Педагогическая деятельность и ее психологическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является дать психологическую характеристику педагогической деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1)разобрать сущность педагогической деятельности;
2)выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
3)психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Сущность педагогической деятельности…………………………………………5
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога……………….11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности…………..13
Заключение…………………………………………………………………………….17
Глоссарий……………………………………………………………………………....19
Список использованных источников………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 42.83 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

 

Тема

 

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Сущность педагогической деятельности…………………………………………5

2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога……………….11

3. Психологическая характеристика педагогической деятельности…………..13

Заключение…………………………………………………………………………….17

Глоссарий……………………………………………………………………………....19

Список использованных источников………………………………………………21

 

Введение

Сущность  и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника - а может быть, и куда более сложное.

Под понятием «педагог» подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.

Под «способами педагогического воздействия» понимаются, прежде всего, выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.

Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений «человек – человек», направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

Особенность труда педагога состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

    1. По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;
    2. По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;
    3. По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Целью данной курсовой работы  является дать психологическую характеристику педагогической деятельности.

Для этого  необходимо решить следующие задачи:

1)разобрать сущность педагогической деятельности;

2)выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;

3)психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.

Основная  часть

  1. Сущность педагогической деятельности

 

Педагогическая  деятельность - это особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, воспитать такое, например, качество личности, как патриотизм. Педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. В данном контексте педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Для педагогической деятельности характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Этот вид деятельности возник на заре цивилизации в ходе решения таких жизненно важных для общественного развития задач, какими являлись создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения. По мере своего развития общество шагнуло от «обучения в контакте», когда дети учились в общении со старшими, подражая и следуя им во всем, к созданию классов, школ, гимназий. Претерпев в разных странах на разных исторических этапах значительные изменения в целях, содержании и формах образования, школа сформировалась как ведущий социальный институт, основное назначение которого - организация эффективной педагогической деятельности. Следует заметить, что эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации являлись вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса.

Профессиональная  педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом  образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки. Главные характеристики педагогической деятельности - целеположенность, мотивированность, предметность. Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.

Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным  подходом и представим деятельность учителя как разновидность педагогической системы.

Деятельность педагога имеет свою структуру:

    1. Мотивация;
    2. Педагогические цели и задачи;
    3. Предмет педагогической деятельности;
    4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;
    5. Продукт и результат педагогической деятельности[4, стр. 28].

Предметом педагогической деятельности является организация  учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Продуктом педагогической деятельности является формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.               

Средствами  педагогической деятельности являются:

- научные знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

- «носители знаний» - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

-вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); тренинги и др.

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

    • его личностное совершенствование;
    • интеллектуальное совершенствование;
    • становление его как личности, как субъекта учебной деятельности[2, стр. 72].

Выделяют две группы педагогических функций - целеполагающие и

организационно-структурные.

Педагогическая  функция – предписанное педагогу  направление  применения профессиональных  знаний  и  умений.   Главными   направлениями   приложенияпедагогических усилий являются обучение, образование,  воспитание,  развитие и  воспитание  учащихся.  В  каждом  из  них  учитель  выполняет   множество конкретных действий,  так  что  функции  его  часто  спрятаны  и  не  всегда подразумеваются явно. Главная функция преподавателя – управление  процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

    Не  учить, а направлять учение, не  воспитывать, а руководить  процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает  эту свою  главную функцию, тем больше  самостоятельности,  инициативы,  свободы  предоставляет своим ученикам.

1. В целеполагающую  группу входят следующие функции:

    • ориентационная;
    • развивающая;
    • мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
    • информационная.

2. В организационно-структурную  группу входят следующие функции:

    • коммуникативная;
    • конструктивная;
    • организаторская;
    • гностическая.

Коммуникативная функция предполагает:

    • установление правильных взаимоотношений с учащимися;
    • нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Конструктивная функция обеспечивает:

    • отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
    • проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
    • проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

    • информации в процессе сообщения ее учащимся;
    • различных видов деятельности учащихся;
    • собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Гностическая  функция предусматривает изучение:

    • содержания и способов воздействия на других людей;
    • возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
    • особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков[7, стр. 43].

Сфера профессионального  труда учителя, преподавателя - это  арена преодоления множества  противоречий. Это противоречия между  следующими факторами:

    • динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
    • динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
    • личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
    • растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
    • большой потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
    • уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
    • возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.[9, стр. 56]

Важной отличительной  чертой педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

  1. (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный;
  2. (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный;
  3. (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный;
  4. (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный;
  5. (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный[1, стр. 83].

Информация о работе Педагогическая деятельность и ее психологическая характеристика