Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического наследия Ибрая Алтынсарина, выявление основных дидактических идей ученого и определение их значимости в развитии педагогической науки Казахстана.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Молодые годы и становления Ибрая Алтынсарина как педагогичес-
кого деятеля......................................................................................................8
1.1 Биографическая справка..............................................................................8
1.2 Педагогические взгляды и деятельность Ибрая Алтынсарина..............11
Глава 2. Значение Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы.....15
2.1 Творчество Ибрая Алтынсарина - истоки казахской публицистики..15 2.2 Эпистолярное и публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина...17
2.3 Ибрай Алтынсарин и развитие библиотечного дела в Казахстане..20
2.4 Ибрай Алтынсарин – великий поэт..........................................................25
Заключение.................................................................................................................29
Список литературы...................................................................................................32
Куланы, сайгаки — в просторах весенней земли, Заскачут, довольные тем, что опять расцвели Высокие травы. И на воду чистых озер Опустятся с криками лебеди и журавли. А в час, когда солнце слепит человеческий взор, Манящий мираж задрожит в лучезарной дали.
Весна приносит радость людям. Зоркий глаз Алтынсарина замечает и резвящихся малых детей «на бархате трав молодых», и снарядившийся в путь караван, и женщин «с веселыми шутками», и расставание влюбленных на заре.
Вместе с тем, Алтынсарин — не просто тонкий наблюдатель природы, умеющий давать красочные зарисовки. Это поэт-философ, задумывающийся над смыслом жизни, вечным ее обновлением. Природа в глазах поэта — великий целитель, она вносит в жизнь умиротворенность. Алтынсарин с восторгом воспринимает жизнь, верит в то, что она разумна и прекрасна. Это можно почувствовать не только в стихотворении «Весна», но в и другом его знаменитом стихотворении «Река». С одной стороны, это конкретный образ реки, по берегам которой растут сочные травы и пасутся стада, а в светлых струях резвятся косяки рыб, с другой, — это символ вечно текущей жизни: Сотни стад не сумеют реки замутить, И ничем невозможно ей путь преградить!
Художественная конкретность
пейзажа, проникновенное описание природы,
воздействие ее на чувства человека,
с его думами, жизнью и заботами
свидетельствуют о
Кроме стихотворений, И. Алтынсарин писал рассказы, в которых также выражены демократические, гуманистические, просветительские идеи автора. В них в социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60—70-х годах XIX века.
В рассказах «Сын бая и
сын бедняка», «Кипчак Сейткул»,
«Юрта и деревянный дом», «Невежество»,
«Вред лжи» и других ставятся важные
проблемы общественной жизни: социальное
неравенство, преимущество оседлого образа
жизни, вред невежества, польза знаний
и науки.
В рассказе «Сын бая и сын бедняка» повествуется
о том, как два мальчика-ровесника, случайно
оставшиеся на месте старого кочевья,
разыскивали откочевавший аул. Рассказывая
об их приключениях, Алтынсарин показывает
характеры этих мальчиков, обусловленные
их социальным положением, образом жизни,
воспитанием, навыками и привычками.
Смысл рассказа — в противопоставлении двух характеров, двух социальных типов. Усен — сын бедняка, он трудолюбив, и этим определяются все его достоинства. Именно труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные препятствия, а праздность — корень пороков. Рассказ «Сын бая и сын бедняка» преследует педагогические цели: он учит и наставляет. Алтынсарин стремится не к сложности, а к ясности и простоте характеров. Но эти характеры не абстрактны, они подсказаны реальной жизнью. Жизненная точность, легко напрашивающиеся дидактические выводы — все это сделало рассказ «Сын бая и сын бедняка» популярным не только среди казахских школьников, но и среди русских читателей. Еще в 1890 году в журнале «Родник» рассказ был напечатан в русском переводе.
Важным для понимания мировоззрения, демократических и гуманистических взглядов Алтынсарина является и рассказ «Кипчак Сейткул», написанный в 70-х годах и опубликованный в «Киргизской хрестоматии». В 70-е годы, в пору расшатывания устоев патриархально-феодального уклада в степи, казахские бедняки начинают переходить к оседлости, заниматься земледелием. Алтынсарин поддерживает их. В рассказе «Кипчак Сейткул» труженик Сейткул глубоко ненавидит баев, ищет избавления от них. Он и его бедные сородичи поселяются в долине речки и занимаются земледелием. С теплотой описывает Алтынсарин совместный труд земледельцев, показывает, как укреплялось содружество бедняков, как оно все больше и больше притягивало к себе других: «... беднота из кочевого населения присоединялась к Сейткулу. По прошествии пяти-шести лет число хозяйств, руководимых им, дошло до четырехсот». Успехи Сейткула и его друзей Алтынсарин объясняет их исканиями, тем, что они приобщились к земледелию и торговле. Как и в рассказе «Сын бая и сын бедняка», Алтынсарин прославляет трудолюбие — человек труда нигде не пропадет, и счастье найдет его.
В рассказе «Кипчак Сейткул» Алтынсарин использует свой излюбленный прием — антитезу. Труженику Сейткулу противопоставлен его старший брат, стремившийся разбогатеть воровством и грабежом чужого скота. В конце концов, он был убит. Автор подчеркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идет впрок.
Значение творчества Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.
Заключение
Следуя принципы историзма, нельзя рассматривать жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина в отрыве от его времени. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Развитие образованности не могли идти без создания собственной печати и книгоиздания. Вместе с тем блага цивилизации несли для казахского народа явно выраженные отрицательные стороны, в частности стремление принудительной оседлости кочевников и изъятии лучших пахотных и пастбищных земель. Формируясь в течение столетий, у казахов выкристаллизовалась собственная культура, популяризатором которой выступал и Алтынсарин. К сожалению, общественно-политическая обстановка того времени не представляла собой благодатную почву для развития национальных культур, и поэтому мы в настоящее время воздаем должное первым казахским просветителям и публицистам, которые доступными им способами способствовали ее сохранению и укреплению. Знания, идеалы и опыт, появившиеся в устном народном творчестве, стали фиксироваться с появлением письменности.
В силу того, что еще не существовало периодики на казахском языке, Алтынсарину приходилось писать на русском. Он составил разножанровое творческое наследство, которое позже во многом предопределило развитие казахской публицистики. Перечитывая труды просветителя, необходимо отметить одно из важнейших качеств публицистики - непосредственное обращение к читателю, которому предлагаются воззрения на актуальные события, причем тот может как разделять, так и иметь на них собственную точку зрения. Особенность публицистики Алтынсарина проявляется в выборе темы для выступлений и ее разработке. Большинство статей, вышедших из под его пера, являют собой нравственно-педагогическую оценку актуальной действительности. Не зря исследователи творчества Алтынсарина сравнивают его с заслугами Ломоносова для России.
Вопросы исторического прошлого
и его преломления в настоящем
нельзя доказать как теорему. Законы
развития общественной жизни и исторических
процессов тесно связаны с
сознательной деятельностью людей,
живут в условиях своего времени,
которое накладывает на них особый
отпечаток, поэтому явления общественного
порядка не могут в принципе действовать
также однозначно, как законы природы
и естественных наук. Поэтому обращение
к личности Ибрая Алтынсарина, его
творчеству, эпистолярному и
В первую очередь именно эпистолярное наследие Ибрая Алтынсарина представляет особый интерес для исследований в области современной казахстанской журналистики. Фактически творчество великого просветителя представляет собой совокупность произведений, чье изначальное узкое направление переросло в масштабные обобщения и в совокупности, получило форму общественной публицистики. Именно из эпистолярного наследия как журналистика, так литература и публицистика восприняли много творческих особенностей и форм, узаконив их в письменной речи.
Рассмотрение творчества
Алтынсарина выходит за тот автономный
слой времени и общества, в котором
ему довелось жить и творить. Истоки
национальной интеллигенции и развития
казахской культуры проходили в
русле развития всех творческих процессов.
Очень сложным явлением предстает
казахская советская
Многосторонняя деятельность
И. Алтынсарина способствовала экономическому,
культурному и духовному
В городе Аркалыке открыт музей Алтынсарина, на берегу Тобола установлен куполообразный памятник выдающемуся просветителю.
Список использованной литературы
1. Закон РК «Об образовании» - Алматы, 2006.
2.Абай «Слова назидания» - А., 1993.
3.Алтынсарин, И.Собр. соч. в 3-х томах: Т.1. – Алма-Ата, 1975. – 359 с.
4.Алтынсарин, И. Собр. Соч. в 3-х томах: Т.2. – Алма-Ата, 1975. – 423 с.
5..Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. – А, 2007.
6.Измаилов В. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана – М., 1991.
7.Журавлев И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
8.Жарикбаев К. Калиев С. Антология педагогической мысли Казахстана. – Алматы, 1995.
9.Жумабаев М. Педагогика. – Алматы, 1992.
10.Галиев, В.З. Библиотечное дело в Казахстане: Вторая половина ХIX - начало XXвв. – Алматы: [Национальная библиотека Казахстана], 1988. 140 с.
11.Гусинский Э. Введение в философию образования. – М., 2000. Даулетова, Н. И возникли в степи библиотеки: [Об И. Алтынсарине, библиотеках, мавзолее И. Алтынсарина в совхозе «Мичуринский»] // Ленинский путь. – 1991. – 25 сентября.
12.Джумагулов, К. Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. – Алма-Ата. – 1984. – 204с.
13.Подласный И. Педагогика. Новый курс. – М., 2003.
14.Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина. – Алма-Ата: Мектеп, 1968. – 148с.
Приложение
1.Для казахских школ
он рекомендовал следующий
(см. Ситдыкров А.А. С.43-44):
2. Портрет И. Алтынсарина
3. Стих И. Алтынсарина «Давайте дети учиться!»
Информация о работе Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина