Педагогическая теория Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Начиная с XIII века, Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало с становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство "самости".

Содержание

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3
Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3
Философские основы педагогической системы Коменского. 6
Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 11
Структура и содержание «Великой дидактики». 11
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. 13
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. 14
Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания. 16
Коменский о работе учителя. 18
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому. 19
Литература 21

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

Я.А. Коменский о разных ступенях образования  
и устройстве школ.

 

Гений Коменского состоит  не только в создании общей системы  привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.

"детство   - от рождения до 6 лет включительно,

отрочество  - от 6 до 12 лет,

юность   - от 12 до 18 лет,

возмужалость  - от 18 до 24 лет". [6, с. 32]

Основываясь на многолетнем  опыте педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.

"Для детей до 6 лет  включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия." [6, с. 32]

Целесообразность данной системы заключается не только в  ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) - государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.

Для каждой ступени Коменский  разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок  должен получить образные представления  об окружающем мире. Основные науки, зачатки  которых развиваются в ребенке - это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям". [6, с. 32]

Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без  различия пола, сословий, вероисповеданий  и национальности. Отметим, что это  один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

Гимназия, как дающая более  продвинутое  образование изучает  уже и иностранные и древние  языки (латинский, греческий). Изучаются  так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так  же естествознание, география, история.

Коменский требовал, чтобы  после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. [6, с. 33]

Коменский не ставил в своих  трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей "академии": богословский, юридический и медицинский.

Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания.

 

В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом..." [1, с. 245]

"Коменский был новатором  в области дидактики, выдвинувшем  много глубоких, прогрессивных дидактических  идей, принципов и правил организации  учебной работы (учебный год. Каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д." [6, с. 39]

Кончено, далеко не все эти  идеи были выдвинуты и разработаны  самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой  дидактики", но впервые в истории  человечеств Коменский свел воедино  все эти педагогические методы.

Со времени Аристотеля среди философов было популярно  говорить о природе человека, его  сущности. Коменский дает новое понимание  природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в  которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу". [1, с. 271]

Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. "... Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего". [1, с. 273]

Таким образом, в отличие  от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека к знаниям  божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды  Коменский выдвигает образование  человека.

Будучи сенсуалистом и  рационалистом по своим философским  воззрениям Коменский "...в основу познания и обучения поставил чувственный  опыт и теоретически обосновал и  подробно раскрыл принцип наглядности." [6, с. 33]

Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности  является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных  вещей в картинках, или Изображение  и наименование всех главнейших предметов  в мире и действий в жизни".

Обратим внимание на следующий  диалог из этой книги:

"М а л ь ч и к. Что значит учиться уму-разуму?

У ч и т е л ь. Все, что необходимо, правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать." [2, с. 234]

Этот диалог, вынесенный во введение книги уже сам по себе знаменателен и дает нам понимание основных руководящих принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к познавательной деятельности ("во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием и даже в самих добродетелях) [1, с. 277].

Следующим главным принципом  работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному,  от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон". [6, с. 34]

Материал следует располагать  так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала  чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким  образом, Коменский применяет метод последовательности.

Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение брались за целую работу.

Коменский о работе учителя.

 

В педагогике Коменского видно  место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет  никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]

Одновременно учитель  должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением  Господним. И в этой связи учителю  Коменского легче быть авторитетом  для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:

"Тщетно стремиться  к улучшению методов, если не  удастся изгнать из школ косность..." [7, с. 189]

"... Учителя должны заботиться  о том, чтобы быть для учеников  в пище и одежде образцом  простоты, в деятельности - примером  бодрости и трудолюбия, в поведении  - скромности и благонравия, в  речах - искусства разговора и  молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". [2, с. 155]

С точки зрения, Коменского учительство является не столько  профессией, сколько призванием. Человек  должен прийти к мысли о том, что  он будет давать образование подрастающему  поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую  подготовку, прежде чем приниматься  за этот труд. Кроме того, учитель  не должен быть обеспокоен о собственном  благополучии, оно обеспечивается принимающей  общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в  виде знаний собственных детей.

Место учителя в школе  четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в  трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются  порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.

Учитель, по Коменскому, постоянно  совершенствуется в своих знаниях  и умениях. "Хороший учитель  не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". [2, с. 156] Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

В качестве последнего наставления  учителям Коменский говорит о  том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни. 

Содержание, формы и методы  
нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

 

"Управление человека  собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным  воспитанием." [5, с. 37]

Необходимо отметить, что  точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

Тщательно изучив в университетской  молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед  за ними объявляет главными добродетелями  воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал  развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

"Из числа нравственных  добродетелей особенно настойчиво  должен он (педагог - Прим. сост.) рекомендовать  и внедрять путем упражнений  способность переносить труды,  больше того, стремление к ним;  ибо достигнув этого, они будут  иметь великое сокровище для  жизни". [2, с. 157]

Информация о работе Педагогическая теория Коменского