Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического наследия Ибрая Алтынсарина, выявление основных дидактических идей ученого и определение их значимости в развитии педагогической науки Казахстана.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Молодые годы и становления Ибрая Алтынсарина как педагогичес-
кого деятеля......................................................................................................8
1.1 Биографическая справка..............................................................................8
1.2 Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина..............11
Глава 2. Значение Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы.....15
2.1 Творчество Ибрая Алтынсарина - истоки казахской публицистики..15 2.2 Эпистолярное и публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина...17
2.3 Ибрай Алтынсарин и развитие библиотечного дела в Казахстане..20
2.4 Ибрай Алтынсарин – великий поэт..........................................................25
Заключение.................................................................................................................29
Список литературы...................................................................................................32
План
Введение......................
Глава 1. Молодые годы и становления Ибрая Алтынсарина как педагогичес-
кого деятеля.......................
1.2 Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина..............11
Глава 2. Значение Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы.....15
2.1 Творчество Ибрая Алтынсарина - истоки казахской публицистики..15 2.2 Эпистолярное и публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина...17
2.3 Ибрай Алтынсарин и развитие библиотечного дела в Казахстане..20
2.4 Ибрай Алтынсарин – великий
поэт..........................
Заключение....................
Список литературы....................
Приложение....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
На этапе демократизации казахстанского
общества в условиях формирования новых
социально-экономических
Речь идет о путях становления личности, способной работать творчески, с полной отдачей, органично вливаясь в коллектив и вместе с тем, не теряя своей индивидуальности. Становление самосознания, овладение системой научных знаний, расширение кругозора, правильный выбор профессии немыслимы вне образовательной системы, о требованиях к содержанию и функционированию которой говорится во многих правительственных документах: в Законе Респуб-лики Казахстан “Об образовании” № 389-1 от 7 июня 2006 г., в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в Послании Прези-дента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Так, на решение задач дальней-шего повышения качества обучения и воспитания, совершенствования содержа-ния и методов обучения нацеливает педагогов страны Закон Республики Казах-стан “Об образовании”, в котором, в частности, говорится: “Главной задачей системы образования является создание необходимых условий для формиро-вания и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики”.
В современных условиях возрастают
требования к использованию наиболее
эффективных дидактических
В этой связи перед казахстанской дидактикой раскрываются широкие возможности в плане реализации накопленного опыта. Становится объектив-ной потребность в новом анализе и переосмыслении всего имеющегося богато-го отечественного наследия. Именно этим объясняется интерес ученых к тру-дам казахских просветителей, общественных деятелей страны, публицистов и писателей: в аспекте этнопедагогики их идеи и взгляды приобретают новую значимость, поскольку позволяют формировать национальное самосознание, делают незыблемыми нравственные традиции народа.
Именно индуктивным подходом к рассмотрению методического наследия прошлого объясняется наш интерес к изучению работ видного казахстанского деятеля Ибрая Алтынсарина. Выбор сделан нами не случайно. В работах, Ибрая Алтынсарина посвященных, в основном, вопросам преподавания языка, нашли яркое выражение те дидактические проблемы, которые были актуальны в середине двадцатого столетия. Ученый исследовал вопросы методического обеспечения конкретного предмета, но делал это не просто с опорой на методические положения, а в значительной мере проектируя на них основные направления изысканий, которые были актуальны в тот период и сегодня представляют существенный интерес для дидактов. Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас проанализировать и систематизировать научные идеи труженика и патриота, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим целую плеяду воспитанных им педагогов.
Поиск путей разрешения данного противоречия составляет сущность проблемы этой работы, актуальность которой определяется объективными потребностями современной дидактической науки и практики. Вопросы наследия И.Алтынсарина на сегодняшний момент приобретают особую значимость и требуют научно-теоретического исследования, что и обусловило выбор темы курсовой работы “ Педагогическая деятельность Ибрая Алтынса-рина”.
Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического наследия Ибрая Алтынсарина, выявление основных дидактических идей ученого и определение их значимости в развитии педагогической науки Казахстана.
Объект исследования – педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина.
Предмет исследования – дидактические взгляды и идеи Ибрая Алтынса-рина, их использование в современной образовательной системе.
Гипотеза исследования основывается
на утверждении, что изучение наследия
ученого-педагога позволит выявить
характер персонизированных научно-
Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
1. Дать характеристику
тем историческим условиям, которые
оказали влияние на
2. Выявить и обобщить основные дидактические идеи в наследии Ибрая Алтынсарина;
3. Определить вклад Ибрая Алтынсарина в развитие отечественной дидактики.
Методологической основой
исследования явились положения, разработанные
в трудах известных отечественных
и зарубежных философов и дидактов
и посвященные диалектическому
единству анализа и синтеза как
способов познания, роли принципа историзма
в изучении современной постановки
вопроса о системном подходе
к организации процесса обучения,
а также современные достижения
в области мировой и
Источники исследования: труды (диссертации, монография, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи и тезисы выступлений), воспоминания коллег и учеников, архивные материалы.
Методы педагогического исследования:
Краткая структура:
Курсовая работа состоит из введения, основной / исследовательской / части, заключения, списка литературы и приложения.
В введении обосновывается актуальность избранной темы, формули-руются: объект, предмет, цель, задачи исследования, выдвигается научная гипотеза, определяется методологическая основа, описывается процедура и методы исследования, характеризуется структура курсовой работы.
Основная часть состоит из двух глав. Первая глава включает в себя два параграфа и отражает теорию проблемы с опорой на научные исследования современных и педагогов прошлого. Использовались документы, материалы периодической печати, педагогическая и методологическая литература.
Вторая глава включает в себя четыре параграфа и даёт представление об анализе фактического материала с учётом сегодняшнего состояния педагоги-ческой науки, определяются главные дидактические идеи и взгляды И.Алтын-сарина, обобщается накопленный научно-педагогический опыт.
В заключении даны выводы и рекомендации, сделанные на основе анализа изучения научно-педагогической литературы, обобщения опыта работы учителей.
Список литературы содержит
15 источников характеризующих методолог-
Глава 1. Молодые годы и становления Ибрая Алтынсарина как педагогического деятеля.
1.1Биографическая справка.
Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Ибрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.
В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации, дед определил Ибрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.
В 1857 году Ибрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно - европейской культуры.
И. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ибраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.
На посту инспектора по
народному образованию в
И. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".
Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, И. Алтынса-рин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.
«На нашу долю,— писал
он,— теперь выпало самое тяжелое,
ответственное время, когда все
надо еще создавать, вводить эти
нововведения в темную среду и
освещать все, насколько хватит у
нас сил и уменья... Вот и
таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги
у обществ и разных общественных
уездных и областных волостей».
По его инициативе было открыто 7 начальных
школ, 4 двухклассных училища для
детей-казахов, в том числе первые
школы для казашек с
И. Алтынсарин не только создавал светские
народные школы, но и научно разрабатывал
для них дидактические принципы обучения
и воспитания детей, писал учебные и методические
пособия.
Информация о работе Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина