Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа
Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности».
В условиях модернизации высшего профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности.
Введение 3
Научно-методические подходы к внедрению и освоению компетентностного подхода в ВУЗе 5
Понятие «компетенция» как одно из базовых педагогических категорий 11
Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности 15
Профессионально-педагогические компетенции преподавателей как условие повышения качества подготовки специалистов 21
Портрет преподавателя вуза. Педагоги о себе и проблемах образования 26
Современное состояние проблемы организации деятельности преподавателя в образовательном процессе инженерного вуза 34
Заключение 39
Список литературы 41
3. Составлять психолого-
Г) исследовательские умения:
1. Использовать
2. Определять цели, задачи
и разработать соответствующий
план образовательного
3. Изучать и внедрять передовой педагогический опыт в собственную деятельность.
4. Обобщать и презентовать результаты работы различными способами. 2. Профессиональные компетенции
А) общепедагогические умения:
1. Владеть базовыми психолого-
Б) специальные умения:
1. Владеть специфическими для данной профессии умениями.
В) методические умения:
1. Владеть различными педагогическими приемами, средствами, методами и технологиями.
2. Разрабатывать дидактические
материалы, планы уроков и
3. Создавать обучающую
среду для полноценного
4. Проводить анализ урока, внеклассного мероприятия.
3. Сквозные (мобильные) компетенции
А) коммуникативные умения:
1. Организовывать общение и управлять им.
2. Создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества, радости.
3. Выступать перед аудиторией,
соблюдая основные законы
4. Управлять своим поведением и настроением.
5. Уметь работать в команде.
6. Владеть основами делового и профессионального общения на иностранном языке.
Б) информационно-компьютерные умения:
1. Управлять файловой системой.
2. Работать с текстовым процессором.
3. Создавать мультимидийные презентации.
Мы считаем, что для повышения качества профессионального обучения студентов необходимо повышение уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей.
Для этого необходимо: проведение самоанализа уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателя (примерная анкета предлагается) ; разработка и реализация индивидуальных программ повышения квалификации, позволяющих выявить свои педагогические проблемы и спланировать основные направления саморазвития, механизм достижения результата ; развитие мотивации педагогов на повышение уровня профессионально-педагогических компетенций.
Главными проблемами сферы
образования преподаватели
Преподавателей очень беспокоит то, что студенты заняты поиском заработка, и это сильно отвлекает их от учебы.
Кроме того, по мнению педагогов высшей школы, сегодня низок престиж преподавательской профессии, поэтому молодежь к ней не стремится, из-за чего в свою очередь возникают трудности с преемственностью в вузах. Самой незначительной проблемой сферы образования работники вузов считают снижение профессионального уровня преподавателей.
Качество образования в вузе преподаватели
связывают главным образом с
числом его выпускников, сделавших
успешную карьеру (диаграмма 1). К одному
из главных показателей они
Эффективные меры повышения качества образования (по оценкам преподавателей):
Каким образом можно повысить качество образования? Прежде всего, считают педагоги, для этого нужно увеличить зарплату работникам высшей школы.
Кроме того, необходимо дополнительно оплачивать труд тех преподавателей, которые участвуют в разработке программ по повышению качества обучения на уровне кафедры.
Несколько меньшее, но все-таки
серьезное значение преподаватели
придают модернизации материальной
базы и профориентационной практике.
Решить проблему качества, на их взгляд,
поможет также увеличение государственного
финансирования и проведение регулярной
внутренней самооценки образовательной,
научной и инновационной
Специалисты высшей школы считают, что следует привлекать работодателей к проведению семинаров, проводить опросы студентов для выявления сильных и слабых сторон обучения. Кроме того, необходимо активно обсуждать проблемы качества образования, в том числе с местной властью, работодателями и общественными организациями, а также в прессе.
По мнению преподавателей, в вузах нужно проводить опросы учащихся по актуальным темам. Самая значимая из них (диаграмма 2) — мнение студентов об учебном процессе. В два раза меньшее значение придается их оценкам производственной практики. Еще меньшее — пожеланиям относительно дополнительных учебных курсов. И не более 18 % педагогов считают важным получить от студентов ответ на вопрос об их жизненных целях и профессиональных ценностях.
Педагоги вузов примерно одинаково оценивают склонность старшекурсников, обучающихся по разным специальностям, к преподавательской (диаграмма 3) и научной (диаграмма 4) деятельности. Несколько выше прочих были признаны научные способности студентов, выбравших специальность «газ и нефтехимия» (16,91 %), и меньше всех расположены к научным изысканиям те, кто решил посвятить себя энергетике (10 %).
К преподавательской деятельности более склонны старшекурсники, обучающиеся IT-специальностям и менеджменту. Менее всего — будущие энергетики и специалисты в области газа и нефтехимии.
Средний возраст
Преподаватели считают, что их зарплата должна составлять 21-25 тыс. руб. (диаграмма 6, приведены средние значения по направлениям подготовки). Причем больше всех хотят получать педагоги, обучающие по специальности «машиностроение» (в среднем 25 095 руб.). Меньше всех оценивают свой труд специалисты по экономике и менеджменту (21 379 руб.).
Одним из важнейших направлений
модернизации инженерного образования
является изменение его содержательных
основ в соответствии с изменением
комплекса квалификационных и компетентностных
требований к выпускникам инженерного
вуза. Субъектом таких изменений
являются преподаватели вузов, т.к.
именно они создают новую
Термин "компетентностные
требования" для отечественной
системы профессионального
В этой связи на первый план выступает такой аспект проблемы, как подготовка инженерных кадров, подготовка преподавателей инженерных вузов. Для повышения качества подготовки преподавательских кадров в 1998 г. в России создается система "опережающего" инженерного образования, основанная на инженерной педагогике (IGIP). В систему эту входят мониторинговый комитет по инженерной педагогике, региональные центры инженерной педагогики.
Тесно связаны с этой системой аспирантура, магистратура, реализующие программы по получению дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".
Другой аспект исследуемой проблемы связан с необходимостью разработки нового содержания образования преподавателя высшей профессиональной школы, а также организации процесса обучения (учения), который формирует необходимые качества, компетенции.
При этом особое внимание следует
обратить на то, что «высокий профессионально-педагогический
уровень отдельных
Компетентностный подход
к организации деятельности преподавателя
заключается, прежде всего, в осознании
того, что профессиональная деятельность
человека не может оставаться неизменной
на протяжении его карьеры и предусматривает
постоянное повышение своей
Ученые отмечают, что современные
подходы к организации