательной работы.

По количеству участников:

  1. массовые формы
  2. групповые 
  3. индивидуальные

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

  1. "открытые" (для других, совместно с другими);
  2. "закрытые" (для своего коллектива).

По методам воспитания:

  1. словесные (конференции);
  2. практические (походы);
  3. наглядные (выставки).

 

 

 

 

2.3. Классификация  форм воспитательной работы по  направлению «Патриотическое воспитание»

 

Современные пособия по организации внеклассной воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» (Пашкович И.А., Ефремова Г.С.,  Быков А.К. и др.) предлагают различные формы    работы, выбор которых    зависит от возрастных и психологических особенностей школьников, их потребностей, от возможностей школы и педагога, от подхода, положенного в основу программы, и т.п.    Представим классификацию форм (безусловно, далеко не полную) в виде таблицы.

 

Таблица 2.1.

Классификация форм воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание»

 

Мероприятия

Дела

Игры

  • Беседа «А может, не было войны?»
  • Видеолекция «Обыкновенный фашизм»
  • Встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн
  • Диспут «Позорит ли война человеческий род?»
  • Знакомство с историческими и памятными местами «малой родины»
  • Классный час «У Победы соленый вкус»
  • Костер «Вспомним всех поименно…»
  • Лекция «Писатели и поэты о Великой Отечественной войне», «Причины и результаты Афганской и Чеченской войн»
  • Линейка «Память кровавых дат» (22 июня)
  • Митинг «Поклонимся великим тем годам!»
  • Полит.информация
  • Просмотр кинофильмов «9 рота», «Прорыв» с последующим обсуждением
  • Урок мужества «Красный крест на сумке цвета хаки»
  • Экскурсия в музей боевой славы

 

  • Агитбригада
  • Акция «Ветеран» (через поисковую деятельность сбор информации об участниках военных действий)
  • Вахта памяти «Тревожный звон Хатыни»
  • Галерея героев
  • Живая газета «Из глубины веков светлеющие лики»
  • Концерт «И поет мне в землянке гармонь.,.»
  • КТД  «Вы слыхали, как звучит война?»
  • Научно-практическая конференция «Быть патриотом!»
  • Подготовка и защита  рефератов «Моя семья во время Великой Отечественной войны»
  • Поисковые отряды, экспедиции
  • Спектакль (литературно-музыкальная композиция)
  • Трудовая акция  «Милосердие» (помощь ветеранам Вов, участникам локальных войн)   
  • Устный журнал «Какого цвета война?»
  • Уход  за братскими могилами, другими памятными местами
  • Форум «Герои нашего времени»
  • Читательская конференция «Сталинградская битва»
  • Этический театр «Покаяние»
  • «Клуб знатоков истории»
  • Викторина  «Броня крепка и танки наши быстры»
  • Военно – спортивные сборы для старшеклассников
  • Военно-спортивные игры
  • Игра на местности «Зарница», «Рубеж»
  • Интеллектуально-познавательная игра по истории края
  • Конкурс  «Плакаты Великой Отечественной» 
  • Конкурсы для допризывной молодежи
  • Смотр песни и строя
  • Спортивные конкурсы и состязания по разным видам спорта, в том числе армрестлинг, стрельба

 


 

Проблема выбора форм воспитательной работы.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Е.В. Титова отмечает, что выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:

  1. от цели воспитания;
  2. от содержания и направленности воспитательных задач;
  3. от возраста учащихся;
  4. от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
  5. от особенностей детского коллектива и его традиций;
  6. от особенностей и традиций региона;
  7. от технических и материальных возможностей школы;
  8. от уровня профессионализма учителя.

Большинство педагогов, определяясь с формой воспитательной работы, предпочитают использовать готовые сценарии и разработки. Но, как отмечают С. А. Афанасьев и Е.В. Титова, использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то, когда-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит  проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности. Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако это не отрицает возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Они нужны как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы. 

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

И все-таки вопрос о выборе форм воспитательной работы встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:

Информация о работе Патриотическое воспитание студентов колледжа