Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:40, дипломная работа
Проблема патриотического воспитания молодежи России представляется актуальной в силу целого ряда взаимосвязанных причин. Во-первых, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», несмотря на принимаемые меры, патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Во-вторых, в социальном сознании и поведении российской молодежи все еще присутствуют такие негативные явления как отход от традиционных ценностей нашего общества, ориентация преимущественно на развлекательный досуг, нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества. В-третьих, деятельность институтов общества и государства по формированию гражданина–патриота обладает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.
Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания молодежи ….. 5
1.1. Сущность понятия «патриотизм», его основные аспекты и функции …. 5
1.2. Теоретический анализ понятия «патриотическое воспитание» ………… 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей старших школьников в контексте проблемы исследования ………………..
16
Глава 2. Анализ современных подходов к организации патриотического воспитания детей и молодежи ……………………………………………….....
22
2.1. Анализ современных программ патриотического воспитания,
реализуемых в образовательных учреждениях ………...…………………….
22
2.2. Анализ понятия «формы воспитания» …………………………………... 27
2.3. Классификация форм воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» …………………………………………………
31
2.4. Методы патриотического воспитания ……………………………………. 34
Глава 3. Обобщение опыта патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже ……………………………...
37
3.1. Анализ содержания программы патриотического воспитания в музыкально-педагогическом колледже ………………………………………..
37
3.2. Формы патриотического воспитания студентов музыкально-педагогического колледжа ……………………………………………………...
42
Заключение ……………………………………………………………………… 46
Список литературы ……………………………………………………………... 49
а) принципов организации воспитательного процесса;
б) возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей;
в) материальной базы;
г) внешних условий
д) возможностей педагогов
4) Организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумав способы:
а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
б) проверки подготовленных педагогом
вариантов форм, не
навязчивого проведения их через участников
работы.
5. В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Таким образом, педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллективе. Однако каждая форма требует определения совокупности конкретных способов, приемов, методов организации деятельности детей, что также целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности.
2.4. Методы патриотического воспитания
Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели.
«Метод в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - отмечается в философском словаре И.Т. Фролова [17; 198].
И.Ф. Харламов дает следующее определение понятию «метод воспитания»: «это специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соотвествующей потребностно мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также его коррекцию и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств» [17; 329].
Методы воспитания, по определению И.П. Подласого, - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. [15; 521].
Вопросу содержания, сущности, методов патриотического воспитания уделяли большое внимание виднейшие педагоги П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам воспитания вообще, и методам патриотического воспитания в частности, можно выделить группы методов, которые могут быть представлены в виде таблицы.
Таблица 2.2.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
Группа методов |
Методы |
Свойства методов |
Методы формирования сознания личности |
Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера |
Постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения |
Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов |
Необходимо создавать ситуации, в которых учащийся упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности учащихся для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
Методы стимулирования деятельности и поведения |
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха |
Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает учащегося к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
Таким образом, каждое образовательное учреждение, на основании «Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и иных нормативных документов, самостоятельно выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
При организации процесса патриотического воспитания, педагоги используют различные формы воспитательной работы. Подласый И.П. определяет формы воспитания как варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Е.В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы, выделяя мероприятия, дела, игры.
Современные пособия по организации внеклассной воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» предлагают различные формы работы, выбор которых зависит от возрастных и психологических особенностей школьников, их потребностей, от возможностей школы и педагога, от подхода, положенного в основу программы. К наиболее распространенным формам патриотического воспитания относятся: встреча с ветеранами, линейки, митинги, диспуты, беседы, экскурсии, уроки мужества, вахта памяти, этический театр, тимуровское движение, живая газета, КТД, военно-спортивные соревнования, смотры песни и строя и другие.
ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОМСКОМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Система патриотического воспитания в Омском музыкально-педагогическом колледже осуществляется в единстве с другими направлениями воспитательной работы. Оно находится во взаимосвязи с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием. Каждое из этих направлений сочетает общие задачи, и, таким образом, патриотическое воспитание как бы «пронизывает», интегрирует различные направления воспитательной работы, осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Программа патриотического воспитания студентов разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Концепцией Федеральной
целевой программы развития
- Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Государственной программой
"Патриотическое воспитание
- Программой Федерального
агентства по образованию, реализуемой
в рамках государственной
- Законом Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Уставом Омского музыкально-
Цель программы - формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
Основные направления реализации Программы:
Выполнение программы осуществляют следующие структурные подразделения:
Координацию выполнения программы осуществляет служба по воспитательной работе, которая выполняет следующие функции:
Патриотическое воспитание
в Омском музыкально-
1) Формирование и развитие личности человека происходит в разнообразных видах деятельности, поэтому формирование патриотизма как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности осуществляется в процессе разнообразной по видам и содержанию деятельности воспитанников, организуемой педагогами при использовании различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы.
2) Работа по патриотическому воспитанию должна включать 3 компонента: информационный (дать знания), оценочный (сформировать отношение), поведенческий (сформировать модель поведения).
3) Наиболее эффективными технологиями патриотического воспитания являются модульная технология как возможность «погружения» в проблему, в содержание патриотического воспитания; технология КТД, метод проектов.
4) В основу патриотического воспитания заложена идея виднейшего психолога Л.С. Выготского: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать ту или иную эмоцию ученика, и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
5) Лейтмотивом работы по патриотическому воспитанию стали слова П. Струве: «Мы скажем каждому русскому юноше: России безразлично, веришь ли ты в социализм, республику или общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого… чтобы благочестие Сергия Радонежского, патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя, самоотверженность Нахимова и всех миллионов русских людей, умиравших за Россию, были для тебя святыми. Ибо ими, этими святыми, творилась и поддерживалась Россия».
Информация о работе Патриотическое воспитание студентов колледжа