Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка

Краткое описание

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]

Вложенные файлы: 5 файлов

Пособие Н.С.12.04.10.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.С. СЫТИНА

 

 

ТЕОРИЯ И  ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:

В МОДЕЛЯХ, СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

 

Учебное пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2010

 

УДК 37.01

ББК 74.202.4

С 95

 

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Башкирского государственного педагогического университета

им. М. Акмуллы

 

 

Сытина Н.С. Теория и технологии обучения: в моделях, схемах и таблицах: Учеб.пособие [текст]. - 2-е изд., перераб.и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 152 с.

 

 

 

Данное пособие представляет собой  современный методический комплекс и обеспечивает информационную поддержку  студентам при изучении курса «Теория обучения».

Учебное пособие адресовано студентам  всех факультетов педагогического университета, государственными образовательными стандартами и программами которых предусмотрено изучение курса «Теория обучения и педагогические технологии».

 

 

Рецензенты:

А.С.Гаязов, д.п.н., профессор, член-корр. РАО (БГПУ им.М.Акмуллы)

А.Ф.Амиров, д.п.н., профессор (БГМУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

© Издательство БГПУ им.М.Акмуллы, 2010

© Сытина Н.С., 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

 

Становление новой системы профессионального  образования ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Параллельно идет интенсивный поиск новых форм учебно-методического обеспечения образовательного процесса при подготовке учителей.

Предлагаемое пособие  представляет собой логичное и компактное изложение важнейшей для будущего учителя составной части педагогической науки – дидактики и способствует более обстоятельному осмыслению содержания теории обучения, облегчает овладение теоретическими, методологическими и технологическими основами педагогической деятельности.

Данное пособие можно отнести  к учебно-методическим материалам нового поколения и оно может использоваться:

1) преподавателями педагогических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, а также в виде опорных моделей, схем, таблиц по отдельным темам; при организации самостоятельной работы студентов;

2) студентами, изучающими дидактику, в качестве опорных направлений и первичной ориентации в сжатом виде при изучении отдельных тем, а также в качестве основы для самообразования; при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, экзаменам;

3) практическими работниками народного образования, у которых недостаточно времени для изучения большого объема соответствующей литературы, а также занимающихся повышением собственного профессионализма.

В пособие включено информационное сопровождение моделей, схем, таблиц, которые могут совместно с  заданиями по самостоятельной работе студентов и самопроверке использоваться преподавателями и студентами как при итоговой, так и в промежуточной аттестации.

Назначение данного пособия  облегчит работу по активному восприятию и повторению изучаемого материала с целью его прочного усвоения студентами как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Автор выражает благодарность студентам  физико-математического факультета, участвовавшим в апробации данного пособия и внесшим свой вклад в составление отдельных моделей, схем и таблиц.

 

Тема I 
Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.

 

Основное содержание темы: Обучение в целостном педагогическом процессе и его характерные свойства (двусторонность, направленность на развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон). Процесс обучения как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Понятие о дидактике. Развитие и становление дидактики как науки. Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, самообразование, учение. Цели, задачи и предмет дидактики.

 

Основные понятия темы: формирование, развитие, воспитание, образование, обучение, учение, преподавание, образовательный процесс, педагогический процесс, познание, дидактика.

 

Методические  указания по теме: обосновать роль и место обучения в целостном педагогическом процессе, уяснить основные понятия, установить взаимосвязь и взаимообусловленность основных дидактических понятий, построить модель их соотношений, связь теории обучения с другими науками. Определить аспекты дидактики: теоретические и прикладные, на этой основе сформулировать цели и задачи дидактики. Рассмотреть соотношение преподавания и учения, их взаимодействие и единство, определить предмет дидактики. Фактами подтвердить, что теория обучения – наука. Охарактеризовать этапы развития и становления дидактики как науки.

Самостоятельная работа студентов по вопросам:

 

1. Физиологические основы дидактики.

2. Социокультурные основы дидактики.

3. Информационные основы дидактики.

4. Нормативные основы дидактики.

 

Работа с хрестоматийными  материалами:

Теория  и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.5-38.

 

 

 

 

Модель изучения темы « Процесс обучения и его место в структуре целостного  педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении».

 

 

 

Комментарии к изучению темы

 

Дидактика как наука

Существование человеческого  общества невозможно без передачи подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. Передача знаний и умений поначалу осуществлялась стихийно, среди других дел и не осознавалась как специальная область деятельности. Это была та деятельность, которую теперь называют обучением. Обучение служит интересам появляющихся и сменяющих друг друга на исторической арене социальных классов. Появляется специальный общественный институт - школа, где обучение осуществляется как целенаправленная деятельность в соответствии с заранее составленной программой. Наконец, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и тех материалов и средств, которые в ней используются. Так появляется дидактика (от греч. Didasko- учу) - наука об образовании и обучении, и прежде всего, о закономерностях общего, профессионального и политехнического образования. Она рассматривает цели и задачи образования, содержание образования, процесс усвоения и применение знаний учащихся на практике и др. Все эти проблемы рассматриваются в единстве развития, воспитания и обучения.

За многовековую историю  существования дидактики как  науки сложились различные подходы к рассмотрению взаимодействия между категориями «педагогика» и «дидактика». Так, например, по мнению М.Гераскова и М.Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим концептуальным позициям:

- педагогика  и дидактика - перекрещивающиеся (родственные) понятия;

- педагогика и дидактика  находятся в соотношениях целого и части;

- «дидактика» - более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;

- педагогика и дидактика  являются отдельными самостоятельными  дисциплинами.

В современных работах М.А.Данилова, В.Оконя, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной, В.В.Краевского и др. традиционным является подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается как часть педагогики. Однозначного подхода к определению взаимосвязи данных научных сфер (педагогики и дидактики) в настоящее время не выработано, что связано с различным толкованием самого термина «дидактика».

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.

Проблема связи дидактики  с другими научными дисциплинами - это одна из самых актуальных и в то же время сложных методологических проблем педагогики. На разных этапах становления дидактики эта связь осуществлялась и занималась по-разному в зависимости от изменяющихся задач, методологических установок ученых-педагогов и от степени дифференциации педагогической науки. Поэтому всякий раз, когда возникает вопрос о научном статусе дидактики, приходится обращаться именно к общему представлению о развитии этой науки, неразрывно связанном с развитием и содержанием окружающих ее научных дисциплин. Это не два разных процесса, а один, поскольку развитие дидактики и развитие ее связи с другими науками взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Дидактика изучает те факты и явления, которые возникают  в обучении, т.е. в единой деятельности преподавания и учения. Изменение психики ученика в процессе учения является одним из главных фактов и обязательно должно учитываться. Но дидактика исследует обучение как один из видов общественной деятельности в единстве и взаимосвязи всех его компонентов, а само учение является только одним из таких компонентов.

В нашу эпоху для всех научных дисциплин характерен процесс  взаимного сближения. Известно, что самые ценные открытия появляются на стыке наук. Комплексное, всестороннее исследование обучения с позиций разных научных дисциплин дает плодотворные результаты в том случае, если ясны сами эти позиции и их специфика, если эти результаты даны в системе. И эту систему, это единое русло для объединения усилий всех наук, имеющих дело с обучением, дает именно дидактика.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ


 

 

Главное для дидактики отношение  между преподаванием и учением  опосредовано через множество заранее  запланированных учебных ситуаций. Различные формы его реализации поддаются проектированию в искусственных условиях обучения, создаваемых в школе. Предмет теории воспитания отражает специфику воспитательных ситуаций. Воспитательное отношение – непосредственно общественное в самом прямом смысле.  Воспитание – незамкнутая система, открытая для непосредственного и повседневного воздействия со стороны общества. Связь дидактики с другими науками проявляется наиболее четко и осуществляется наиболее эффективно в том случае, когда учитывается единство педагогической теории обучения и педагогической практики.

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 



 


 


 


 


 



 


 

 


 




 

 




 

 

 

 


 


 


 

 


 

Характеристика образования  как:

 

 

Общественное явление

- сложность и противоречивость вхождения

- включение поколений  в жизнь

- обеспечение общественного прогресса

-преемственность поколений

Образовательный процесс (совокупность действий)

- целеполагание

- планирование

- целереализация

- анализ, оценка, контроль результата

Образовательная система (признаки)

- целесообразность

- социальная детерминированность

- целостность

- интегративность

- управляемость

- деятельность

- наличие обратной  связи

Образовательная деятельность (компоненты)

- мотивированно-целевой

-когнитивный

- операционно-деятельный

- оценочно-рефлексивный




 

Характеристика  обучения как:

 

 

Явление

- Социальный характер

- Исторический характер

Процесс (сущностные характеристики)

- Двусторонность

- Активность

- Противоречивость

- Целенаправленность

- Социальный характер

- Воспитывающий характер

- Гуманистический характер

Система (компоненты)

- Цель

- Содержание образования

- Деятельность учителя, мотив, деятельность ученика

- Организационные формы обучения

- Механизмы усвоения

- Результат

Деятельность

- Мотивационно-целевой

- Когнитивный

- Операционно-деятельностный

- Оценочно-рефлексивный


 

 

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ  ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития дидактики

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ.doc

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Учебно-методические комплексы для ИИиПО.doc

— 959.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Теория обучения.Пед.технол..doc

— 280.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

УМК по ОСПП (юриспруденция-2012).doc

— 586.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Педагогика как наука