Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является дать психологическую характеристику педагогической деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1)разобрать сущность педагогической деятельности;
2)выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
3)психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Сущность педагогической деятельности…………………………………………5
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога……………….11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности…………..13
Заключение…………………………………………………………………………….17
Глоссарий……………………………………………………………………………....19
Список использованных источников………………………………………………21
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
|
Тема |
|
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
1. Сущность педагогической деятельности…………………………………………5
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога……………….11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности…………..13
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………21
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника - а может быть, и куда более сложное.
Под понятием «педагог» подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.
Под «способами педагогического воздействия» понимаются, прежде всего, выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.
Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений «человек – человек», направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.
Особенность труда педагога состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:
Целью данной курсовой работы является дать психологическую характеристику педагогической деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1)разобрать сущность педагогической деятельности;
2)выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
3)психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
Педагогическая деятельность - это особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, воспитать такое, например, качество личности, как патриотизм. Педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. В данном контексте педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.
Для педагогической деятельности характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Этот вид деятельности возник на заре цивилизации в ходе решения таких жизненно важных для общественного развития задач, какими являлись создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения. По мере своего развития общество шагнуло от «обучения в контакте», когда дети учились в общении со старшими, подражая и следуя им во всем, к созданию классов, школ, гимназий. Претерпев в разных странах на разных исторических этапах значительные изменения в целях, содержании и формах образования, школа сформировалась как ведущий социальный институт, основное назначение которого - организация эффективной педагогической деятельности. Следует заметить, что эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации являлись вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Главные характеристики педагогической деятельности - целеположенность, мотивированность, предметность. Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.
Для удобства
рассмотрения сущности педагогической
деятельности воспользуемся системным
подходом и представим деятельность
учителя как разновидность
Деятельность педагога имеет свою структуру:
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Продуктом педагогической деятельности является формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Средствами педагогической деятельности являются:
- научные знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
- «носители знаний» - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
-вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Способами передачи
социального опыта в
Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
Выделяют две группы педагогических функций - целеполагающие и
организационно-структурные.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложенияпедагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам.
1. В целеполагающую
группу входят следующие
2. В организационно-структурную
группу входят следующие
Коммуникативная функция предполагает:
Конструктивная функция обеспечивает:
Организаторская
функция реализуется через
Гностическая
функция предусматривает
Сфера профессионального труда учителя, преподавателя - это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:
Важной отличительной чертой педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
Информация о работе Педагогическая деятельность и ее психологическая характеристика