Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа
Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности».
В условиях модернизации высшего профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности.
Введение 3
Научно-методические подходы к внедрению и освоению компетентностного подхода в ВУЗе 5
Понятие «компетенция» как одно из базовых педагогических категорий 11
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности 15
Профессионально-педагогические компетенции преподавателей как условие повышения качества подготовки специалистов 21
Портрет преподавателя вуза. Педагоги о себе и проблемах образования 26
Современное состояние проблемы организации деятельности преподавателя в образовательном процессе инженерного вуза 34
Заключение 39
Список литературы 41
Федеральное агентство по ОБРАЗОВАНИю
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине
на тему:
«Педагогические условия повышения научно-методической компетенции преподавателей ВУЗов»
Специальность 080115 «таможенное дело»
Выполнил: студент гр. 760481
Лосев Р. Н.
Проверил:
Тула, 2010 г.
Содержание
Введение 3
Заключение 39
Список литературы 41
Введение
Знаменитый английский ученый Чарльз Дарвин сказал: «Победит не тот, кто самый сильный и самый умный, а тот, кто способен к изменениям».
Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности».
В условиях модернизации высшего профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности.
Для этого ему необходимо быть не только сильным и умным, но и способным к изменениям. Чтобы не остановится в своем развитии, ему необходимо постоянно учиться, повышать свое профессионально-педагогическое мастерство.
В наше время необходимость
обучения в течение всей жизни
вызвана социально-
В этих условиях образование перестало рассматриваться не только как некий подготовительный период к жизни, но и как фактор постоянного самообразования, профессионального совершенствования и самореализации.
Современному преподавателю необходимо находиться в системе непрерывного образования в течение практически всей жизни (Life Long Learning) и развивать или изменять профиль образования.
Непрерывное образование включает в себя как учебу в собственно учебных заведениях, так и самообучение, самообразование. Поэтому мы считаем, что главное, чему должны научить в вузе– это умению учиться, находить, перерабатывать, усваивать и применять на практике и в профессиональной деятельности новую информацию, что в свою очередь приводит к переосмыслению содержания, методов и форм обучения, чтобы в сравнительно короткий промежуток времени (специалитет, бакалавриат, магистратура) обеспечить обучающегося всем запасом знаний и способов деятельности, который может ему понадобиться в дальнейшей жизни, т.е., осуществляя компетентностный подход, сформировать у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции.
Именно высшая школа, по мнению многих специалистов, должна стать (и фактически становится) центром всей системы непрерывного образования.
Успешное решение задач, стоящих перед высшей школой, зависит от квалификации преподавательского состава, то есть, от наличия постоянного пополнения и обновления, необходимых профессионально-педагогических компетенций научно-педагогических работников любого университета.
Качественный состав преподавателей, в конечном счете, определяет результат деятельности всего вузовского коллектива.
В ВУЗе должны создаваться все условия для обеспечения максимально эффективной работы преподавателя, осуществления компетентностного подхода в образовательном процессе.
На современном этапе
должны создаваться в ВУЗах
Вот об этих инновациях подробнее мы и поговорим в данной работе.
Компетентностный подход в практике вуза на современном этапе высвечивает не только проблемы качества профессионального образования, его оценивания, проектирования содержания обучения, но и обозначает вопрос о профессиональной компетентности преподавателя, способного освоить и реализовать основные положения этого подхода.
Нет необходимости доказывать, что от педагогической деятельности зависит результативность обучения.
Новые стандарты определили
компетентность специалистов как основной
результат профессионального
Стандарты третьего поколения являются педагогическим новшеством, которое преподаватель должен внедрить в свою деятельность и освоить. Внедрение, освоение – это блоки жизненного цикла инновации, поэтому освоение теоретических положений компетентностного подхода и практическая их реализация представляют собой не что иное как инновационную деятельность преподавателей.
Инновационность деятельности преподавателя в ходе освоения компетентностного подхода прослеживается в том, что речь идёт о создании некоторого нового качества в объекте и предмете педагогической деятельности, в инновационном содержании обучения, способе организации деятельности субъектов образовательного процесса.
Характерной чертой этого способа в деятельности преподавателя выступают проектирование и реализация целей-компетенций, а в деятельности обучающегося – готовность к изменениям, способность к самообразованию, саморазвитию, самореализации.
Доказательством этому утверждению могут быть, предложенные Н.В. Коноплиной, В.С. Лазаревым необходимые требования к инновационному процессу: «изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые, во-первых, обладают новизной, во-вторых, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей, в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества, в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями».2
Успех освоения компетентностного подхода преподавателя вуза зависит от методического обеспечения этой деятельности.
Е.В. Титова определяет методическое обеспечение как «процесс и результат оснащения чьей-либо деятельности (или проекта, программы) необходимыми методическими средствами и информацией, способствующими ее эффективному осуществлению и реализации»3.
Данный подход позволяет определить соотношение понятий «методическая работа», «методическая деятельность» и «методическое обеспечение» в деятельности кафедры и преподавателя вуза.
Остановимся на нескольких определениях, чтобы понять тенденции в изучении этих категорий.
Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров (И.В. Никишина), целостная система, направленная на повышение квалификации, творческого потенциала и профессионального мастерства повышение педагогического коллектива, совершенствование УВП (А.М. Моисеев), это процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного заведения (Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая)
Методическая деятельность – комплекс мероприятий, направленный на повышение компетентности и профессионального мастерства учителя (В.А. Скакун), развитие творческой мысли учителей, их инициативы применять в работе все прогрессивное, передовое (В.А. Андреева), разрешение затруднений в деятельности учителей (Ю.К. Бабанский).
Анализ определений доказывает, что, методическое обеспечение является составляющей частью методической работы педагогического коллектива и методической деятельности преподавателя. В условиях внедрения и освоения новшества этот процесс становится особенно важным, и должен осуществляться и на уровне кафедры вуза, и на уровне преподавателя.
В тоже время необходимо отметить, что данные категории в основном исследовались в области общего образования, и достаточно успешно, доказательством тому выступают множество методик по отдельным предметам, моделей обучения, систем методической работы.
Исследования
методического аспекта в
Частично можно
согласиться с этим утверждением.
Преподаватель вуза знает теорию
в области своих научных
Решение этой проблемы зависит от способности преподавателя к самообразованию, и мы не ставим задачу изучения этого аспекта в его деятельности.
Решение методических вопросов в преподавании с позиций модульного, компетентностного подходов, как показывает практика, вызывает определенные трудности, с которыми один преподаватель не всегда может справиться.
Компетентностный подход обозначил проблему: чему учить и как учить, чтобы получить компетентного и конкурентоспособного специалиста.
Методическое обеспечение внедрения и освоения этого подхода может осуществляться на следующих уровнях: научно-методический, методологический (методический), эмпирико-методический.
Под научно-методическим уровнем понимается осуществление исследовательской деятельности.
Методологический (методический) уровень предполагает самостоятельное проектирование деятельности в соответствии с требованиями науки и практики, разработку критериев и показателей деятельности педагогов и своей собственной, управление развитием объекта, на который направлена эта деятельность.
Эмпирико-методический – предполагает репродуктивную деятельность по воспроизводству методического знания. Каждый из указанных уровней включает в себя требования предыдущего уровня.
Сегодня методическое знание – это не только индивидуальный продукт деятельности, но и коллективный. Под методическим знанием понимается знание нормативной правовой базы профессионального образования, базовых образовательных моделей, особенностей инновационного содержания образования по специальности.
Чтобы это знание давало эффект в преподавании дисциплин, нужно сначала самостоятельно разобраться в этих вопросах, а затем необходимо их коллективно обсудить и спроектировать.
Методическое обеспечение
внедрения и освоения педагогического
новшества мы рассматриваем как
процесс и результат
Таким образом, мы предусматриваем наличие свойства управляемости в данном процессе.
Методическое обеспечение освоения (внедрения) педагогического новшества – это процесс по созданию условий для эффективной инновационной деятельности педагогов.4
Зарубежные исследователи инновационного менеджмента (Г.-Й. Хайзен и др.) выделяют следующие условия: «изменение содержания труда, делегирование полномочий, вовлечение в процесс принятия решений, организация кружков качества с привлечением опытных консультантов для решения проблем производства».5
В своем исследовании
мы остаемся на позициях Р.Х. Шакурова,
который указывает на организационно-методические
и социально-психологические
Основными коллективными
формами и методами методического
обеспечения на кафедре являются:
создание правовой основы методической
деятельности преподавателей кафедры
(Положения о методической комиссии,
о методическом семинаре, об образовательных
технологиях, о рейтинговой системе
оценивания); работа методического
семинара, проектировочного семинара;
мастер-классы, обобщение педагогического
опыта преподавателей, методические
консультации и консилиумы. Индивидуальная
форма методического