Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция

Краткое описание

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в общеобразовательных школах используется классно-урочная форма обучения. Урок определяется как логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития.

Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:

1) дидактические (или образовательные);

2) воспитательные;

3) организационные.

Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа.

1. Планирование урока. Составляется  тематический план - отражение единства  и взаимосвязи всех форм организации  по данному предмету. Учитель  выделяет основные воспитательные  цели и цели развития учащихся, достижение которых можно обеспечить, организуя усвоение учащимися  материала данного раздела или  темы. Здесь специально рассматриваются  вводимые на уроке понятия  и намечается общая последовательность  их введения.

Подбирается иллюстративный материал. Уточняется структура урока и методы, с помощью которых будут решаться дидактические задачи. В результате такой работы должен быть написан опорный конспект (или развернутый план) урока, отражающий основные моменты в проведении урока.

2. Анализ и самооценка  урока. Анализ должен осуществляться  до урока, когда подготовлен план-конспект  урока: учитель продумывает, все  ли им учтено при подготовке  к уроку. Самооценка же базируется  на анализе уже проведенного  урока, когда учитель анализирует  намеченный им план урока и  смотрит, что ему удалось, а что  не удалось. Рекомендуется следующий  перечень вопросов для самоанализа  и самооценки урока: общая структура  урока, реализация основной дидактической  цели урока, осуществление развития  в процессе обучения, воспитание  в процессе урока, соблюдение  основных принципов дидактики, выбор  методов обучения, работа учителя  на уроке, работа учащихся на  уроке, гигиенические условия урока. Некоторые задачи связаны с  общешкольными установками, нововведениями, решениями педсовета и т. п.

34. Классно-урочная система

Существует несколько форм организации обучения.

Индивидуальная форма - самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения.

Индивидуально-групповая форма. Суть данного учебного процесса заключается в следующем: учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании.

Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы:

1) главную основу системы  представляет класс, включающий  в себя набор учащихся приблизительно  одного возраста и в течение  всего времени обучения сохраняющий  постоянный состав;

2) основой процесса обучения  является урок. Он предусматривает  знания и навыки учащихся по  одной отдельной теме, предмету;

3) главная деятельность  на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на  уроке, оценивает достижения учащихся  и решает вопросы о переводе  учеников в следующий класс.

К структурным признакам классно-урочной системы относятся:

1) учебный день;

2) учебная четверть;

3) учебный год;

4) учебные каникулы;

5) расписание уроков.

Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:

1) содержание урока;

2) цель урока;

3) методы и средства;

4) дидактические элементы  урока;

5) деятельность учителя  по организации учебной работы.

Классно-урочная система существует около трех столетий. За это время ее подвергли тщательному анализу.

35. Урок как основная  форма работы в школе. Структура  уроков

Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:

1) постоянный состав учащихся;

2) устойчивые временные  рамки занятий;

3) заранее составленное  расписание и организацию учебной  работы над одним и тем же  материалом.

Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и виды учебной работы:

1) работу над пройденным  материалом;

2) осмысление и усвоение  новой темы;

3) выработку практических  умений и навыков. Уроки изложения  нового материала учителем

посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах, при изучении объемного и сложного материала.

Уроки закрепления изученного материала и выработки практических знаний и умений проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку практических умений и навыков.

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года.

Уроки-семинары и уроки-конференции проводятся обычно в старших классах.

Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные виды устного опроса и выполнение письменных контрольных работ.

Структура урока имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет результативность и эффективность обучения.

Элементы урока многочисленны, но методы и формы обучения, технические средства, методы контроля знаний, цель урока не являются его компонентами.

Долгое время структура урока ассоциировалась с постоянной, застывшей схемой комбинированного урока.

Педагог М. И. Махмутов считает, что структура урока должна учитывать:

1) закономерности процесса  обучения;

2) закономерности процесса  усвоения;

3) закономерности самостоятельной  мыслительной деятельности учащихся;

4) виды деятельности учителя  и учащихся как внешние формы  проявления сущности педагогического  процесса.

Главными элементами урока, которые отражают все эти закономерности, являются:

1) формирование и актуализация  новых понятий и способов действий;

2) применение усвоенного.

Все компоненты должны представлять собой единую систему - урок. При этом урок будет эффективным и информативно полным лишь тогда, когда учитель четко понимает, что все компоненты урока взаимосвязаны.

36. Внеклассная работа  педагога

Внеучебная воспитательная работа активно способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. На данный момент существует несколько наиболее общих принципов внеклассной работы. Один из них - добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается ученик, имел общественную направленность. Дело, которым занимается учащийся, должно быть нужно и полезно либо обществу, либо его сверстникам, либо родителям и т. д. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность учеников, особенно в условиях школы, где учителя, стараясь помочь ученикам, практически всю работу берут на себя. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения для внеклассных мероприятий. Желательно, чтобы во внеклассных мероприятиях были элементы романтики и игры, чтобы им сопутствовала красочность и эмоциональность. Один из важных моментов - это четкая организация внеклассных мероприятий. Необходимо отметить, что важным принципом такой работы является принцип охвата всех учащихся, чтобы участниками внеклассных мероприятий были не только лидеры и активисты класса, но и остальные ученики. Важно, чтобы каждый ребенок сумел проявить себя вне класса.

Существует несколько основных типов внеклассной работы:

1) проведение лекций на  самые разнообразные темы. Это  могут быть вопросы науки, техники, литературы, искусства, лекции на  «интимные» темы; тематические вечера, имеющие прежде всего познавательную  направленность и посвященные  какой-либо одной специальной  теме. Например, вечер, посвященный  любовной лирике М. И. Цветаевой, или вечер, посвященный творчеству  Рембрандта;

2) диспуты, вечера вопросов  и ответов на определенные  темы, чаще на социальные или  темы морали. На такие вечера  можно приглашать и учеников  других школ;

3) проведение конкурсов, смотров, олимпиад, турниров, фестивалей и  т. д. Например, предметные олимпиады - очень важное средство развития  интереса к знаниям (дух соревнования  является для этого определенным  стимулом). Подготовка к мероприятиям  такого рода - это всегда творческий  процесс, в котором обязательно  должны активно участвовать учащиеся;

4) организация выставок. Это  могут быть выставки ручного  творчества или тематические  стенды-выставки («Новые возможности  Интернета», «Учеба за рубежом»), или выставки-отчеты о походах  и экскурсиях и т. д.;

5) экскурсия - один из видов  внеклассной воспитательной работы. Это могут быть экскурсии такого  рода как поход в музей, на  какое-либо предприятие, в театр, в библиотеку и т. д. Экскурсии  имеют не только воспитательное, но и образовательное значение. Часто они проводятся учителями-предметниками  в связи с изучением очередных  тем и разделов курса.

37. Лекция. Семинары. Тренинги. Диспуты

Лекция - один из методов устного изложения материала.

Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок.

Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний.

Семинары, тренинги и диспуты - это формы работы педагога со старшеклассниками. Все они предполагают активное участие учащихся, их работу не только в классе, но и домашнюю подготовку.

Тренинг отличается тем, что в его основе лежит психологический аспект - умение работать в группе. Существует много видов практического тренинга, объединенных общим качеством - во всех них участники осуществляют деятельность, отличную от ежедневной учебной деятельности. Назовем основные цели проведения тренингов:

1) выявление проблемных  узлов;

2) развитие системы коммуникации  среди участников команды;

3) развитие навыков индивидуальной  и групповой рефлексии;

4) создание позитивного  социального окружения. Тренинги  направлены на подготовку учащихся  к самостоятельной деятельности  и общению во взрослом коллективе.

Диспуты - обсуждение определенных вопросов. Это форма внеклассной работы. Основная задача диспутов - обсуждение тем и проблем, интересующих учащихся. Вопросы для проведения диспута предлагаются учениками. Диспуты могут быть заранее подготовленные (вопросы для обсуждения намечены до занятия) или спонтанные.

Такая форма работы педагога с учащимися позволяет наладить межличностные отношения, получить дополнительные сведения о характерах учеников, их увлечениях и пристрастиях.

Семинары - это продуманный и подготовленный «диалог» на заданную тему. Семинары проводятся для повторения изученного материала. Педагог предлагает ряд вопросов для семинара, затем распределяет их между учащимися. Ответ ученик подготавливает дома. Оценивать выступление каждого ученика рекомендуется всем классом. Оценка должна быть аргументированной.

38. Консультация. Экзамен  и тест как методы контроля

Консультация - это предэкзаменационное занятие, направленное на решение интеллектуальных и психологических вопросов, возникших у учеников при подготовке к экзамену. Многие исследователи считают, что консультация в школьной практике не нужна. Однако, как показывает практика, хорошо организованная консультация помогает ученикам сдать экзамен более спокойно и уверенно.

Консультация преследует две цели:

1) объяснение наиболее  трудного материала, ответы на  вопросы учащихся;

2) психологическая подготовка  учащихся к экзамену. С психологической  точки зрения консультация является  очень важным занятием по подготовке  к экзамену. Ученики должны уйти  с этого занятия уверенными  в том, что они смогут спокойно  прийти и сдать экзамен.

Консультацию рекомендуется проводить за день до экзамена. День проведения консультации важен, так как ко времени этого занятия ученики должны быть практически готовы к экзамену.

Экзамен - традиционный устный метод контроля знаний в школе за определенный период обучения (чаще всего за год). В последнее время экзамен вызывает неоднозначную оценку педагогов. Выявляются два главных недостатка экзамена:

Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы