Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка

Краткое описание

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]

Вложенные файлы: 5 файлов

Пособие Н.С.12.04.10.doc

— 1.52 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ.doc

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Учебно-методические комплексы для ИИиПО.doc

— 959.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Теория обучения.Пед.технол..doc

— 280.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

УМК по ОСПП (юриспруденция-2012).doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Цели специальной педагогики: определение  категории лиц, нуждающихся в  специальном образовании и воспитании; создание классификации лиц с нарушением развития для определения целей, содержания и методов коррекционного образования; определение общих принципов и методов коррекционного образования и воспитания.

Основные категории специальной  психологии и педагогики: дефект, дизонтогенез, аномалия развития, виды и структура  дефектов, первичный дефект и вторичные  нарушения, коррекция, ее виды; компенсация; социальная реабилитация; социальная адаптация.

Дети с особыми образовательными нуждами, проблемами здоровья и жизнедеятельности, дети-инвалиды и дети с дефектами.

Отрасли специальной психологии и  специальной педагогики.

Значение работ Л.С. Выготского для специальной психологии и коррекционной педагогики.

Единство закономерностей нормального  и нарушенного психического развития.

 

Тема 2. Понятие о дизонтогенезе. Причины и виды нарушений развития, классификация дефектов

Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Понятия «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение  развития».

Дефект, виды, классификация дефектов развития.

Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.

Причины нарушений развития. Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, интранатальные, постнататльные); по характеру (эндогенные, экзогенные), по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация.

Первичный (основной) дефект, осложненный  дефект. Первичные и вторичные  отклонения в развитии. Понятие о  сложной структуре дефекта. Влияние  дефекта на психическое развитие ребенка.

 

Тема 3. Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития

Причины и виды нарушений интеллектуального  развития. Подходы к диагностике  и определению нарушений интеллектуального  развития в  отечественной и зарубежной литературе.

Умственная отсталость. Понятие  «умственная отсталость», в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости.

Врожденная умственная отсталость – олигофрения. Классификация олигофрении  по степени снижения интеллекта (идиоты, имбецилы, дебилы).

Приобретенная умственная отсталость – деменция. Виды деменции. Психолого-педагогическая характеристика школьников с деменцией. Особенности проявления деменции в детском возрасте.

Отличие олигофрении от деменции.

 

Тема 4. Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития. Дети с трудностями обучения и коррекционная  работа с ними в общеобразовательной  школе.

Понятие о задержке психического развития как одном из видов нарушений развития. Причины ЗПР.

Классификация детей, имеющих ЗПР. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика основных групп детей  с ЗПР.

Выявление и изучение детей с  ЗПР; организация коррекционно-воспитательной работы с ними; индивидуальный подход и психокоррекция.

Роль воспитания и социальной среды в возникновении, профилактике и преодолении ЗПР у детей и подростков.

Проявление неготовности к началу школьного обучения у детей с  ЗПР.

Организация обучения детей и подростков с ЗПР. Предупреждение ЗПР.

 

Тема 5. Особенности психического развития и образования детей и подростков с дефицитарным вариантом дизонтогенеза

Причины и виды нарушений зрения у детей и подростков. Классификация нарушений зрения. Значение времени, степени и характера патологии зрения для развития ребенка. Первичные дефекты и вторичные психофизические отклонения при нарушениях зрения у детей. Особенности развития слепых детей. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей.

Особенности проявления зрительной патологии  учащихся средней школы. Психологические особенности детей этой категории. Приемы выявления и изучения детей с нарушением зрения, осуществление индивидуального подхода.

СРС: Особенности обучения, воспитания и коррекции слабовидящих детей  в массовой школе и специальных  общеобразовательных учреждениях.

Причины и виды нарушений слуха  у детей и подростков. Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Степени нарушений слуха. Значение времени, степени и характера поражения слуха для развития речи и общего развития ребенка. Первичный дефект и вторичные нарушения развития при поражении слуха у детей. Глухие дети. Особенности развития ранооглохших и позднооглохших детей, психологические особенности глухих. Слабослышащие дети, их психофизиологическая характеристика.

Особенности устной и письменной речи, учебной деятельности, поведения, общения учащихся со сниженным слухом в условиях общеобразовательной школы. Приемы выявления и изучения этих учащихся, осуществление индивидуального подхода.

Общая характеристика нарушений устной и письменной речи. Причины и виды нарушений звукопроизношения. Проявление этих нарушений в устной и письменной речи школьников. Фонетико-фонематические нарушения речи (ФФН). Причины, влияние на формирование устной и письменной речи. Типичные ошибки в устной и письменной речи, их влияние на психосоциальное развитие школьников. Общее недоразвитие речи (ОНР). Особенности развития детей с ОНР. Нарушения письменной речи. Причины, виды и типичные проявления. Методы выявления, основные направления коррекционной работы, профилактика нарушений чтения и письма. Приемы обследования речи, выявление речевых нарушений.

Логопедическая помощь детям с  нарушениями речи. Совместная работа логопеда и учителя по устранению дефектов речи у школьников, преодолению психических отклонений. Индивидуальный подход к учащимся с дефектами речи. Система мероприятий по профилактике нарушений речи.

Причины и виды нарушений опорно-двигательного  аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП). Особенности психофизического развития детей с ДЦП. Полиомиелит, его последствия. Система помощи детям данной категории. Основные направления коррекционной работы в специальных учреждениях. Психокоррекция.

 

Тема 6. Особенности психического развития и образования детей  с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами развития.

Ранний детский аутизм: причины возникновения, классификация состояний. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личности, деятельности. Психолого-педагогическая помощь детям с РДА.

Причины и виды сложных нарушений  развития.

Сенсорные комплексные нарушения развития (слепоглухонемота, слепоглухота). Особенности психического развития детей этих категорий.

Сочетание сенсорного и интеллектуального  дефектов, моторных, речевых и интеллектуальных нарушений. Особенности психического развития и поведения детей этих категорий.

Система помощи детям этой группы: специальные учреждения. Коррекционно-развивающая  работа с этими детьми. Психокоррекция и социально-психологическое сопровождение.

 

Тема 7. Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

Основные международные документы  и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов.

Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.

Правовые основы системы коррекционной  поддержки и социальной защиты детей  и подростков.

 

4.3. Содержание семинаров  по дисциплине

«Основы специальной педагогики и психологии»

 

Семинар № 1

Тема: Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов

Основные понятия: объект, предмет, субъект, задачи, цель, дефект, дизонтогенез, аномалия развития, первичный дефект, вторичные нарушения, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, норма, аномалия, «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение  развития», сложный дефект, онтогенез,  депривация, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое развитие.

Методические рекомендации: Рассмотреть объект, предмет, цели и задачи курса специальной педагогики и психологии. Взаимосвязь специальной педагогики и специальной психологии. Представления о биологических и культурных аспектах дефекта развития в концепции Л.С. Выготского. Первичный и вторичный дефект. Дать классификацию типов дизонтогенеза. Определить причины нарушений психического и физического развития.

Вопросы для обсуждения

  1. Предмет, объект, цели и задачи специальной педагогики и психологии.
  2. Принципы специальной педагогики.
  3. Аномальный ребенок и особенности аномального развития.
  4. Категории нарушений развития у детей.
  5. Причины нарушений развития. Классификация причин.
  6. Первичный  и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте.
  7. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза. Варианты (виды) дизонтогенеза.

 

Основная литература

  1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
  2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993.
  3. Грузинова Г. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции. // Директор школы. – 1999 - № 4. – С. 59.
  4. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
  5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
  6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. // Дефектология. – 1994. - № 1.
  7. Малофеев Н.Н Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. – 1997. - № 4.
  8. Мамайчук В.В. Психология дизонтогенеза  и основы психокоррекции. – СПб, 2000.
  9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под ред. Подольского В.В, Карабанова Д.Т. Воронеж, 1996.

 

Семинар № 2

Тема: Особенности психического развития и образования детей  с глубоким нарушением интеллектуального  развития

Основные понятия: умственная отсталость, олигфрения, дебильность, идиотия, деменция, врожденная умственная отсталость, приобретенная умственная отсталость.

Вопросы для обсуждения:

  1. Умственная отсталость. Понятие умственной отсталости в отечественной и зарубежной науке.
  2. Причины и классификация умственной отсталости.
  3. Врожденная умственная отсталость. Классификация олигофрении.
  4. Характеристика отдельных групп детей-олигофренов. Особенности их психики и поведения.
  5. Деменция. Отличия олигофрении от деменции.

 

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб  пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений / Л.В. Кузнецова,  Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева  и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию  с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О  детях с отклонениями в развитии. – М., 1993.

3. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая  диагностика умственного развития  детей. – М., 1985.

5. Лебединский В.В. Нарушения  психического развития у детей.  – М., 1995. 

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.

 

 

Семинар № 3

Тема: Особенности психического развития и образования детей  с задержкой психического развития (ЗПР).

Основные понятия: задержанное развитие, инфантилизм, локальная дисфункция мозга, диагностические, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о ЗПР как одном из видов нарушений развития.
  2. Причины ЗПР.
  3. Классификация детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР.
  4. Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
  5. Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с ЗПР.

 

Основная литература

  1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
  2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Информация о работе Педагогика как наука