Педагогическая практика по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:28, доклад

Краткое описание

1. Цели:
1. Закрепление на практике теоретических знаний по методике преподавания истории.
2. Воспитание устойчивого интереса к профессии учителя.
3. Практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

pedpraktikapoistorii.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

(Вагин А.А. Методика преподавания  истории в средней школе. М.,1968. С.310-311)

 

                  Организация познавательной деятельности учащихся

при объянительно-иллюстративном и проблемном изложении нового материала

 

Объяснительно-иллюстративное

изложение нового материала

Проблемное изложение нового материала

Простое запоминание готовых

знаний, осознанного материала

Самостоятельная работа учащихся, формирование знаний, умений, навыков

Учитель рассказывает о содержании

картины и оценивает ее

Учитель проводит беседу: “Что изобра-зил  художник? С какой целью? На чьей стороне его симпатии? Какими средствами он достиг своей цели?”

Учитель сам составляет и диктует  учащимся план изучения темы

По заданию педагога и на основе его изложения учащиеся сами составляют план

Учитель сам собирает краеведческий  материал, а затем излагает его  на уроке

Краеведческий материал собирают уча-щиеся под руководством учителя, они выступают с сообщениями на уроках, оформляют альбомы, стенды музея

Учитель подготовил вопросы разной

трудности и сам распределил  их среди учащихся для ответа

Вопросы эти написаны на доске, и  учащимся предоставляется право выбрать для ответа любой из них

Учитель поручил каждому учащемуся  прочитать книгу и рассказать о ней на уроке

Из списка книг, посвященным историческим событиям, каждый учащийся получил  право выбрать для прочтения  одну

Учитель сам объясняет на уроке причи-

ны, последствия, значение историчес-

кого события, дает оценку истори-ческому  деятелю, события и т.п.

Учитель дает задание учащимся: “По  ходу моего рассказа определите  при-чины данного события. На основе ма-териала учебника, докажите, что ...” 


 

( Дайри Н.Г. Современные требования  к уроку истории. М., 1978. С.31)

 

 

                             Самостоятельная работа учащихся по истории

 

Основные звенья

процесса обучения

Устное изложение,

       живое слово

Наглядные методы

Методы работы

       с текстом

Восприятие истори-

ческого материала

 Активное слушание (работа мышления,

воображения).

 Составление плана,

ведение записи рас-

сказа (лекции) учите

ля.

 Выполнение проб-

лемно-познаватель-

ных заданий в ходе

слушания.

 Овладение умением

излагать историчес-

кий материал,давать

характеристику исто

рических явлений.

 Сообщение нового

исторического мате-

риала на уроке сами

ми учащимися (док-

лад, рассказ).

 Овладение умением

рассматривать карти

ну, иллюстрацию, анализировать кар-

ту, диаграмму и изв-

лекать из них исто-

рические знания.

 Участие в беседе по

картине, карте и пр.

 Самостоятельное рассмотрение  нагля-

дных пособий для извлечения новых знаний.

 Рассказ учащегося по картине  на уроке

как способ сообще-

ния нового материа-

ла. Проведение уче-

бных экскурсий.

 Работа по тексту учебника, докумен-

та под руководст-

вом учителя.

 Овладение умением

самостоятельно по-

лучать знания из уче

бника, документа, га

зет, научно-популяр

ной литературы и пр.

 Самостоятельное изучение материала

по учебнику, по до-

кументу, художест-

венной литературе и

пр.

 Сообщения (докла-

ды) учащихся на уроке по материалу  документа, художес-

твенной литературы и пр.

 Осмысливание ма-

териала.

 Активная работа мышления  при вос-

приятии рассуждаю-

щего изложения, анализа и обобще-

ния, проводимого учителем.

 Активное участие в

беседе по разбору нового историчес-

кого материала. Ов-

ладение умением са-

мостоятельно разби

раться в излагаемом

материале. Составле

ние плана и ведение

записей, как способ

осмысливания.

 Решение вопросов,

поставленных учи-

телем в ходе проб-

лемного изложения.

 Просмотр и обрабо

-тка записей ( план,

конспект) по расска

-зу(лекции) учителя.

 Восстановление в памяти  материала, изложенного учите-

лем.

 Воспроизведение рассказа учителя.

 Участие в анализе

картины, карты и пр. под руководст-

вом учителя.

 Овладение умением

анализировать нагля

-дный материал.

 Выполнение проб-

лемно-познаватель-

ных заданий на наг-

лядном материале.

 Самостоятельный 

анализ наглядного

материала в классе и дома.

 Самостоятельное повторение и закре-

пление по картине,

карте, схематическо

-му плану и другому

наглядному матери-

алу.

 Рассказ ученика по

диапозитивам, кар-

тине, карте, схеме с

целью повторения

( в конце урока, на

повторительном уро

-ке).

 Участие в разборе

текста учебника, до-

кумента и пр. под ру

ководством учите-

ля. Выполнение со-

ответствующих зада

ний в классе и дома.

 Овладение умением работать  с учебни-

ком, документом и пр.

 Самостоятельное повторение  по учеб-

нику, документу, по

хронологической таблице.

Применение знаний,

умений и навыков.

 Применение имею-

щихся знаний, уме-

ний, навыков при ус

-воении излагаемо-

го материала и его

разборе под руково-

дством учителя.

 Выполнение зада-

ний на применение ранее полученных

знаний к новому ма-

териалу.

 Применение истори

-ческих знаний ( и

умений) на практи-

ке (работа с младши

-ми школьниками).

 Применение знаний

и умений в работе с 

наглядным материа-

лом под руководст-

вом учителя.

 Применение знаний 

и умений в самосто-

ятельной работе по карте, картине, схе-

матическому плану в классе и  дома.

 Выполнение зада-

ний по наглядному

материалу: решение

задач по карте.

 Творческие сочине-

ния или рассказ по

карте.

 Творческие работы

по созданию нагля-

дных пособий, тре-

бующие примене-

ния знаний.

 Применение знаний

и умений в работе с

учебником, докумен

томи и пр. под руко

водством учителя.

 Применение знаний

и умений в самосто-

ятельной работе по

учебнику, докумен-

ту, научно-популяр-

ной и художествен-

ной литературе.

 Применение получе

нных знаний и уме-

ний при подготовке

доклада, реферата, сообщения на мате-

риале книги, брошю

ры, газеты.

       Проверка и 

     самопроверка.

Устный рассказ (от-вет) при опросе и 

проверочной беседе

 Выполнение пись-

менных провероч-

ных работ по логи-

ческому заданию на

материале текущего

или предыдущего уроков.

 Выполнение конт-

рольной письмен-

ной работы. Само-

проверка.

 Контрольные воп-

росы товарищам (по

хронологии, карте, по фактическому ма

-териалу, на объясне

-ние фактов).

 Ответ по карте, картине  и другому наглядному материа

-лу.

 Анализ наглядного

материала при отве-

те.

 Анализ историчес-

кого документа, те-

кста.


 

Структурные компоненты урока

  (звенья процесса  обучения)

 

1. Организационный момент:

- внешняя и внутрення подготовка  учащихся к уроку; 

- подготовка рабочего  места, приветствие, проверка  отсутствующих.

2. Подведение учащихся к изучению  новой темы:

- актуализация ранее полученных  знаний и умений, связь новой  темы с предшествующими занятиями  и видами деятельности

- определение места урока в теме и курсе, его связи с предшевстующими уроками;

 сообщение учащимся целей  и задач урока.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление  новых знаний и умений на  уровне воспроизве-

     дения:

- восстановление в памяти учащихся  главных исторических событий, дат, понятий и теоретических выводов урока;

- отработка новых познавательных  приемов;

- фронтальная беседа по основным  моментам учебной темы, тренировочные  упражнения, картографические и  хронологические задачи.

5.Систематизация и обобщение  новых знаний и умений при  выполнении познава-     тельных  заданий на преобразующем и  творческом уровнях:

- решение познавательных, проблемных  и творчески-образных  задач;

- применение новых знаний и  умений в иной учебной ситуации.

6. Организация домашнего задания: 

- подробная инструкция о видах  и способах выполнения домашней  работы по предмету;

- определение целей домашнего  задания;

- рекомендация источников и  объяснение приемов работы с  ними;

- определение условий и форм проверки домашнего задания.

7. Проверка знаний и умений  по данной теме на очередном  занятии.

 

Типы уроков по истории

                        (классификация по соотношению  звеньев процесса обучения)

 

 Урок изучения нового материала: 

1. Организационный момент.

2.  Подведение учащихся к изучению  новой темы.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление  новых знаний и умений на  уровне воспроизведения.

5. Систематизация и обобщение  новых знаний и умений на  преобразующем и творческом уровнях.

 

 

Комбинированный урок:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений  по данной теме.

3. Подведение учащихся к изучению  новой темы.

4. Изучение нового материала.

5.Первичное повторение и закрепление  новых знаний и умений на  уровне воспроизведения.

6. Систематизация и обобщение  новых знаний и умений на  преобразующем и творческом уровнях.

7. Организация домашнего задания.

 

Контрольный урок:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений  по данной теме.

3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.

4. Организация домашнего задания.

 

Повторительно-обобщающий урок:

1. Организационный момент.

2. Первичное повторение и закрепление  новых знаний и умений на  уровне воспроизведения.

3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.

4. Организация домашнего задания.

 

Типология уроков для  средних и старших классов (по А.А. Вагину)

V - V I классы:

                         1) урок, содержащий все звенья  процесса обучения

                          2) урок изложения в форме рассказа

                          3) урок повторения

VI - VII классы:

                          1) урок, содержащий все звенья  процесса обучения 

                          2) урок сообщения нового материала ( рассказ, кино, экскурсия) 

                          3) вводный урок к новой теме

                          4) заключительный урок 

                          5) урок разбора исторического  документа

                          6) урок выработки умений и навыков

                          7) повторительно-обобщающий урок

IX - XI  классы:

                          1) урок, вводный к теме

                          2) урок сообщения нового материала

                          3) урок разбора исторического документа

                          4) урок, заключительный по теме

                          5) урок повторительный

                          6) урок обобщающий

                          7) урок опроса

                          8) урок выработки умений и навыков

                          9) урок применения знаний

                          10) урок, содержащий все звенья  процесса обучения

                       

Типы уроков истории (по А.А. Вагину)

 

  Преобладающее звено

     процесса усвоения

    Тип урока истории

Преобладающий метод     его  проведения

Наличие всех моментов,

обеспечивающих усвое-

ние в ходе урока

1. Урок, содержащий все основные  звенья процес-

са усвоения

Характеризуется много-

образием методови форм

работы, сменой их в течение урока

Подготовка к восприя-

тию новой темы

II. Вводный урок (к теме,

разделу, курсу)

1. Вводная беседа

2. Сочетание изложения  

     с беседой

3. Вводная школьная

    лекция

4.  Вводная экскурсия

Восприятие нового

материала

III. Урок сообщения но-

вого  исторического

материала

1. Урок изложения мате-риала  учителем с приме-

нением различных мето-дов (приемов  устного изложения: рассказа, опи-сания, объяснения и т.д.)

2.Школьная лекция

3. Урок-экскурсия как метод сообщения  нового

материала

4.Урок по диапозитивам или кино-, теле -, видео-

урок

5.Урок с проблемным из-ложением  и постановкой

проблемно-познаватель-ного задания

6.Урок с постановкой докладов  учащихся 

Осмысливание 

материала

IV. Итоговый, или заключительный, урок

(по теме, разделу)

1.Сочетание изложения материала учителем с

аналитико-обобщающей

беседой и развернутым  выводом  учителя

2. Сочетание школьной лекции  с беседой и с ито-

говым выводом по теме

3. Урок - семинарское занятие по  теме

Осмысливание 

материала

V. Урок разбора и

обобщение

1. Разбор и обобщение, проводимые  самим

учителем

2. Развернутая беседа аналитико-обобщающего

характера

3. Школьная лекция с элементами  рассуждаю-щего и проблемного 

изложения

4. Фронтальная работа по

разбору документа

5. Разбор и система-тизация экскурсии

6. Разбор и обобщение на основе  наглядного материала (картины,  карты, иллюстраций,

диаграммы)

7. Урок - семинарское

занятие

8. Урок с постановкой и решением  проблемно-

познавательных задач

Закрепление

VI. Повторительно-обобщающий урок

1. Развернутая обобщаю-щая беседа

2. Повторительно-обоб-щающая работа  на наг-лядном материале, по

картам

3. Обобщающая работа по синхронистическим   и

хронологическим таблицам

4.Обобщающая работа на основе  документов

5. Урок - семинарское

занятие

Закрепление

VII. Урок повторения

1. Развернутая повтори-

тельная беседа в сочета-нии с  индивидуальным

опросом

2. Повторитеьная работа по картам

3. Повторительная работа по картинам, диапозити-

вам, кино-, теле-, видео-

урок

4. Повторительная 

экскурсия

5. Повторительныйурок с ученическими докладами

и сообщениями

6. Обзорная повторитель- ная  школьная лекция

7. Составление повтори-тельных  таблиц 

Овладение умениями

и навыками

VIII. Урок выработки

умений и навыков работы с  историческим материа-

лом

1. Упражнения в состав-

лении развернутого плана рассказа или лекции

2. Упражнения в работе с текстом  учебника или хрестоматии, составление

кратких и развернутых планов, цитирование, конспектирование

3. Обучение приемам работы с  историческими

документами

4. Упражнения в хронологии ( в  счете лет

до новой эры)

5.Обучение анализу кар-ты, иллюстрации  и друго-го наглядного и цифрово-

го материала

6. Упражнения по карте, контурной  карте, атласу

Применение знаний,

умений и навыков

IX. Урок применения 

знаний при изучении нового или  обобщения

ранее пройденного

материала

1. Урок с применением ранее  усвоенных знаний при сообщении  и разборе

нового материала

2. Урок с проблемно-по-

знавательными задания-ми на применение ранее усвоенных знаний

3. Фронтальная работа под руководством  учите-ля по разбору нового

цифрового, документаль-ного, наглядного и дру-

гого материала, требую-щая применения знаний

и умений

4. Самостоятельная рабо-та учащихся  над учебным материалом, требующая

применения знаний и 

умений

5.Работа над газетным или  другим современным материалом, требующая

применения знаний и

умений по истории 

Проверка знаний,

умений, навыков

X. Контрольный урок

по теме

1. Устный опрос с при-влечением  класса для по-правок и дополнений, для

анализа и рецензирова-ния ответа товарища

2. Развернутая контроль-ная  беседа

3.Устный опрос с исполь-зованием  наглядного ма-

териала, с составлением

записей на классной доске

4.Урок устного опроса по

узловым вопросам темы с

предварительным состав-

лением учащимися плана

своего ответа

5. Фронтальная проверка и корректирование резу-льтатов домашней рабо-ты учащихся

6.Самостоятельная про-верочная  работа   


 

 

Приемы работы учащихся с текстовым  и иллюстративным

                                              материалом учебника

 

1. Объяснительное и комментированное  чтение текста ( 5-6 классы)

2. Пересказ содержания параграфа,  ответы на вопросы (5-9 классы)

3. Беседа по тексту учебника (6-8 классы)

4. Подтверждение выводов урока  словами из текста учебника (5-9 классы)

5. Самостоятельно найти и выписать  собственные имена и хронологические даты по заданию учителя (6-11 классы)

6. Составление хронологических  и синхронистических таблиц по  тексту (5-9 классы)

7. Составить рассказ по иллюстрации  (5-9 классы)

8. Сопоставить иллюстрации орудий  труда, вооружения у разных  народов в разные эпохи (5-9 классы)

9. Объяснить сюжет иллюстрации  (5-9 классы).

10. Подбор доказательств к сформулированному  выводу (5-9 классы).

11. Сделать рисунок в тетрадях (5-9 классы)

12. Сопоставление двух текстов  учебника (8-11 классы)

13. Составление различных видов плана параграфов и темы (6-11 классы)

14. Сопоставление изложения фактов  в учебнике с первоисточниками (10-11 классы)

15. Самостоятельное изучение темы  по материалам учебника (10-11 классы)

16. Подготовка рефератов по материалам  учебников прошлых лет (10-11 классы)

17. Работа над формулировками, выводами, терминами, определениями (5-11 классы)

18. Работа со словарем и аппаратом  ориентировки в учебнике (5-11 классы)

 

( Короткова М.В., Студеникин М.Т.  Методика обучения истории в  схемах, таблицах, описаниях. М., 1999. С.75)

 

 

Проверка знаний и  умений учащихся на уроках истории

 

Функции проверки знаний учащихся

1. Контрольно-учетная.

2. Оценочная.

3. Обучающая.

4. Развивающая.

5. Воспитывающая.

 

Требования  к проверке знаний 

1. Мотивация опроса

2. Включение всех учащихся в работу

3. Учет особенностей учеников

4.Дифференциация проверки

5. Связь содержания проверки  с новой темой

6. Определение места проверки  на уроке

7. Мотивация оценки знаний

8. Объективность.

 

Информация о работе Педагогическая практика по истории