Педагогические условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
- Изучение компонентов «психологической готовности к школьному обучению» ребенка старшего дошкольного возраста.
- Анализ различных подходов к пониманию и изучению памяти.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследований по проблеме формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
1.1. Подходы к пониманию и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего дошкольника, к обучению в школе
1.2. Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе.

Глава II. Экспериментальная модель формирования готовности памяти детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и педагогические условия ее реализации.
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент

Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_pamyati_u_detei_starshego.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников – обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6 летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

- степени освоения  соответствующих  мыслительных операций;

- содержания и характера материала;

- характера обучения. Только при  его организации запоминание становится логическим.

- наличия потребности в правильном  и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать  результаты воспроизведения с образом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 летнего возраста сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного возраста ребенку лучше 2 раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания. Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию. Подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открытую дидактическую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальная модель формирования готовности памяти детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и педагогические условия ее реализации.

 

2.1. Констатирующий эксперимент. Диагностика особенностей развития памяти к обучению в школе у дошкольников 5-6 -летнего возраста.

 

 

Констатирующий эксперимент проводился с  03.09.2012 г. о 07.09.2012 г.               в ГУО «Ясли-сад №8 г.Светлогорска».

. В эксперименте участвовали 10 дошкольников старшей  группы.

Цель: выявление особенностей развития памяти у дошкольников 5-6 -летнего возраста.

Методики исследования (прил. 1):

1. Изучение слуховой памяти.

2. Изучение зрительной памяти.

3. Изучение образной памяти.

4. Изучение природной памяти.

1. Изучение слуховой памяти по методике  «10 слов»

 

                                                                                                                                      Таб.1

 

Имя ребенка

 

Количество  воспроизведенных слов

Уровень

 

1. Илья М.

   4

           средний

2. Люда В.

   1

           низкий

3. Катя У.

    4

           средний

4. Лиля Я.

     2

           низкий

5. Настя М.

     7

           высокий

6. Настя С.

    4

           средний

7. Аня Н.

    4

           средний

8. Даша А.

     5

          средний

9. Максим Б.

  4

           средний

10. Рома Я.

    2

           низкий


 

Итак, высокий уровень – 1 человек (10%); средний уровень – 6 человек (60%); низкий уровень – 3 человека (30%).

В целом по группе дети имеют средний уровень слуховой механической памяти. Люда В. хуже всех справилась с заданием. Одно слово назвала правильно, остальные назвала не из предложенного списка, путалась. Лиля Я. и Рома Я. при выполнении задания отвлекались, были не сосредоточены, потому у них низкие показатели, всего по 2 слова. Настя М. выполнила задание на высоком уровне, четко запомнила 7 слов.

 

2. Изучение зрительной памяти  по методике Д. Векслера

                                                                                                                                      Таб. 2

 

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень

1. Илья М.

8

средний

2. Люда В.

6

средний

3. Катя У.

7

средний

4. Лиля Я.

5

низкий

5. Настя М.

9

средний

6. Настя С.

4

низкий

7. Аня Н.

9

средний

8. Даша А.

10

высокий

9. Максим Б.

10

высокий

10. Рома Я.

4

низкий


 

Итак, высокий уровень – 2 человека (20%); средний уровень – 5 человек (50%); низкий уровень – 3 человека (30%).

В целом по группе дети имеют средний уровень зрительной памяти.

3. Методика «Изучение образной памяти»    

                                                                                                                                                                                      Таб.3

 

Имя ребенка

Кол-во правильных ответов

Уровень

1. Илья М.

8

высокий

2. Люда В.

3

средний

3. Катя У.

2

низкий

4. Лиля Я.

4

средний

5. Настя М.

7

средний

6. Настя С.

3                                     

    низкий

7. Аня Н.

4

средний

8. Даша А.

6

средний

9. Максим Б.

7

средний

10. Рома Я.

4                                     

средний


Итак, высокий уровень – 1 чел (10%); средний уровень – 7 чел (70%);

низкий уровень – 2 чел (20%).

В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Затруднялись в ответах Катя У., Люда В., Настя С. Они старались придумывать те предметы, которых в таблице не было. Данные дети отличаются не внимательностью, не могут сконцентрироваться на задании. Остальные дети старались сосредоточиться, показывали средние результаты.

 

4. Методика «Изучение природной  памяти»

 

                                                                                                                                      Таб. 4

 

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания (сек)

Уровень

1. Илья М.

18

средний

2. Люда В.

28

средний

3. Катя У.

15

средний

4. Лиля Я.

                       30

средний

5. Настя М.

6

высокий

6. Настя С.

                       25

средний

7. Аня Н.

21

средний

8. Даша А.

10

высокий

9. Максим Б.

                        8

высокий

10. Рома Я.

24

средний


 

Итак, высокий уровень – 3 человека (30%); средний уровень – 7 человек (70%); низкий уровень – нет.

В целом по группе дети имеют уровень выше среднего. Дети быстро ориентировались в задании и с успехом его выполняли. Особенно удачно получилось у Насти М. и Максима Б. Более замедленный темп работы был у Лили Я., так как девочка рассеянная и медлительная.

Анализ результатов исследования по всем методикам.

 

 

 

 

 

     

                                                                                                                                      Таб. 5

 

Имя ребенка

                 Уровень

Слуховая память

Зрительная память

Образная память       

Природная память

1. Илья М.

средний

средний

высокий

средний

2. Люда В.

низкий

средний

средний

средний

3. Катя У.

средний

средний

низкий

средний

4. Лиля Я.

низкий

низкий

средний

средний

5. Настя М.

высокий

средний

средний

высокий

6. Настя С.

средний

низкий

низкий

средний

7. Аня Н.

средний

средний

средний

средний

8. Даша А.

средний

высокий

средний

высокий

9. Максим Б. 

средний

высокий

средний

высокий

10. Рома Я.

низкий

низкий

средний

средний

Информация о работе Педагогические условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста