Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы»
Н.С. СЫТИНА
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:
В МОДЕЛЯХ, СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Учебное пособие
Уфа 2010
УДК 37.01
ББК 74.202.4
С 95
Печатается по решению учебно-методического совета
Башкирского государственного педагогического университета
им. М. Акмуллы
Сытина Н.С. Теория и технологии обучения: в моделях, схемах и таблицах: Учеб.пособие [текст]. - 2-е изд., перераб.и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 152 с.
Данное пособие представляет собой современный методический комплекс и обеспечивает информационную поддержку студентам при изучении курса «Теория обучения».
Учебное пособие адресовано студентам всех факультетов педагогического университета, государственными образовательными стандартами и программами которых предусмотрено изучение курса «Теория обучения и педагогические технологии».
Рецензенты:
А.С.Гаязов, д.п.н., профессор, член-корр. РАО (БГПУ им.М.Акмуллы)
А.Ф.Амиров, д.п.н., профессор (БГМУ)
© Издательство БГПУ им.М.Акмуллы, 2010
© Сытина Н.С., 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Становление новой системы
Предлагаемое пособие представляет собой логичное и компактное изложение важнейшей для будущего учителя составной части педагогической науки – дидактики и способствует более обстоятельному осмыслению содержания теории обучения, облегчает овладение теоретическими, методологическими и технологическими основами педагогической деятельности.
Данное пособие можно отнести
к учебно-методическим материалам нового
поколения и оно может использо
1) преподавателями педагогических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, а также в виде опорных моделей, схем, таблиц по отдельным темам; при организации самостоятельной работы студентов;
2) студентами, изучающими дидактику, в качестве опорных направлений и первичной ориентации в сжатом виде при изучении отдельных тем, а также в качестве основы для самообразования; при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, экзаменам;
3) практическими работниками народного образования, у которых недостаточно времени для изучения большого объема соответствующей литературы, а также занимающихся повышением собственного профессионализма.
В пособие включено информационное сопровождение моделей, схем, таблиц, которые могут совместно с заданиями по самостоятельной работе студентов и самопроверке использоваться преподавателями и студентами как при итоговой, так и в промежуточной аттестации.
Назначение данного пособия облегчит работу по активному восприятию и повторению изучаемого материала с целью его прочного усвоения студентами как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
Автор выражает благодарность студентам
физико-математического
Тема I
Процесс обучения и его место в структуре
целостного педагогического процесса.
Дидактика как наука об обучении и учении.
Основное содержание темы: Обучение в целостном педагогическом процессе и его характерные свойства (двусторонность, направленность на развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон). Процесс обучения как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Понятие о дидактике. Развитие и становление дидактики как науки. Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, самообразование, учение. Цели, задачи и предмет дидактики.
Основные понятия темы: формирование, развитие, воспитание, образование, обучение, учение, преподавание, образовательный процесс, педагогический процесс, познание, дидактика.
Методические указания по теме: обосновать роль и место обучения в целостном педагогическом процессе, уяснить основные понятия, установить взаимосвязь и взаимообусловленность основных дидактических понятий, построить модель их соотношений, связь теории обучения с другими науками. Определить аспекты дидактики: теоретические и прикладные, на этой основе сформулировать цели и задачи дидактики. Рассмотреть соотношение преподавания и учения, их взаимодействие и единство, определить предмет дидактики. Фактами подтвердить, что теория обучения – наука. Охарактеризовать этапы развития и становления дидактики как науки.
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
1. Физиологические основы дидактики.
2. Социокультурные основы дидактики.
3. Информационные основы дидактики.
4. Нормативные основы дидактики.
Работа с хрестоматийными материалами:
Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.5-38.
Модель изучения темы « Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении».
Комментарии к изучению темы
Дидактика как наука
Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. Передача знаний и умений поначалу осуществлялась стихийно, среди других дел и не осознавалась как специальная область деятельности. Это была та деятельность, которую теперь называют обучением. Обучение служит интересам появляющихся и сменяющих друг друга на исторической арене социальных классов. Появляется специальный общественный институт - школа, где обучение осуществляется как целенаправленная деятельность в соответствии с заранее составленной программой. Наконец, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и тех материалов и средств, которые в ней используются. Так появляется дидактика (от греч. Didasko- учу) - наука об образовании и обучении, и прежде всего, о закономерностях общего, профессионального и политехнического образования. Она рассматривает цели и задачи образования, содержание образования, процесс усвоения и применение знаний учащихся на практике и др. Все эти проблемы рассматриваются в единстве развития, воспитания и обучения.
За многовековую историю существования дидактики как науки сложились различные подходы к рассмотрению взаимодействия между категориями «педагогика» и «дидактика». Так, например, по мнению М.Гераскова и М.Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим концептуальным позициям:
- педагогика и дидактика - перекрещивающиеся (родственные) понятия;
- педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;
- «дидактика» - более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;
- педагогика и дидактика
являются отдельными
В современных работах М.А.Данилова, В.Оконя, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной, В.В.Краевского и др. традиционным является подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается как часть педагогики. Однозначного подхода к определению взаимосвязи данных научных сфер (педагогики и дидактики) в настоящее время не выработано, что связано с различным толкованием самого термина «дидактика».
Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.
Проблема связи дидактики с другими научными дисциплинами - это одна из самых актуальных и в то же время сложных методологических проблем педагогики. На разных этапах становления дидактики эта связь осуществлялась и занималась по-разному в зависимости от изменяющихся задач, методологических установок ученых-педагогов и от степени дифференциации педагогической науки. Поэтому всякий раз, когда возникает вопрос о научном статусе дидактики, приходится обращаться именно к общему представлению о развитии этой науки, неразрывно связанном с развитием и содержанием окружающих ее научных дисциплин. Это не два разных процесса, а один, поскольку развитие дидактики и развитие ее связи с другими науками взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Дидактика изучает те факты и явления, которые возникают в обучении, т.е. в единой деятельности преподавания и учения. Изменение психики ученика в процессе учения является одним из главных фактов и обязательно должно учитываться. Но дидактика исследует обучение как один из видов общественной деятельности в единстве и взаимосвязи всех его компонентов, а само учение является только одним из таких компонентов.
В нашу эпоху для всех научных дисциплин характерен процесс взаимного сближения. Известно, что самые ценные открытия появляются на стыке наук. Комплексное, всестороннее исследование обучения с позиций разных научных дисциплин дает плодотворные результаты в том случае, если ясны сами эти позиции и их специфика, если эти результаты даны в системе. И эту систему, это единое русло для объединения усилий всех наук, имеющих дело с обучением, дает именно дидактика.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
Главное для дидактики отношение
между преподаванием и учением
опосредовано через множество заранее
запланированных учебных
Характеристика образования как:
Общественное явление |
- сложность и противоречивость вхождения - включение поколений в жизнь - обеспечение общественного прогресса -преемственность поколений |
Образовательный процесс (совокупность действий) |
- целеполагание - планирование - целереализация - анализ, оценка, контроль результата |
Образовательная система (признаки) |
- целесообразность - социальная детерминированность - целостность - интегративность - управляемость - деятельность - наличие обратной связи |
Образовательная деятельность (компоненты) |
- мотивированно-целевой -когнитивный - операционно-деятельный - оценочно-рефлексивный |
Характеристика обучения как:
Явление |
- Социальный характер - Исторический характер |
Процесс (сущностные характеристики) |
- Двусторонность - Активность - Противоречивость - Целенаправленность - Социальный характер - Воспитывающий характер - Гуманистический характер |
Система (компоненты) |
- Цель - Содержание образования - Деятельность учителя, мотив, деятельность ученика - Организационные формы обучения - Механизмы усвоения - Результат |
Деятельность |
- Мотивационно-целевой - Когнитивный - Операционно-деятельностный - Оценочно-рефлексивный |
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»
История развития дидактики