Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты исследования педагогических условий нравственного воспитания
1.1 Сущность и природа нравственности
1.2 Характеристика младшего школьного возраста
1.3 Особенности и условия нравственного воспитания в младшем школьном возрасте
1.4 Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности
2. Экспериментальное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников
2.1 Описание организации и методик исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Результаты формирующего эксперимента
2.4 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента
Выводы второй главы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Страница из 64

 

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

Специальность Пед-образ_начал -                                "Педагогическое образование"

                         Специализация - Дошкольное образование

                     Никифорова Елена Сергеевна

 

Курсовая работа

 

"Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      уфа 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты исследования педагогических условий нравственного воспитания

1.1 Сущность и природа нравственности

1.2 Характеристика младшего школьного возраста

1.3 Особенности и условия нравственного воспитания в младшем школьном возрасте

1.4 Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности

2. Экспериментальное исследование  педагогических условий нравственного  воспитания младших школьников

2.1 Описание организации и методик исследования

2.2 Результаты констатирующего эксперимента

2.3 Результаты формирующего эксперимента

2.4 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента

Выводы второй главы

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

Введение

 

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [37, с. 231]

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского [4], Н.М. Болдырева 7,8], Н.К. Крупской [18], А.С. Макаренко 22], И.Ф. Харламова [35] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Такие педагоги как Н.М. Болдырев [7], И.С. Марьенко [23], Л.А. Матвеева, Л.И. Божович [6] и многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано, в связи с этим, целью нашего исследования является изучение педагогических условий нравственного воспитания школьников.

Ставим перед собой следующие задачи:

  1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;
  3. Выявить особенности и условия нравственного воспитания в учебной деятельности младших школьников;
  4. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности;
  5. Подобрать методики исследования педагогических условий нравственного воспитания школьников;
  6. Провести анализ полученных результатов;
  7. Сформулировать выводы и рекомендации.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования – предполагаем, что формирование нравственной культуры наиболее успешно будет происходить в следующих условиях:

  1. В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
  2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;
  3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;
  4. Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;
  5. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;
  6. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

Методологическими основами исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, как Л.И. Божович «О нравственном развитии и воспитании детей», Н.И. Болдырев «Нравственное воспитание школьников», А.С. Макаренко «Проблемы школьного советского воспитания», И.С. Марьенко «Нравственное становление личности школьника» и др.

Методы исследования:

  1. Теоретический – поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  2. Практический – экспериментальное исследование;
  3. Методы математической обработки данных.

Научная новизна исследования – состоит в том, что педагогические условия нравственного воспитания обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.

Практическая значимость исследования – заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для нравственного воспитания младших школьников.

База исследования – исследование проводилось на базе муниципальной школы №10 (гуманитарной гимназии) города Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа, в исследовании принимали участие 40 младших школьников.

Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы содержит 37 источников. Работа содержит 4 приложения.

 

 

 

1. Теоретические аспекты исследования педагогических условий нравственного воспитания

 

1.1 Сущность и природа нравственности

 

В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания. В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Нашей целью является осветить в первом параграфе, каким образом сформировались ценности современного общества; выявить основные подходы педагогов к целям воспитания подрастающего поколения.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» [17, с. 191–192]

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». [13, с. 345] Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [13, с. 558].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [25, с. 414]

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [2, с. 360]

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [24, с. 289] «Мораль – это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». [24, с. 735] В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». [34, с. 120]

Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [34, с. 170]

Информация о работе Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников