Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты исследования педагогических условий нравственного воспитания
1.1 Сущность и природа нравственности
1.2 Характеристика младшего школьного возраста
1.3 Особенности и условия нравственного воспитания в младшем школьном возрасте
1.4 Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности
2. Экспериментальное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников
2.1 Описание организации и методик исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Результаты формирующего эксперимента
2.4 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента
Выводы второй главы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

4. Подумай о других.

5. Подарок коллективу.

6. Делу – время, потехе – час.

7. Чего в других не  любишь, т6ого и сам не делай.

Отношения с окружающими.

1. Подари другому радость.

2. 0т чего зависит настроение.

3. Не стесняйся доброты  своей.

4. Мой дом – моя семья.

5. В труде человек хорошеет

6. Все на белом свете  солнышкины дети.

7. Поздравляем наших мам.

8. Со взрослыми и сверстниками.

9. Цени доверие других.

Отношения в коллективе.

1. Как хорошо, что все  мы здесь сегодня собрались.

2. Советуем друг другу.

3. Общее и особенное  для мальчиков и девочек.

4. Поговорил бы кто  со мной.

5. Подарок коллективу (общеколлективная  деятельность).

6. Делаем газету (итоговое  занятие).

3-ий и 4-ый класс

Форма общения.

1. Здравствуйте все.

2. Будем беречь друг  друга.

3. Дружим с добрыми  словами.

4. Любим добрые поступки.

5. Подари учителю дело  и слово доброе.

6. Умеем общаться.

7. Каждый интересен.

8. Подарок коллективу (коллективная  деятельность).

Человеческие отношения.

1. Душа – это наше творение.

2. Отворите волшебные  двери добра и доверия.

3. Хорошие песни к добру  ведут.

4. Вглядись в себя – сравни с другими.

5. Помоги понять себя.

6. О настоящем и поддельном.

7. Тепло родного дома.

8. Поздравляем наших мам.

9. Цветы, цветы – в них Родины душа.

10. Когда солнце тебе  улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе.

1. Чтобы быть коллективом.

2. Коллектив начинается  с меня.

3. Подарок коллективу.

4. Секретные советы мальчикам  и девочкам.

5. Скажи себе сам.

6. Вот и стали добрей  и умней.

7. Школе посвящается (заключительный  праздник).

Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагогам школ можно предложить решение строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народной культуры может проводиться в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская – это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской – ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы должны быть включены также классные часы, цель которых – развитие у младших школьников нравственных качеств (см. Приложение 4)

На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий:

1. В содержание работы  учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;

3. Учитель личным примером  будет способствовать воспитанию  нравственности;

4. Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;

5. Будет организовано  поэтапное понимание детьми полученных  знаний и формирование практических  умений по этой проблеме;

6. Будут организованы  условия необходимого применения  детьми полученных знаний и умений.

Экспериментальная работа в школе №10 (гуманитарной гимназии) города Надыма показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.

Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?

 

Заключение

 

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.

Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.

Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.

Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:

– Личный пример учителя;

– Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

– Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Завершая наше исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004.
  2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т. 4.
  3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.;
  4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2002 г.
  6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 г.
  7. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2001 г.
  8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 2000.
  9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005.
  11. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2006.
  12. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004 г.
  13. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т. 11.
  14. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий – М.: Просвещение, 1977. – 376 с.
  15. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9–10.
  16. Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002.
  17. Краткий словарь по философии. – М.: 2002.
  18. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. – М.: Просвещение, 1978.
  19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
  20. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2001;
  22. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
  23. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.
  24. Ницше. Сочинение в 2-х томах – М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
  25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 2002.
  26. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.
  27. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;
  28. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
  29. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997;
  30. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
  31. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.
  32. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  33. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;
  34. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г.
  35. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003.
  36. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
  37. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т. 2

Информация о работе Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников