Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 02:53, реферат
Почти одновременно с Фребелем в Германии действовал другой педагогический мыслитель, идеи которого вначале, по появлении его сочинений, имели слабое распространение и влияние, но со второй половины 19-го века быстро приобрели господство в педагогическом мире и вызвали целую энергичную школу последователей, разрабатывавших его идеи дальше. Этот мыслитель был Фридрих Гербарт. Ему приписывают создание научно-психологической педагогики или, по крайней мере, точное, определенное положение ее основ.
Гербарт оказал громадное влияние на немецкую педагогику а через нее на педагогику вообще. Его особенное, выдающееся положение в развитии педагогической науки определяется тем, что он является «лучшим философом между педагогами и лучшим педагогом между философами». Другим педагогическим мыслителям до него недоставало строгого философского образования. Поэтому, при богатстве педагогического опыта и идей, они не могли дать им философского обоснования. Песталоцци указывал на необходимость психологического обоснования своего «единого, естественного метода» воспитания, но не дал, однако, развитой психологической теории. Указав цель воспитания в развитии человечности, высшей человеческой личности, он, все же не дал философского изложения тех идеальных норм, которыми определяется идеальное достоинство, сущность человека и человечества, не дал философской этики. Гербарт же дал то и другое. Если сравнивать Гербарта с философами, то он многим уступает в глубине и оригинальности идей, но зато другим философам (даже Локку и Канту) недоставало глубоко выраженного педагогического интереса и проникновения. Локк и Кант оставили для педагогии только «заметки», «некоторые мысли», которые, правда, связаны (или их можно связать) с их философскими основными взглядами, но связаны, так сказать, непроизвольно. Сами же философы не ставили себе нарочитой задачи - философски обосновать свои педагогические взгляды и заметки, подвести под них прочный психологический и этический фундамент. Педагогический интерес среди философских интересов не занимал у них центрального места, а был лишь сторонним, побочным, прикладным интересом, на долю которого только и могли оставаться «заметки», «некоторые мысли». Напротив, у Гербарта педагогический интерес был центральным интересом, который притягивал к себе весь его философский дух. Вот почему только у него педагогика является строго законченным, систематически развитым и расчлененным целым, твердо и научно обоснованной системой понятий, или наукой. В этой научной обработке педагогических понятий, в научно-философском методе обоснования и изложения педагогических идей и заключается та основная заслуга Гербарта в истории педагогической мысли, в силу которой он считается творцом научной педагогики. Именно это считают оригинальным в педагогике Гербарта, а не педагогическое содержание само по себе, ибо в главном последнее совпадает с идеями предыдущих педагогических мыслителей: Коменского, Локка, Руссо, Песталоцци и пр. С Гербарта научная педагогика неизменно начинает держаться двух указанных ей основ: психологии и этики, при чем первая служит к определению преимущественно средств и путей воспитания, а последняя - целей его и задач. Если современный Марбургский профессор-педагог Пауль Наторп расширяет и углубляет этический фундамент педагогики, указывая основу педагогики не только в философском учении о нравственности, не только в этической части, но и в других «законоустанавливающих» частях, однородных с этикой (в логике - для умственного образования и в эстетике - для эстетического образования) и отсюда, вообще, в целой, единой философии, из которой те части выходят, как из корня побеги, то все-таки и расходясь с Гербартом, он идет той дорогой, которая ясно указана для педагогики именно Гербартом. Гербарт первый определенно поставил педагогику в неразрывную связь с философией, признал ее истинно-философской наукой и даже фокусом философских наук.
Помимо этого нельзя отрицать в педагогике Гербарта и внутренней ценности ее содержания. Если ее философские предпосылки, - не философское обоснование, метод, а содержание его философских, психологических и этических идей, - и оставлены теперь даже его учениками, то самые идеи педагогические, педагогическая надстройка сохраняет и сохранит свою ценность и впредь. Останутся навсегда достойными внимания педагогов: идеи Гербарта о роли (воспитывающего) обучения в нравственном образовании, его разграничение нравственного воспитания в собственном смысле от управления или внешней дисциплины, его мысли о возбуждении интереса, о многосторонности образования, ценности истинно-классического образования, необходимости цельности, концентрации на всех ступенях обучения и пр. и пр. Эти идеи имеют важное практическое знание. Возьмите такую, по-видимому, чисто теоретическую идею, как разграничение воспитания от управления, имеющее как будто чисто академический интерес, но как изменилась бы практика воспитания, если бы воспитатели усвоили себе эту идею, поняли, что воспитание собственно отнюдь не покрывается и даже еще не начинается там, где дело идет лишь о дисциплине: хорошие дисциплинаторы, педагогические администраторы отнюдь тем самым еще не суть хорошие воспитатели, нравственно образующие душу. Глубокое жизненное значение гербартовских педагогических идей и служит причиной, что они и доселе привлекают внимание педагогов, несмотря на то, что, - как мы заметили, - подставленный под них психологический и этический фундамент не оказался прочным.
Известные ученики и последователи Гербарта
В начале, в первые десятилетия 19-го века, педагогические произведения и идеи Гербарта не привлекали к себе особого внимания. Отчасти это обусловливалось трудным, отвлеченным языком и отрывочной, афористической формой изложения, отчасти же успеху их мешал и преимущественный в то время практический интерес к педагогике: интересовались не столько научной постановкой теории воспитания, сколько педагогическими указаниями и преобразованиями практического свойства, к чему, казалось, педагогическая теория Гербарта имела мало отношения. Практическому же интересу больше отвечала педагогика Песталоцци и его последователей и учеников, и она занимала тогда общее внимание. Только уже по смерти Гербарта, благодаря его ученикам, его идеи начинают привлекать к себе внимание педагогов. Его начинают прилежно изучать, выяснять, его идеями питаться. Его изучение становится долгом для педагогов, желающих познакомиться с научными основами педагогики
Из учеников и последователей Гербарта в области педагогики известны: Фолькмар Стой, деятельнейший и теоретически, и практически гербартианец; Теодор Вайц, автор «Общей педагогики»; Туискон Циллер, автор целого ряда педагогических сочинений, видный популяризатор Гербартовских идей; Отто Вилльман, автор замечательного труда по общим вопросам дидактики «Дидактика, как теория образования в ее отношениях к социологии и истории образования»; Вильгельм Рейн, автор капитальнейшего труда в гербатовском духе, - «Педагогика в систематическом изложении» (в 2-х томах) и издатель обширнейшей «Педагогической энциклопедии» («Enzyklopadisches Handbuch der Padagogik», в 10 томах, по 2 части в каждом) и Людвиг Штрюмпель, оригинальнейший и плодовитейший из учеников Гербарта. Мы остановимся несколько подробнее только на двух из них: Фолькмаре Стое и Людвиге Штрюмпеле.
Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей.
Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.
Особо важное значение Гербарт отводил воспитывающему обучению, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный), основанный на возбуждении и поддержании апперцептивного и развитии произвольного внимания.
Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него.
Им были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий.
Гербарт считал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова, а также вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств».
Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у ребенка «собственных свободных душевных состояний». Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую «естественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней.
Были определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения и две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический.
Главенствующая роль отдавалась
аналитическому методу, при котором
надлежало систематизировать
Объектом его внимания было гимназическое образование.
Гербартом были определены четыре ступени учебного процесса:
1. введение нового материала
2. установление связи между новым и уже известным
3. обобщение и формулирование выводов
4. практическое применение приобретенных знаний.
Информация о работе Педагогические взгляды Иоганна Фридриха Гербарта