Патриотическое воспитание студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Проблема патриотического воспитания молодежи России представляется актуальной в силу целого ряда взаимосвязанных причин. Во-первых, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», несмотря на принимаемые меры, патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Во-вторых, в социальном сознании и поведении российской молодежи все еще присутствуют такие негативные явления как отход от традиционных ценностей нашего общества, ориентация преимущественно на развлекательный досуг, нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества. В-третьих, деятельность институтов общества и государства по формированию гражданина–патриота обладает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания молодежи ….. 5
1.1. Сущность понятия «патриотизм», его основные аспекты и функции …. 5
1.2. Теоретический анализ понятия «патриотическое воспитание» ………… 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей старших школьников в контексте проблемы исследования ………………..
16
Глава 2. Анализ современных подходов к организации патриотического воспитания детей и молодежи ……………………………………………….....
22
2.1. Анализ современных программ патриотического воспитания,
реализуемых в образовательных учреждениях ………...…………………….
22
2.2. Анализ понятия «формы воспитания» …………………………………... 27
2.3. Классификация форм воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» …………………………………………………
31
2.4. Методы патриотического воспитания ……………………………………. 34
Глава 3. Обобщение опыта патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже ……………………………...
37
3.1. Анализ содержания программы патриотического воспитания в музыкально-педагогическом колледже ………………………………………..
37
3.2. Формы патриотического воспитания студентов музыкально-педагогического колледжа ……………………………………………………...
42
Заключение ……………………………………………………………………… 46
Список литературы ……………………………………………………………... 49

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание студентов колледжа диплом.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом,  система патриотического воспитания представляет собой комплекс мероприятий,  творческих конкурсов, конференций, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания.

Одним из ключевых вопросов патриотического воспитания является вопрос критериев оценки результативности программы. Администрация Омского музыкально-педагогического колледжа использует методику Лутовнина В.Н., который предлагает  использовать систему объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.

Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами:

Нравственно-духовные параметры:

Количественные параметры –

 это количество:

- повышение толерантности  в студенческой среде;

- обеспечение заинтересованности  студен-тов в снижении социальной  напряженности в обществе;

- проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к защите Отечества;

- уровень реализации творческого  потенциа-ла студентов в области  ПВ

- проведение научно исследовательских  работ по проблемам патриотического  воспитания

- студентов регулярно  участвующих в работе патриотических объединений, клубов;

- проведение выставок  патриотической направленности

- проведение конкурсов, фестивалей  по патриотической тематике;

- проведение военно-спортивных  игр

- студентов участвующих  в реализации мероприятий программы.


 

Говоря о результатах реализации программы патриотического воспитания в отношении личности каждого студента, Лутовнин В.Н. предлагает оценивать изменения в уровне развития и проявления патриотизма личности. (от нулевого и низкого к высокому):

 

Высокий

уровень

Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

 

 

Средний

уровень

Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга.

 

Низкий

уровень

Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

 

 

Нулевой

уровень

Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества.


 

Однако, необходимо отметить, что при диагностике результативности программы патриотического воспитания студентов в музыкально-педагогическом колледже данная методика пока еще не применялась.

 

3.2. Формы патриотического  воспитания студентов музыкально-педагогического  колледжа

 

Одним из направлений патриотического воспитания, как отмечает И.Ф. Харламов, является формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений. Цель этого направления – обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине. Основными средствами в решении этих задач является обучение,  а также различные формы внеклассной воспитательной работы.

Формы  патриотического воспитания студентов в музыкально-педагогическом  колледже достаточно традиционны. Их  выбор определяется, прежде всего, целями воспитания; возрастными и психологическими особенностями студентов; их потребностями;  возможностями   педагогов;  техническими и материальными возможностями колледжа.

За последние пять лет администрацией, классными руководителями, преподавателями  колледжа внедрено и отработано большое количество разнообразных форм работы по патриотическому воспитанию, а именно:

Массовые формы работы:

  • Встречи учащихся с  ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов,
  • Военно-патриотические игры,
  • Интеллектуально-познавательные игры,
  • Культурные мероприятия, посвященные 9 Мая, Дню памяти и скорби
  • Экскурсии в  музей  Боевой славы
  • Тематические вечера, концертные программы,  культурно-досуговые акции, посвященные юбилейным и памятным датам в истории России
  • КТД  «А музы не молчали»
  • Литературно-музыкальные композиции «Живые, помните о них…» и др.
  • Просмотр спектаклей и к/ф о войне (с последующим обсуждением)

Групповые и индивидуальные формы работы:

  • Уроки мужества
  • Классные  часы, посвященные изучению символики РФ
  • Встреча-размышление «Мужской разговор»      
  • Диспут «Война глазами человека. Человек глазами войны» 
  • Студенческая конференция «Быть патриотом!» с участием педагогов и студентов с выступлениями  по патриотической тематике
  • Конкурс плакатов, художественных произведений, творческих работ патриотической направленности, например,  «Афганистан болит в моей душе…»

Важно отметить, что организация работы по патриотическому воспитанию студентов и ее результаты не раз обсуждались на Совете классных руководителей колледжа, на заседаниях Совета директоров средних педагогических образовательных учреждений Омской области. Программа патриотического воспитания студентов музыкально-педагогического колледжа в 2007 году была представлена на смотр-конкурс на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию граждан Октябрьского административного округа города Омска в 2007 году, где заняла 1 место. А в 2009 году программа   была представлена на областном конкурсе на лучшую организацию внеучебной  работы со студентами средних и высших учебных заведений города Омска и Омской области,   где также заняла 1 место в номинации «Патриотическое воспитание молодежи».

Учитывая опыт работы педагогического коллектива музыкально-педагогического колледжа, мы составили перечень форм работы со студентами по направлению  «Патриотическое воспитание», представив, как различные формы работы могут сочетаться в рамках, например, месячника патриотического воспитания, который традиционно проводится в январе-феврале:

Мероприятие

Дата

Исполнители

и участники

1

День снятия блокады города Ленинграда (27 января 1944 года)

Вахта Памяти. Линейка открытия месячника патриотического воспитания

27.01.

Отдел по ВР

1-4 курсы

2

Модульный блок внеклассных занятий по патриотическому воспитанию молодежи «Честь имею!» (автор О.Н.Дубова)

В течение месячника

Отдел по воспитательной работе

1-2 курсы

3

Сотрудничество с музеем Боевой и воинской славы омичей. Работа передвижных выставок патриотической тематики.

1 декада месячника

Совет классных руководителей

1-3 курсы

4

Организация тематических выставок в библиотеке, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны, боевым традициям армии и флота, современным будням Вооруженных Сил РФ

Ежегодно по отдельному плану

Зав. библиотекой

5

Работа кинолектория. Просмотр к/ф «Обыкновенный фашизм», «Иди и смотри», «Звезда» и др.

Январь - февраль

Совет классных руководителей

1-4 курсы 

6

КТД (коллективное творческое дело) «А музы не молчали»… (творчество писателей, поэтов, художников, музыкантов в военные годы)

28.01.

Студенческий совет

3-и  курсы

7

Конкурс защиты плакатов патриотической тематики

29-30.01

Студ. совет

3-и  курсы

8

Участие в конкурсе творческих работ (художественное творчество, фотография, литературное творчество), посвященном памяти героев – участников войн и локальных конфликтов (Организаторы – Министерство образования Омской области и Омское отделение  РСВА)

Январь - февраль

Отдел по воспитательной работе

1-4 курсы

9

Проведение Уроков мужества, встреч с ветеранами ВО и локальных войн

2 декада месячника

Отдел по ВР

1-4 курсы

10

Организация и проведение фото выставки «Россия глазами студентов»

2 декада месячника

Студенческий совет

1-4  курсы

11

Военно-патриотическая игра «Рубеж»

Военно-спортивный турнир «Атлет»

3 декада месячника

Комиссия физвоспитания

1-4 курсы

12

Встреча с участниками войны в Афганистане, участниками локальных войн «Мужской разговор»

12-15 февраля

Отдел по воспитательной работе

3-4 курсы

13

Студенческая учебно-исследовательская конференция «Быть патриотом!»

3 декада месячника

Научное общество уч-ся,

Препод.социо- гуманит. Дисц.

14

Подготовка и издание сборника творческих и исследовательских работ студентов и преподавателей по актуальным вопросам патриотического воспитания

3 декада месячника

Научное общество учащихся,

Комиссия социо- гуманит. дисциплин

15

Вечера Памяти, посвященные героям РФ, жителям Омска и Омской области, погибшим при исполнении служебных обязанностей

3 декада месячника

Отдел по воспитательной работе

1-4  курсы

16

Проведение открытых внеклассных мероприятий (классные часы, литературно-музыкальные композиции патриотической тематики) «Живые, помните о них», «Дневник Анны Франк», «Трагедия Холокоста» и др.

В течение месячника

Совет классных руководителей

1-4 курсы

17

Конкурс патриотической песни «Россия молодая», посвященный

Дню защитника Отечества

22.02.

Отдел по воспитательной работе

1-4 курсы

18

Линейка закрытия и подведения итогов месячника патриотического воспитания

25.02

Отдел по воспит. работе

1-4 курсы

19

Открытое внеклассное воспитательное мероприятие «Поговорим о понятии «гражданственность»

25.02

Отдел по воспит. работе

1-4 курсы


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данного  исследования является   выявление эффективных форм  работы  по патриотическому воспитанию старших школьников и студентов.  В процессе работы изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Так, И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, уважение обычаев и культуры других стран и народов.

Патриотическое воспитание – это скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов Родины (В.Микрюков). Патриотическое воспитание в нашей стране осуществляется на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Данная программа определяет понятие патриотизма, цели, задачи и направления  патриотического воспитания. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. Это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения, а также потребности в общении и в деятельности.  Возрастные  особенности развития старшего школьника создают благоприятные возможности для организации патриотического воспитания именно в этом возрасте.

Во второй главе рассмотрено разнообразие форм и методов патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Проанализированы некоторые современные программы патриотического воспитания, реализуемые в образовательных учреждениях.

В образовательной теории и практике на сегодняшний день представлено немало вариантов программ патриотического воспитания детей и молодежи, в частности, программа «Я – гражданин России», «Родники» и др. Программы представляют собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. 

В рамках второй главы уточнено понятие «формы воспитания», под которым понимается внешнее выражение какого-либо содержания, установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач, совокупность организационных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (Титова Е.В.). Современные пособия по организации внеклассной воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» предлагают различные формы работы, выбор которых    зависит от возрастных и психологических особенностей школьников, их потребностей, от возможностей школы и педагога, от подхода, положенного в основу программы, и т.п. К наиболее распространенным формам патриотического воспитания относятся: встреча с ветеранами, линейки, митинги, диспуты, беседы, экскурсии, уроки мужества, вахта памяти, этический театр, тимуровское движение, живая газета, КТД, военно-спортивные соревнования, смотры песни и строя  и другие.   

В педагогике выделены также и методы патриотического воспитания как способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Среди методов патриотического воспитания выделяют: методы формирования сознания  личности: убеждение, внушение, беседы, дискуссии; методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, общественное  мнение, поручение, воспитывающая ситуация; методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

В третьей главе  обобщен опыт патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже. Определены и проанализированы цели и задачи патриотического воспитания студентов, подходы к организации работы по данному направлению.

Также в ходе изучения индивидуального и массового педагогического опыта выявлены наиболее распространенные массовые, групповые и индивидуальные формы патриотического воспитания  студентов. С учетом опыта работы педагогического коллектива музыкально-педагогического колледжа, составлен перечень форм работы со студентами по направлению  «Патриотическое воспитание». 

В данной работе предпринята попытка проанализировать и  обобщить опыт педагогического коллектива музыкально-педагогического колледжа по применению различных форм организации патриотического воспитания студентов. Поскольку эти формы успешно реализуются в воспитательном процессе и принимаются студенческим коллективом, мы считаем возможным тиражировать данный опыт среди педагогической общественности. Поэтому результатом работы явилось составление методического пособия «Сборник сценариев и методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи», которое включает наиболее яркие формы работы по патриотическому воспитанию студентов. Данное пособие  выполнено  отдельным приложением к данной дипломной работе.

Информация о работе Патриотическое воспитание студентов колледжа