Педагогические условия повышения научно-методической компетенции преподавателей ВУЗов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности».
В условиях модернизации высшего профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности.

Содержание

Введение 3

Научно-методические подходы к внедрению и освоению компетентностного подхода в ВУЗе 5
Понятие «компетенция» как одно из базовых педагогических категорий 11
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности 15
Профессионально-педагогические компетенции преподавателей как условие повышения качества подготовки специалистов 21
Портрет преподавателя вуза. Педагоги о себе и проблемах образования 26
Современное состояние проблемы организации деятельности преподавателя в образовательном процессе инженерного вуза 34

Заключение 39

Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика контрольная.docx

— 154.05 Кб (Скачать файл)

3. Составлять психолого-педагогическую  характеристику обучающегося.  

Г) исследовательские умения:

1. Использовать исследовательские  методы в профессиональной деятельности: наблюдение, анкетирование, анализ  документации, обработка и обобщение  результатов.  

2. Определять цели, задачи  и разработать соответствующий  план образовательного процесса  на основе выявленных психологических  особенностей обучающихся, уровня  их знаний и умений.  

3. Изучать и внедрять  передовой педагогический опыт  в собственную деятельность.  

4. Обобщать и презентовать  результаты работы различными  способами.  2. Профессиональные компетенции

А) общепедагогические умения:

1. Владеть базовыми психолого-педагогическими  умениями, не зависящими от специализации  педагога.  

Б) специальные умения:

1. Владеть специфическими  для данной профессии умениями.  

В) методические умения:

1. Владеть различными  педагогическими приемами, средствами, методами и технологиями.  

2. Разрабатывать дидактические  материалы, планы уроков и сценарии  воспитательных мероприятий.  

3. Создавать обучающую  среду для полноценного обучения  профессии. 

4. Проводить анализ урока,  внеклассного мероприятия.  

3. Сквозные (мобильные) компетенции 

А) коммуникативные умения:

1. Организовывать общение  и управлять им.  

2. Создавать атмосферу  сотрудничества, соучастия, сотворчества, радости.  

3. Выступать перед аудиторией, соблюдая основные законы риторики.  

4. Управлять своим поведением  и настроением.  

5. Уметь работать в  команде.  

6. Владеть основами делового  и профессионального общения  на иностранном языке.  

Б) информационно-компьютерные умения:

1. Управлять файловой  системой.  

2. Работать с текстовым  процессором.  

3. Создавать мультимидийные  презентации.  

Мы считаем, что для  повышения качества профессионального  обучения студентов необходимо повышение уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей.

Для этого необходимо: проведение самоанализа уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателя (примерная  анкета предлагается) ; разработка и реализация индивидуальных программ повышения квалификации, позволяющих выявить свои педагогические проблемы и спланировать основные направления саморазвития, механизм достижения результата ; развитие мотивации педагогов на повышение уровня профессионально-педагогических компетенций.

 

 

  1. Портрет преподавателя вуза. Педагоги о себе и проблемах образования

Главными проблемами сферы  образования преподаватели называют небольшую зарплату работников вузов, их слабую социальную защищенность, а  также низкое качество школьного  образования и изношенность учебного оборудования.

Преподавателей очень  беспокоит то, что студенты заняты поиском заработка, и это сильно отвлекает их от учебы.

Кроме того, по мнению педагогов  высшей школы, сегодня низок престиж  преподавательской профессии, поэтому  молодежь к ней не стремится, из-за чего в свою очередь возникают  трудности с преемственностью в  вузах. Самой незначительной проблемой  сферы образования работники  вузов считают снижение профессионального  уровня преподавателей.

  • Основные проблемы образования (по оценкам преподавателей):
  • Низкая заработная плата преподавателей     56,7%
  • Низкое качество школьного образования     39,1%
  • Слабая социальная защищенность преподавателей    31,5%
  • Моральная и физическая изношенность оборудования   27,7%
  • Излишняя увлеченность студентов работой и подработками  24,7%
  • Низкий престиж профессии преподавателя     22,1%
  • Нежелание студентов идти на преподавательскую работу, отсутствие достойной смены         17%
  • Недостаточное внимание к вопросам воспитания молодых людей со стороны семьи и школы        21,4%
  • Жесткость государственного образовательного стандарта  11,6%
  • Отсутствие формализованных требований со стороны работодателя к молодому специалисту         10,5%
  • Прагматизм современных студентов      9,3%
  • Недостаточная информированность со стороны государства о целях реформы образования        8,2%
  • Снижение профессионального уровня преподавателей   7,7%

Качество образования в вузе преподаватели  связывают главным образом с  числом его выпускников, сделавших  успешную карьеру (диаграмма 1). К одному из главных показателей они относят  конкурс при поступлении в  вуз, а также благоприятное мнение о нем выпускников. Незначительным показателем качества, на их взгляд, является состояние материально-технической базы.

Эффективные меры повышения  качества образования (по оценкам преподавателей):

  • Повышение заработной платы преподавателям     38,5%
  • Дополнительное материальное стимулирование преподавателей, участвующих в разработке программ на уровне кафедры по повышению качества обучения         34%
  • Модернизация материальной базы       29,2%
  • Серьезная профориентационная практика     28,9%
  • Увеличение финансирования со стороны государства   23,6%
  • Проведение регулярной внутренней самооценки образовательной, научной и инновационной деятельности кафедры     21,7%
  • Привлечение работодателей к проведению семинаров в рамках учебных планов           20,5%
  • Регулярные опросы студентов для выявления слабых и сильных сторон обучения           20,5%
  • Широкое обсуждение проблем, связанных с качеством образования, с привлечением местной власти, работодателей, общественных организаций и прессы           16,6%
  • Независимая оценка образовательных курсов работодателя  16,3%
  • Укрепление общетеоретической подготовки     13,1%
  • Активизация международного сотрудничества    11,9%
  • Наличие собственной материальной базы     6,1%

Каким образом можно повысить качество образования? Прежде всего, считают  педагоги, для этого нужно увеличить  зарплату работникам высшей школы.

Кроме того, необходимо дополнительно  оплачивать труд тех преподавателей, которые участвуют в разработке программ по повышению качества обучения на уровне кафедры.

Несколько меньшее, но все-таки серьезное значение преподаватели  придают модернизации материальной базы и профориентационной практике. Решить проблему качества, на их взгляд, поможет также увеличение государственного финансирования и проведение регулярной внутренней самооценки образовательной, научной и инновационной деятельности кафедры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалисты высшей школы  считают, что следует привлекать работодателей к проведению семинаров, проводить опросы студентов для  выявления сильных и слабых сторон обучения. Кроме того, необходимо активно обсуждать проблемы качества образования, в том числе с местной властью, работодателями и общественными организациями, а также в прессе.

По мнению преподавателей, в вузах нужно проводить опросы учащихся по актуальным темам. Самая  значимая из них (диаграмма 2) — мнение студентов об учебном процессе. В  два раза меньшее значение придается  их оценкам производственной практики. Еще меньшее — пожеланиям относительно дополнительных учебных курсов. И не более 18 % педагогов считают важным получить от студентов ответ на вопрос об их жизненных целях и профессиональных ценностях.

 

Педагоги вузов примерно одинаково оценивают склонность старшекурсников, обучающихся по разным специальностям, к преподавательской (диаграмма 3) и научной (диаграмма 4) деятельности. Несколько выше прочих были признаны научные способности  студентов, выбравших специальность  «газ и нефтехимия» (16,91 %), и меньше всех расположены к научным изысканиям те, кто решил посвятить себя энергетике (10 %).

 

К преподавательской деятельности более склонны старшекурсники, обучающиеся IT-специальностям и менеджменту. Менее  всего — будущие энергетики и  специалисты в области газа и  нефтехимии.

 Средний возраст преподавателей  вузов — от 40 до 53 лет (диаграмма  5). Большинство тех, кому за  пятьдесят, работают в традиционных  отраслях: энергетике, машиностроении, газовой и нефтехимической промышленности (график).

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватели считают, что  их зарплата должна составлять 21-25 тыс. руб. (диаграмма 6, приведены средние  значения по направлениям подготовки). Причем больше всех хотят получать педагоги, обучающие по специальности  «машиностроение» (в среднем 25 095 руб.). Меньше всех оценивают свой труд специалисты  по экономике и менеджменту (21 379 руб.).

 

 

 

  1. Современное состояние проблемы организации деятельности преподавателя в образовательном процессе инженерного вуза

Одним из важнейших направлений  модернизации инженерного образования  является изменение его содержательных основ в соответствии с изменением комплекса квалификационных и компетентностных требований к выпускникам инженерного  вуза. Субъектом таких изменений  являются преподаватели вузов, т.к. именно они создают новую образовательную  среду. "Личность преподавателя, его  профессионально-педагогическая культура и нравственные качества играют решающую роль в процессе подготовки современных инженеров".

Термин "компетентностные требования" для отечественной  системы профессионального образования  является новым. В общем виде термины "компетенции", "компетентность" означают не только "подготовленность" (теоретическую, практическую), но и  готовность специалиста применить  имеющиеся знания, умения, навыки в  конкретной ситуации, в той деятельности, в которой он занят на предприятии. Понятие "компетенции" уже используется при разработке образовательных  стандартов.

В этой связи на первый план выступает такой аспект проблемы, как подготовка инженерных кадров, подготовка преподавателей инженерных вузов. Для повышения качества подготовки преподавательских кадров в 1998 г. в  России создается система "опережающего" инженерного образования, основанная на инженерной педагогике (IGIP). В систему  эту входят мониторинговый комитет по инженерной педагогике, региональные центры инженерной педагогики.

Тесно связаны с этой системой аспирантура, магистратура, реализующие  программы по получению дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".

 

Другой аспект исследуемой  проблемы связан с необходимостью разработки нового содержания образования преподавателя  высшей профессиональной школы, а также организации процесса обучения (учения), который формирует необходимые качества, компетенции.

При этом особое внимание следует  обратить на то, что «высокий профессионально-педагогический уровень отдельных преподавателей не может решить проблему интегративного образования современного инженера», поэтому актуальной является задача организации творческих преподавательских  коллективов, работающих как по решению  учебных, так и научно-исследовательских  задач.

Компетентностный подход к организации деятельности преподавателя  заключается, прежде всего, в осознании  того, что профессиональная деятельность человека не может оставаться неизменной на протяжении его карьеры и предусматривает  постоянное повышение своей профессиональной компетентности.

Ученые отмечают, что современные  подходы к организации деятельности преподавателя задаются логикой  и тенденциями развития высшего  профессионального образования: заменой  репродуктивно-функциональной модели образованности компетентностной моделью. В результате такой замены происходит реконструкция форм, процессуальных характеристик образования. Соответственно меняется позиция преподавателя: на смену преподавателю научающему должен прийти преподаватель сопровождающий, важнейшими функциями которого станут диагностика и консультирование. Это в свою очередь повысит актуальность инструктирующих и тренинговых технологий, которые способствуют более глубокому усвоению способов деятельности. На основе таких технологий более успешно можно применять проблемные, интерактивные, исследовательские технологии.

Информация о работе Педагогические условия повышения научно-методической компетенции преподавателей ВУЗов