Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического наследия Ибрая Алтынсарина, выявление основных дидактических идей ученого и определение их значимости в развитии педагогической науки Казахстана.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Молодые годы и становления Ибрая Алтынсарина как педагогичес-
кого деятеля......................................................................................................8
1.1 Биографическая справка..............................................................................8
1.2 Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина..............11
Глава 2. Значение Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы.....15
2.1 Творчество Ибрая Алтынсарина - истоки казахской публицистики..15 2.2 Эпистолярное и публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина...17
2.3 Ибрай Алтынсарин и развитие библиотечного дела в Казахстане..20
2.4 Ибрай Алтынсарин – великий поэт..........................................................25
Заключение.................................................................................................................29
Список литературы...................................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

сбор курсовой.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Молодые  годы  и становления Ибрая  Алтынсарина  как  педагогичес-

кого деятеля......................................................................................................8

    1. Биографическая справка..............................................................................8

1.2 Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина..............11

Глава  2. Значение  Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы.....15

2.1 Творчество  Ибрая  Алтынсарина  - истоки  казахской публицистики..15 2.2 Эпистолярное  и  публицистическое  наследие Ибрая Алтынсарина...17

2.3  Ибрай  Алтынсарин  и  развитие  библиотечного  дела  в Казахстане..20 

2.4 Ибрай Алтынсарин – великий поэт..........................................................25

Заключение.................................................................................................................29

Список  литературы...................................................................................................32

Приложение................................................................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых  социально-экономических отношений  проблема совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения  остается одной из приоритетных. В  Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года записано: “Главным приоритетом объявляется профессиональное образование на всех его уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском. Это никоим образом не умаляет  значения среднего общего образования, напротив, повышается важность этого  уровня образования для обеспечения  главного приоритета в образовании. Стратегия реформы образования  – создание эффективно действующей  системы образования, обеспечивающей широкие слои населения качественными (на мировом уровне) образовательными стандартами. В системе образования  главной стратегической задачей  определяется расширение доступа населения  к качественному образованию  всех уровней и ступеней”.

Речь идет о путях становления  личности, способной работать творчески, с полной отдачей, органично вливаясь в коллектив и вместе с тем, не теряя своей индивидуальности. Становление самосознания, овладение  системой научных знаний, расширение кругозора, правильный выбор профессии  немыслимы вне образовательной  системы, о требованиях к содержанию и функционированию которой говорится  во многих правительственных документах: в Законе Респуб-лики Казахстан “Об образовании” № 389-1 от 7 июня 2006 г., в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в Послании Прези-дента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана.  Так, на решение задач дальней-шего повышения качества обучения и воспитания, совершенствования содержа-ния и методов обучения  нацеливает педагогов страны Закон Республики Казах-стан “Об образовании”, в котором, в частности, говорится: “Главной задачей системы образования является создание необходимых условий для формиро-вания и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики”.

В современных условиях возрастают требования к использованию наиболее эффективных дидактических технологий. Говоря о педагогических технологиях, мы имеем в виду методическое обеспечение, в котором используются модели, рационально  сочетающие в себе традиционные и  инновационные компоненты процесса познания. Современная казахстанская  школа, отвергая устаревшее и непригодное, использует все лучшее из наследия передовых учителей и методистов. Идет тщательный отбор наиболее эффективных  приемов работы, и этот отбор немыслим без знания исторического опыта, без опоры на уже сделанные  в области дидактики открытия.

В этой связи перед казахстанской  дидактикой раскрываются широкие возможности  в плане реализации накопленного опыта. Становится  объектив-ной потребность в новом анализе и переосмыслении всего имеющегося богато-го отечественного наследия. Именно этим объясняется интерес ученых к тру-дам казахских просветителей, общественных деятелей  страны, публицистов и писателей:  в аспекте  этнопедагогики их идеи и взгляды приобретают новую значимость,  поскольку  позволяют формировать национальное самосознание, делают незыблемыми  нравственные традиции  народа.

Именно индуктивным подходом к рассмотрению методического наследия прошлого объясняется наш интерес  к изучению работ  видного казахстанского деятеля  Ибрая Алтынсарина.  Выбор сделан нами не случайно. В работах, Ибрая Алтынсарина посвященных, в основном,  вопросам преподавания языка, нашли яркое выражение те дидактические проблемы, которые были актуальны в середине двадцатого столетия. Ученый исследовал вопросы методического обеспечения конкретного предмета, но делал это не просто с опорой на методические положения, а в значительной мере проектируя на них основные направления изысканий, которые были актуальны в тот период и сегодня представляют существенный интерес для дидактов. Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас  проанализировать и систематизировать научные идеи труженика и патриота, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим целую плеяду воспитанных им педагогов.

Поиск путей разрешения данного  противоречия составляет сущность проблемы этой работы, актуальность которой определяется объективными потребностями современной дидактической науки и практики. Вопросы наследия И.Алтынсарина на сегодняшний момент приобретают особую значимость и требуют научно-теоретического исследования, что и обусловило выбор темы курсовой  работы “ Педагогическая деятельность Ибрая Алтынса-рина”.

Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического  наследия  Ибрая Алтынсарина, выявление основных дидактических идей ученого и определение их значимости в развитии педагогической науки Казахстана.

Объект исследования –  педагогическое наследие Ибрая  Алтынсарина.

Предмет исследования –  дидактические взгляды и идеи  Ибрая Алтынса-рина,   их использование в современной образовательной системе.

Гипотеза исследования основывается на утверждении, что изучение наследия ученого-педагога позволит выявить  характер персонизированных научно-педагогических взглядов, что может позитивно  повлиять на выдвиже-ние новых идей, способствующих повышению эффективности процессов обу-чения и создающих возможность прогнозировать дальнейшее развитие педаго-гической науки Казахстана с учетом современных требований.

Проблема, цель, объект, предмет  и гипотеза определили задачи исследования:

1. Дать характеристику  тем историческим условиям, которые  оказали влияние на формирование  мировоззрения  Ибрая Алтынсарина;

2. Выявить и обобщить  основные дидактические идеи  в наследии  Ибрая Алтынсарина;

3. Определить вклад  Ибрая Алтынсарина в развитие отечественной дидактики.

Методологической основой  исследования явились положения, разработанные  в трудах известных отечественных  и зарубежных  философов и дидактов и посвященные диалектическому  единству анализа и синтеза как  способов познания, роли принципа историзма  в изучении современной постановки вопроса о системном подходе  к организации процесса обучения, а также современные достижения в области мировой и отечественной  дидактики.

Источники исследования: труды (диссертации, монография, учебные и  учебно-методические пособия, научные  статьи  и тезисы выступлений), воспоминания  коллег и учеников, архивные материалы.

Методы педагогического исследования:

  • теоретический: изучение и анализ научных источников, посвященных проблеме исследования;
  • историко-сравнительный анализ, обобщение и систематизация материала архивных документов;
  • практический: анализ, синтез, обобщение отобранного материала;

Краткая структура:

Курсовая работа состоит  из введения, основной / исследовательской / части, заключения, списка литературы и приложения.

В введении обосновывается актуальность избранной темы, формули-руются: объект, предмет, цель, задачи исследования, выдвигается научная гипотеза, определяется методологическая основа, описывается процедура и методы исследования, характеризуется структура курсовой работы.

Основная часть состоит  из двух глав. Первая глава включает в себя два параграфа и отражает теорию проблемы с опорой на научные исследования современных и педагогов прошлого. Использовались документы, материалы периодической печати, педагогическая и методологическая литература.

Вторая глава включает в себя четыре параграфа и даёт представление об анализе фактического материала с учётом сегодняшнего состояния педагоги-ческой науки, определяются главные дидактические идеи и взгляды И.Алтын-сарина, обобщается накопленный научно-педагогический опыт.

В заключении даны выводы и  рекомендации, сделанные на основе анализа изучения научно-педагогической литературы, обобщения опыта работы учителей.

Список литературы содержит 15 источников характеризующих методолог-ическую, научно-теоретическую базу исследования, а также материалы, отражающие передовой педагогический опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Молодые  годы  и становления Ибрая  Алтынсарина  как  педагогического  деятеля.

 

1.1Биографическая справка.

 

Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.

В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для  казахских детей, целью которой  была подготовка грамотных людей  для царской администрации, дед определил Ибрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.

В 1857 году Ибрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и   западно - европейской культуры.

И. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ибраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем  и крупным общественным деятелем. «Школы — это главные пружины  образования киргизов, казахов,— писал Ибрай Алтынсарин,— ... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Поборник просветительства,

И. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".

Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, И. Алтынса-рин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.

«На нашу долю,— писал  он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все  надо еще создавать, вводить эти  нововведения в темную среду и  освещать все, насколько хватит у  нас сил и уменья... Вот и  таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». По его инициативе было открыто 7 начальных  школ, 4 двухклассных училища для  детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием  в них предметов на родном и  русском языках. В 1883 году в Орске  была открыта казахская учительская семинария. 
И. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Информация о работе Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина