Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 08:08, курсовая работа
Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
- Изучение компонентов «психологической готовности к школьному обучению» ребенка старшего дошкольного возраста.
- Анализ различных подходов к пониманию и изучению памяти.
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследований по проблеме формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
1.1. Подходы к пониманию и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего дошкольника, к обучению в школе
1.2. Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе.
Глава II. Экспериментальная модель формирования готовности памяти детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и педагогические условия ее реализации.
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Выводы
Список литературы
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников – обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6 летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:
- степени освоения соответствующих мыслительных операций;
- содержания и характера
- характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим.
- наличия потребности в
Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 летнего возраста сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного возраста ребенку лучше 2 раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания. Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию. Подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открытую дидактическую позицию.
Глава 3. Экспериментальная модель формирования готовности памяти детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и педагогические условия ее реализации.
2.1. Констатирующий эксперимент. Диагностика особенностей развития памяти к обучению в школе у дошкольников 5-6 -летнего возраста.
Констатирующий эксперимент проводился с 03.09.2012 г. о 07.09.2012 г. в ГУО «Ясли-сад №8 г.Светлогорска».
. В эксперименте участвовали 10 дошкольников старшей группы.
Цель: выявление особенностей развития памяти у дошкольников 5-6 -летнего возраста.
Методики исследования (прил. 1):
1. Изучение слуховой памяти.
2. Изучение зрительной памяти.
3. Изучение образной памяти.
4. Изучение природной памяти.
1. Изучение слуховой памяти по методике «10 слов»
Имя ребенка
|
Количество воспроизведенных слов |
Уровень
|
1. Илья М. |
4 |
средний |
2. Люда В. |
1 |
низкий |
3. Катя У. |
4 |
средний |
4. Лиля Я. |
2 |
низкий |
5. Настя М. |
7 |
высокий |
6. Настя С. |
4 |
средний |
7. Аня Н. |
4 |
средний |
8. Даша А. |
5 |
средний |
9. Максим Б. |
4 |
средний |
10. Рома Я. |
2 |
низкий |
Итак, высокий уровень – 1 человек (10%); средний уровень – 6 человек (60%); низкий уровень – 3 человека (30%).
В целом по группе дети имеют средний уровень слуховой механической памяти. Люда В. хуже всех справилась с заданием. Одно слово назвала правильно, остальные назвала не из предложенного списка, путалась. Лиля Я. и Рома Я. при выполнении задания отвлекались, были не сосредоточены, потому у них низкие показатели, всего по 2 слова. Настя М. выполнила задание на высоком уровне, четко запомнила 7 слов.
2. Изучение зрительной памяти по методике Д. Векслера
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень |
1. Илья М. |
8 |
средний |
2. Люда В. |
6 |
средний |
3. Катя У. |
7 |
средний |
4. Лиля Я. |
5 |
низкий |
5. Настя М. |
9 |
средний |
6. Настя С. |
4 |
низкий |
7. Аня Н. |
9 |
средний |
8. Даша А. |
10 |
высокий |
9. Максим Б. |
10 |
высокий |
10. Рома Я. |
4 |
низкий |
Итак, высокий уровень – 2 человека (20%); средний уровень – 5 человек (50%); низкий уровень – 3 человека (30%).
В целом по группе дети имеют средний уровень зрительной памяти.
3. Методика «Изучение образной памяти»
Имя ребенка |
Кол-во правильных ответов |
Уровень |
1. Илья М. |
8 |
высокий |
2. Люда В. |
3 |
средний |
3. Катя У. |
2 |
низкий |
4. Лиля Я. |
4 |
средний |
5. Настя М. |
7 |
средний |
6. Настя С. |
3 |
низкий |
7. Аня Н. |
4 |
средний |
8. Даша А. |
6 |
средний |
9. Максим Б. |
7 |
средний |
10. Рома Я. |
4 |
средний |
Итак, высокий уровень – 1 чел (10%); средний уровень – 7 чел (70%);
низкий уровень – 2 чел (20%).
В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Затруднялись в ответах Катя У., Люда В., Настя С. Они старались придумывать те предметы, которых в таблице не было. Данные дети отличаются не внимательностью, не могут сконцентрироваться на задании. Остальные дети старались сосредоточиться, показывали средние результаты.
4. Методика «Изучение природной памяти»
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания (сек) |
Уровень |
1. Илья М. |
18 |
средний |
2. Люда В. |
28 |
средний |
3. Катя У. |
15 |
средний |
4. Лиля Я. |
30 |
средний |
5. Настя М. |
6 |
высокий |
6. Настя С. |
25 |
средний |
7. Аня Н. |
21 |
средний |
8. Даша А. |
10 |
высокий |
9. Максим Б. |
8 |
высокий |
10. Рома Я. |
24 |
средний |
Итак, высокий уровень – 3 человека (30%); средний уровень – 7 человек (70%); низкий уровень – нет.
В целом по группе дети имеют уровень выше среднего. Дети быстро ориентировались в задании и с успехом его выполняли. Особенно удачно получилось у Насти М. и Максима Б. Более замедленный темп работы был у Лили Я., так как девочка рассеянная и медлительная.
Анализ результатов исследования по всем методикам.
Имя ребенка |
Уровень | |||
Слуховая память |
Зрительная память |
Образная память |
Природная память | |
1. Илья М. |
средний |
средний |
высокий |
средний |
2. Люда В. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
3. Катя У. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
4. Лиля Я. |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
5. Настя М. |
высокий |
средний |
средний |
высокий |
6. Настя С. |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
7. Аня Н. |
средний |
средний |
средний |
средний |
8. Даша А. |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
9. Максим Б. |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
10. Рома Я. |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Информация о работе Педагогические условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста