Педагогическая диагностика – необходимое условие успешности учительской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:16, реферат

Краткое описание

Инструмент максимально объективных методов педагогической диагностики был создан около 200 лет назад. Прообразом современных тестов школьной успешности были появившиеся в 60-е годы XIX века «scale books» англичанина Дж. Фишера. А в 1894 году американец Дж. Райс применил свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов. Признанным авторитетом в области педагогического тестирования считают американца Э. Торндайка (1874-1949), который разработал специальную форму диагностирования по многим школьным предметам.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Основные задачи и принципы диагностики 5
Обоснование необходимости диагностической деятельности 7
Диагностика готовности к школе 9
Формы и виды диагностических работ 12
Виды диагностических работ по литературному чтению 15
Формы анализа контрольных работ 17
Заключение 18
Список литературы 19
Приложения 20

Вложенные файлы: 1 файл

rabotabalina.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая диагностика – необходимое условие успешности учительской деятельности

 

 

 

 

 

 

Балина Елена Васильевна,

учитель начальных  классов

МОУ лицей №1 

города Тутаева 

Ярославской области

 

 

 

 

 

2009 
Содержание

 

Введение

История педагогической диагностики  насчитывает столько лет, сколько  существует вся педагогическая деятельность. В литературе в качестве самого раннего  примера диагностики личной успешности при получении должности упоминаются китайские экзамены в системе общественных служб, проходившие примерно 1000 лет до н.э.

Инструмент максимально объективных  методов педагогической диагностики  был создан около 200 лет назад. Прообразом современных тестов школьной успешности были появившиеся в 60-е годы XIX века «scale books» англичанина Дж. Фишера. А в 1894 году американец Дж. Райс применил свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов. Признанным авторитетом в области педагогического тестирования  считают американца Э. Торндайка  (1874-1949), который разработал специальную форму диагностирования по многим школьным предметам.

С 1913 года начинается современный  этап развития школьного тестирования. Россия также безоговорочно приняла тестовую основу школьного контроля, но после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытка возродить тесты в нашей стране в 70-е годы ни к чему не привела. В этой области наша наука и практика значительно отстала от зарубежной. В современном мире оценочная система распространена повсеместно. Педагогическая диагностика используется во всех странах как инструмент  контроля деятельности учащегося. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дисках. В нашей стране такая форма педагогической диагностики получила своё распространение сравнительно недавно, а с 2002 года стал выходить научно-практический журнал «Педагогическая диагностика».

 Начиная в 2001 году работать  по УМК «Начальная школа ХХI века» я была удивлена тем, что авторы программы заложили диагностику успешности учебной деятельности в свои методические рекомендации. Это существенно отличало и отличает эту программу от других программ традиционной начальной школы. В описании основных концепций авторы убедили меня,  что такая работа необходима. Она обязательно «даст свои плоды», если будет проводиться систематически и методически правильно. Следуя рекомендациям исследователей, я начала проводить эту работу и ни на минуту не пожалела. Я поняла, что деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Убеждена, что любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика. Сейчас я уверена, что любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой. Кто учит планомерно, составляя программы максимум и минимум, всегда пытается определить результаты своих усилий.

 

Основные задачи и принципы диагностики

Диагностика в широком смысле слова  - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. Согласно словарю С.И. Ожегова, «диагностика - это учение о способах диагноза».    Педагогическая диагностика с родни медицинской.  Если вовремя и правильно определены признаки заболевания и причины его возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (по определению И.П.Подласого). Само понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом в рамках одного научного проекта.  

Сегодня педагогическая диагностика  широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Неудивительно, что существует несколько определений педагогической диагностики:

– это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его деятельности и межличностных отношений;

– это процесс распознания различных  педагогических явлений, определений  их состояния в конкретный  момент времени на основе использования необходимых для этого параметров;

– это распознание профессионально-личных качеств педагога, уровня его творческого  потенциала на момент обследования.

По своим задачам, целям и  сфере применения педагогическая диагностика  самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.

В диагностике важно не только увидеть  сам результат, но и выстроить  динамику его изменения. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывают более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Обычный диктант или контрольная работа констатируют факт усвоения  или  неусвоения учениками определенной темы материала по русскому языку или математике, но не дают ответа на вопрос, почему это произошло. Проверяя контрольную работу по математике,  я вижу   окончательный результат решения той или иной задачи, но мне не известно, отчего произошла ошибка. Ученик просто ошибся в вычислениях или причина глубже – он не усвоил разницы в отношениях «на столько-то больше» и «в несколько раз больше»,  или он вообще не понимает условия задачи. Проверка лишь  констатирует результаты, не объясняя их происхождения, диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения и возможностями их коррекции у отдельно взятого ученика. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом,  педагогическая диагностика призвана:

- во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального обучения,

- во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обученности,

- в-третьих, опираясь на выработанные  критерии, свести к минимуму ошибки  учащихся.

Основная задача контроля - выявление  уровня правильности, объема, глубины  и действительности усвоенных учениками знаний. А  основные задачи диагностики

-  выяснение состояния развитости  соответствующего свойства;

-  определение динамики его  развития и преобразования в  течение определенного периода  времени;

- установление тех реальных  изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий;

-  определение перспектив развития  свойства (качества);

- разделение обследуемых (детей  или групп) на категории для  дальнейшей дифференцированной  работы с ними с учетом достигнутых результатов развития;

- выработка рекомендаций (для ребенка  или группы детей).

Основные принципы диагностики:

  • краткость (при диагностировании познавательных способностей детей 5-6 лет считается целесообразным анализировать всего 7-8 умений);
  • комплексность методик (диагностируя наблюдательность, можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия,  речи, овладении общеучебными умениями, конкретных знаниях детей);
  • прочность;
  • преемственность.

Обоснование необходимости диагностической деятельности

Каждый раз  я  задаю себе вопрос: «Чего я хочу достичь в работе?»  Поиск ответа на этот вопрос и  является, на мой взгляд,  профессиональным ростом, развитием творческого потенциала педагога. А чтобы грамотно расти, надо хорошо изучить свой «объект» обучения и воспитания. Педагогическая диагностика позволяет  мне создать основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные и слабые стороны моей учительской деятельности, наметить пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей. Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.

На протяжении 8 лет я провожу  диагностику и отслеживаю, как  ученики постепенно овладевают элементами учебной деятельности. Сравнение результатов по годам позволяет мне увидеть, насколько прочно владеют мои ученики известными способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу, как выполняют действия контроля и самоконтроля.

 

Хорошо организованная диагностика  дает высокий уровень развития всех компонентов. Можно и нужно изучать все. Но я покажу только один аспект своей работы: как я организую процесс отслеживания качества обучения.

В своей работе я использую разные виды педагогической диагностики: полная, промежуточная, частичная, предварительная (вводная), итоговая (конечная).

К вводному или входному виду диагностического анализа отношение моих коллег и  родителей неоднозначное. Многие считают, что дети должны сначала повторить  материал, забытый летом. Очевидно, что большинство из тех, кто высказывается за повторение перед диагностикой, отдают себе отчет в том, что если перенести эту работу на третью или даже вторую учебную неделю, то сама идея входной диагностики уже «не работает». Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким.  Работу после повторения нельзя считать входной.  Целями вводной  диагностики являются выявление исходного уровня состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

 Целями промежуточной - оценка  эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. А целями итоговой - выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных классов, комплексная оценка педагогической деятельности.

Использую следующие формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки и др. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование, но универсальным методом педагогического контроля оно не может быть, так как усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать при помощи тестов.

 

Диагностика готовности к школе

 А теперь подробно остановимся на практической части данной работы. Итак, первый шаг в этом направлении сделан в сентябре, когда началось знакомство с моими новыми учениками – первоклассниками. Первый этап работы включал групповое обследование, в ходе которого дети работали на анкетных листах с подготовленными заданиями (приложение 1). Диагностика проходит под диктовку учителя, т.к. дети сами не читают текст, а работают на листах с картинками, выполняя просьбу учителя. Обследование проходило до 15 сентября, что является немаловажным фактором. Второй этап – это индивидуальные беседы и непосредственное визуальное  наблюдение за поведением ученика и его взаимоотношениями с одноклассниками, отношением к учебным пособиям и книгам, за его умением слушать старших и следовать их указаниям. Индивидуальные беседы провожу только с теми учениками, кто допустил ошибки во время «письменной работы». Передо мной стоит задача - не только выявить у ребенка какое-либо нарушение, но и проанализировать его характер в сопоставлении с нормой, а далее построить вероятностный прогноз преодоления этого затруднения. 

Для примера остановлюсь только на нескольких заданиях и их диагностике.  Так, задание №1 имело целью передать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции  между элементами.). Это задание позволяет судить о твердости руки ученика, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.  Оценка выполнения данного задания выглядит так: 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены; 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность прямых линий (этот балл ставится также, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена); 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры, общая форма схвачена плохо; 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия. В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится минус.

Целью второго задания было выявление  умения ориентироваться на плоскости. Проверялось также умение пересчитывать  клеточки. На клетчатой бумаге нужно найти было клеточку черного цвета и, следуя указаниям учителя, разными карандашами отмечать на указанном месте клетчатого поля цветную клеточку. За каждые два неверных шага снимался один балл из расчета общих трёх баллов. К неверным шагам относились ошибки в направлении, счете, начале отступа. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставился минус.

Задание седьмое  педагогической диагностики предполагало выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. На картинке был нарисован домик с тремя окошечками и рядом с ним  изображены предметы (волк, жук,  гусь). В задачу ребенка входило соединить домик с той картинкой, при названии которой слышатся три звука. Правильно выполненное задание оценивалось в 3 балла, наличие ошибок в один звук – в 2 балла, неприятие задачи или полное отсутствие соотношений – 0 баллов.

После выполнения данной педагогической диагностики начинается самое главное для меня действо – составление общей ведомости или банка обследования, куда следует заносить все полученные учениками баллы. Выделяется отдельной строкой графа «Умение следовать указаниям», что для начинающих школьников крайне важно. Затем обсчитывается общий балл и выводится уровень готовности. Привожу примеры такой диагностики двух разных выпусков учащихся 2001 и 2005 г.г. (приложение 2). Данный бланк заполняется с учётом обследования школьного психолога и логопеда на предмет готовности учащихся данного класса к обучению и принятию основных требований,  предъявляемых к школьнику (приложение 3). На бланке обследования 2001-2002 учебного года красным цветом выделены данные, полученные школьным психологом по своей шкале исследований.  Таким образом,  я получаю  полную картину нового класса. Высокий уровень готовности детей, средний, низкий  и очень низкий (смотри цветовую шкалу приложения). Имея эти результаты, могу планировать свою дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого и осуществляя дифференцированный подход в обучении. На мой взгляд, этот вид первичной диагностики хорош тем, что позволяет не поверхностно определить уровень готовности, а глубоко увидеть каждого ученика и, что самое главное, определить есть ли у него предпосылки для успешного овладения языковой  и математической грамотностью. Все последующие контрольные и другие виды проверки я планирую, учитывая специфику класса. Уже в первом классе провожу разноуровневую проверку знаний, умений и навыков, так как знаю разную возможность детей усваивать учебный материал.

Информация о работе Педагогическая диагностика – необходимое условие успешности учительской деятельности