Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция

Краткое описание

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

2) метод демонстраций - демонстрация  приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов.

Классификация практических методов может быть представлена так.

Беседа - это вопросно-ответный метод обучения, который применяется на всех этапах процесса обучения. Она может быть нескольких видов:

1) беседа, применяемая для  сообщения новых знаний;

2) беседа, применяемая для  закрепления знаний;

3) беседа для проверки  и оценки знаний;

4) беседа при повторении  пройденного материала.

Существуют определенные требования к этому методу:

1) вопросы учителя должны  быть краткими и четкими; они  должны задаваться в логической  последовательности; должны заставить  ученика задуматься, что-то припомнить; общее количество вопросов должно  быть не очень большим, но достаточным  для достижения дидактической  цели;

2) ответы учащихся должны  быть полными, сознательными и  аргументированными; должны отражать  самостоятельность мышления, должны  быть точными и ясными, а также  литературно корректными;

3) требования к организации  беседы: вопросы следует задавать  всему классу, после чего делать  небольшую паузу, во время которой  все учащиеся мысленно готовятся  к ответу, и только после этого  называть фамилию какого-либо  ученика.

В педагогике беседу характеризуют как практический метод, называют ее эвристической беседой, т. е. особым видом беседы, при котором умело поставленные вопросы учителя помогают учащимся самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Диспуты - обсуждение определенных вопросов. Чаще всего это форма внеклассной работы.

Экскурсия - источник получения новых знаний. С нее может начинаться ознакомление с новым материалом, либо она служит средством закрепления и повторения работы, проведенной на уроке.

Эксперимент и лабораторная работа - метод, когда учащиеся сами открывают для себя новое, применяя свои теоретические знания на практике.

Работа с учебником, книгой - усвоение нового материла самостоятельно, при использовании необходимых учебных пособий.

Игра - это средство проведения досуга, физической разрядки. Она активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.

Упражнения - основной метод закрепления знаний и выработки умений и навыков, а также развития умственных способностей учащихся.

23. Развивающее обучение

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 1930-е гг. Ф. Фребель, А. Ди-стервег, К. Д. Ушинский, О. Зельц.

По Л. С. Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, затем как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка. В 1960-1980-е гг. аспекты развивающего образования исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования (Л. А. Венгер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, З. И. Калмыкова, И. Я. Лернер и др.).

В конце 1950-х гг. Л. В. Занков разработал новую дидактическую систему для развивающего образования, основанную на взаимосвязанных принципах:

1) обучение на высоком  уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических  знаний;

3) высокий темп изучения  материала;

4) осознание школьниками  процесса учения;

5) систематическая работа  над развитием всех учащихся.

Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Развивающий эффект системы Л. В. Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно. Л. В. Занков отмечал, что развивающее значение имеет само обучение: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника - как следствие». В этом положении отсутствовала идея об опосредующем звене между обучением и развитием.

Коллектив Д. Б. Эльконина выявил основные психологические новообразования младшего школьного возраста - это учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.).

Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.

24. Сущность проблемного  обучения

Проблемное обучение - обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы  знаний и способов умственной  практической деятельности;

2) развитие познавательной  деятельности и творческих способностей  учащихся;

3) воспитание навыков творческого  усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого  применения знаний и умение  решать учебные проблемы;

5) формирование и накопление  опыта творческой деятельности.

Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематическом созданием проблемных ситуаций, сообщение учащимся фактов и организация их учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно сделали выводы и обобщения.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

1) первый тип - проблемная  ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы  решения поставленной задачи;

2) второй тип - проблемная  ситуация возникает при столкновении  учащихся с необходимостью использовать  ранее усвоенные знания в новых  условиях;

3) третий тип - проблемная  ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между  теоретически возможным путем  решения задачи и практической  неосуществимостью выбранного способа;

4) четвертый тип - проблемная  ситуация возникает тогда, когда  имеются противоречия между практически  достигнутым результатом и отсутствием  у учащихся знаний для теоретического  обоснования.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):

1) объяснительный метод - состоит из системы приемов, включающих  сообщение и обобщение учителем  фактов данной науки, их описание  и объяснение;

2) репродуктивный метод - применяется для осмысления усвоения  теоретических знаний, для обработки  умений и навыков, для заучивания  учебного материала и т. д.;

3) практический метод - является  сочетанием приемов обработки  навыков практических действий  по изготовлению предметов, их  обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную  с техническим моделированием  и конструированием;

4) частично-поисковый метод - является сочетанием восприятия  объяснений учителя учеником  с его собственной поисковой  деятельностью по выполнению  работ, требующих самостоятельного  прохождения всех этапов познавательного  процесса;

5) исследовательский метод - представляет умственные действия  по формулировке проблемы и  нахождения путей ее решения.

25. Современные модели  организации обучения

К современным моделям организации обучения относятся:

1) предметные кружки;

2) секции;

3) факультативы и предметы  по выбору;

4) экскурсии;

5) олимпиады;

6) дополнительные занятия  с отстающими в учебе учащимися;

7) выставки и др.

Они являются составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

Предметные кружки - способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их содержание разнообразно.

Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретение новых умений и навыков.

Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа - связи теории и практики.

Для успешного проведения экскурсии необходимо соблюдение следующих правил:

1) подготовка учителя к  экскурсии (предварительное знакомство  учителя с объектом);

2) составление плана проведения  экскурсии (определение маршрута, круга  интересов, времени);

3) определение заданий  для учащихся (сбор гербариев  и т. п.);

4) инструктаж учащихся (по  технике безопасности, о характере  выполнения работ и т. д.);

5) обработка собранных  материалов и наблюдений (подготовка  альбомов, стенгазет, докладов, рефератов).

Особое значение имеют экскурсии, проводимые для детей начальных классов.

Дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися обычно организуются для небольшой группы учеников и представляют собой добровольные или обязательные дополнительные занятия во внеурочное время.

Для эффективности дополнительных занятий с отстающими необходимо:

1) установить причины отставания  каждого ученика;

2) наметить формы и объем  работы с учащимся.

Олимпиады занимают одно их ведущих мест в учебной деятельности школьников. Существует несколько типов олимпиад, взаимосвязанных друг с другом:

1) школьные;

2) районные;

3) городские;

4) областные;

5) всероссийские;

6) международные.

В олимпиадах, которые проводятся по различным предметам, участвуют лучшие ученики школы.

26. Блочно-модульное обучение

Блочно-модульное обучение - метод обучения. при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули.

Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени.

Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний.

Блочно-модульное обучение применяется в высших учебных заведениях.

Структурные элементы обучающего модуля:

1) информационное обеспечение - реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и  лабораторных работ;

2) дидактическое обеспечение - автоматизированная база данных, пакет прикладных программ;

3) базовый компонент - группа  взаимосвязанных фундаментальных  понятий дисциплины;

4) вариативная часть - позволяет  изменять и обновлять содержание  без снижения качества подготовки;

5) практическое обеспечение - практические рекомендации для  использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении  практики, дипломном проектировании  и т. д.;

Содержание каждого модуля должно учитывать определенные требования:

1) содержание должно обеспечивать  достижение дидактических целей  каждым учеником;

2) учебный материал должен  быть представлен относительно  законченным блоком с единым  содержанием;

3) необходимо использовать  различные методы и формы обучения.

Система контроля, используемая при блочно-мо-дульном обучении имеет свои особенности.

К преимуществам модульного обучения относятся:

1) реализация принципов  сознательности и активности  в обучении;

2) гибкость структуры модуля;

3) системность в определении  содержания курса;

4) усиление мотивации и  заинтересованности учащегося в  результатах обучения развитие  самодисциплины и самооценки;

5) стимуляция равномерной  учебную работы обучаемых;

6) улучшение психологического  климата;

7) обеспечение эффективного  контроля за ходом учебного  процесса;

8) сокращение сроков изучения  дисциплин;

9) индивидуализация процесса  обучения и т. д.

27. Программированное и  компьютерное обучение

Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств. Теория программированного обучения появилась в начале 60-х гг XX в. в США на основе достижений кибернетики и дала импульс к развитию технологии обучения, разработке теории и практики технически сложных обучающих систем. Отличительная особенность программированного обучения - управление учебными действиями ученика с помощью обучающей программы, которая понимается как упорядоченная последовательность рекомендаций. Программированное обучение позволяет индивидуализировать темп обучения, активизировать самостоятельную работу учеников, проводить постоянный контроль усвоения материала.

В основе программированного обучения лежат следующие принципы:

Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы