Педагогическая теория Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Начиная с XIII века, Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало с становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство "самости".

Содержание

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3
Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3
Философские основы педагогической системы Коменского. 6
Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 11
Структура и содержание «Великой дидактики». 11
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. 13
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. 14
Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания. 16
Коменский о работе учителя. 18
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому. 19
Литература 21

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

Эта точка зрения на нравственные категории вполне согласуется с  протестантскими воззрениями Яна  Амоса Коменского. В качестве нравственных ориентиров для него выступают сам Христос, который нашел в себе силы пострадать за все человечество, Иов - ради любви к Господу терпевший самые разные лишения, и Соломон - образец библейской мудрости.

Средствами нравственного  воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей  в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с  распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Одно из самых больших  мест в нравственном воспитании детей  Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Стараясь поддерживать в  своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, и  всегда искренним и откровенным  благорасположением" [6, с. 37]

В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает  правила поведения учеников, старост  классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.

"Пусть поддержание  дисциплины всегда происходит  строго и убедительно, но не  шутливо или яростно, чтобы  возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть.  Следовательно, при руководстве  юношеском должна иметь место  кротокость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости" [6, с. 37] 

 

Литература

 

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.
  3. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М.
  4. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., 1959.
  5. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982.
  6. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
  7. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: 1991.
  8. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. - М.: 1990.
  9. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. - М.: 1987.

 


Информация о работе Педагогическая теория Коменского