Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]
Цели специальной педагогики: определение
категории лиц, нуждающихся в
специальном образовании и
Основные категории
Дети с особыми
Отрасли специальной психологии и специальной педагогики.
Значение работ Л.С. Выготского для специальной психологии и коррекционной педагогики.
Единство закономерностей
Тема 2. Понятие о дизонтогенезе. Причины и виды нарушений развития, классификация дефектов
Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Понятия «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение развития».
Дефект, виды, классификация дефектов развития.
Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.
Причины нарушений развития. Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, интранатальные, постнататльные); по характеру (эндогенные, экзогенные), по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация.
Первичный (основной) дефект, осложненный дефект. Первичные и вторичные отклонения в развитии. Понятие о сложной структуре дефекта. Влияние дефекта на психическое развитие ребенка.
Тема 3. Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития
Причины и виды нарушений интеллектуального
развития. Подходы к диагностике
и определению нарушений
Умственная отсталость. Понятие «умственная отсталость», в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости.
Врожденная умственная отсталость – олигофрения. Классификация олигофрении по степени снижения интеллекта (идиоты, имбецилы, дебилы).
Приобретенная умственная отсталость – деменция. Виды деменции. Психолого-педагогическая характеристика школьников с деменцией. Особенности проявления деменции в детском возрасте.
Отличие олигофрении от деменции.
Тема 4. Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития. Дети с трудностями обучения и коррекционная работа с ними в общеобразовательной школе.
Понятие о задержке психического развития как одном из видов нарушений развития. Причины ЗПР.
Классификация детей, имеющих ЗПР.
Клиническая и психолого-
Выявление и изучение детей с
ЗПР; организация коррекционно-
Роль воспитания и социальной среды в возникновении, профилактике и преодолении ЗПР у детей и подростков.
Проявление неготовности к началу школьного обучения у детей с ЗПР.
Организация обучения детей и подростков с ЗПР. Предупреждение ЗПР.
Тема 5. Особенности психического развития и образования детей и подростков с дефицитарным вариантом дизонтогенеза
Причины и виды нарушений зрения у детей и подростков. Классификация нарушений зрения. Значение времени, степени и характера патологии зрения для развития ребенка. Первичные дефекты и вторичные психофизические отклонения при нарушениях зрения у детей. Особенности развития слепых детей. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей.
Особенности проявления зрительной патологии учащихся средней школы. Психологические особенности детей этой категории. Приемы выявления и изучения детей с нарушением зрения, осуществление индивидуального подхода.
СРС: Особенности обучения, воспитания и коррекции слабовидящих детей в массовой школе и специальных общеобразовательных учреждениях.
Причины и виды нарушений слуха у детей и подростков. Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Степени нарушений слуха. Значение времени, степени и характера поражения слуха для развития речи и общего развития ребенка. Первичный дефект и вторичные нарушения развития при поражении слуха у детей. Глухие дети. Особенности развития ранооглохших и позднооглохших детей, психологические особенности глухих. Слабослышащие дети, их психофизиологическая характеристика.
Особенности устной и письменной речи, учебной деятельности, поведения, общения учащихся со сниженным слухом в условиях общеобразовательной школы. Приемы выявления и изучения этих учащихся, осуществление индивидуального подхода.
Общая характеристика нарушений устной и письменной речи. Причины и виды нарушений звукопроизношения. Проявление этих нарушений в устной и письменной речи школьников. Фонетико-фонематические нарушения речи (ФФН). Причины, влияние на формирование устной и письменной речи. Типичные ошибки в устной и письменной речи, их влияние на психосоциальное развитие школьников. Общее недоразвитие речи (ОНР). Особенности развития детей с ОНР. Нарушения письменной речи. Причины, виды и типичные проявления. Методы выявления, основные направления коррекционной работы, профилактика нарушений чтения и письма. Приемы обследования речи, выявление речевых нарушений.
Логопедическая помощь детям с нарушениями речи. Совместная работа логопеда и учителя по устранению дефектов речи у школьников, преодолению психических отклонений. Индивидуальный подход к учащимся с дефектами речи. Система мероприятий по профилактике нарушений речи.
Причины и виды нарушений опорно-
Тема 6. Особенности психического развития и образования детей с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами развития.
Ранний детский аутизм: причины возникновения, классификация состояний. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личности, деятельности. Психолого-педагогическая помощь детям с РДА.
Причины и виды сложных нарушений развития.
Сенсорные комплексные нарушения развития (слепоглухонемота, слепоглухота). Особенности психического развития детей этих категорий.
Сочетание сенсорного и интеллектуального дефектов, моторных, речевых и интеллектуальных нарушений. Особенности психического развития и поведения детей этих категорий.
Система помощи детям этой группы:
специальные учреждения. Коррекционно-развивающая
работа с этими детьми. Психокоррекция
и социально-психологическое
Тема 7. Система помощи детям с нарушениями в развитии в России
Основные международные
Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.
Правовые основы системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.
«Основы специальной педагогики и психологии»
Семинар № 1
Тема: Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов
Основные понятия: объект, предмет, субъект, задачи, цель, дефект, дизонтогенез, аномалия развития, первичный дефект, вторичные нарушения, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, норма, аномалия, «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение развития», сложный дефект, онтогенез, депривация, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое развитие.
Методические рекомендации: Рассмотреть объект, предмет, цели и задачи курса специальной педагогики и психологии. Взаимосвязь специальной педагогики и специальной психологии. Представления о биологических и культурных аспектах дефекта развития в концепции Л.С. Выготского. Первичный и вторичный дефект. Дать классификацию типов дизонтогенеза. Определить причины нарушений психического и физического развития.
Вопросы для обсуждения
Основная литература
Дополнительная литература
Семинар № 2
Тема: Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития
Основные понятия: умственная отсталость, олигфрения, дебильность, идиотия, деменция, врожденная умственная отсталость, приобретенная умственная отсталость.
Вопросы для обсуждения:
Основная литература
1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература
1. Астапов В.М. Введение в
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О
детях с отклонениями в
3. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
4. Забрамная С.Д. Психолого-
5. Лебединский В.В. Нарушения
психического развития у детей.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
Семинар № 3
Тема: Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Основные понятия: задержанное развитие, инфантилизм, локальная дисфункция мозга, диагностические, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения.
Вопросы для обсуждения
Основная литература