Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 08:08, курсовая работа
Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
- Изучение компонентов «психологической готовности к школьному обучению» ребенка старшего дошкольного возраста.
- Анализ различных подходов к пониманию и изучению памяти.
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследований по проблеме формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
1.1. Подходы к пониманию и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего дошкольника, к обучению в школе
1.2. Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе.
Глава II. Экспериментальная модель формирования готовности памяти детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и педагогические условия ее реализации.
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Выводы
Список литературы
Итак, результаты получились следующие:
- высокий уровень развития памяти: Настя М., Даша А. – 20%;
-средний уровень развития памяти: Илья Р., Катя У., Настя С., Аня Н., Максим Б. – 50%;
- низкий уровень развития памяти: Люда В., Лиля Я., Настя С. – 30%.
Для данной группы детей рекомендована развивающе–коррекционная работа по развитию памяти.
2.2. Формирующий эксперимент. Проведение коррекционно-развивающей работы.
В ходе формирующего эксперимента был проведен комплекс упражнений, используемых на занятиях, игровые занятия с дошкольниками, имеющими недостаточный уровень развития памяти.
Было проведено 10 игровых занятий с детьми старшей группы. Каждое занятие представляет собой комплекс упражнений, этюды, игры. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (данные разминки включаются между основными заданиями). Игры и упражнения, используемые в занятиях направлены на умственное развитие детей, в частности развитие памяти, через совершенствование их органов чувств.
Важно знать, что у разных
детей может главенствовать
2.3. Контрольный эксперимент. Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы.
В ходе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития памяти у дошкольников.
Динамика развития памяти дошкольников приведена в таблице:
Ф.И.О.
|
Слуховая память |
Зрительная память |
Образная память |
Природная память |
Средний показатель | |||||
Начало эксперемента |
Конец эксперемента |
Начало эксперемента |
Конец эксперемента |
Начало эксперемента |
Конец эксперемента |
Начало эксперемента |
Конец эксперемента |
Начало эксперемента |
Конец эксперемента | |
1. Илья М. |
4 |
6 |
8 |
9 |
8 |
8 |
6 |
7 |
7,2 |
8,0 |
2. Люда В. |
1 |
4 |
6 |
8 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4,2 |
5,2 |
3. Катя У. |
4 |
6 |
7 |
10 |
2 |
6 |
7 |
8 |
6,0 |
8,0 |
4. Лиля Я. |
2 |
7 |
5 |
8 |
4 |
8 |
5 |
5 |
4,4 |
6,8 |
5. Настя М. |
7 |
9 |
9 |
12 |
7 |
9 |
8 |
8 |
6,6 |
7,8 |
6. Настя С. |
4 |
6 |
4 |
7 |
3 |
7 |
6 |
6 |
4,6 |
6,8 |
7. Аня Н. |
4 |
5 |
9 |
10 |
4 |
7 |
6 |
7 |
6,6 |
7,8 |
8. Даша А. |
5 |
8 |
10 |
12 |
6 |
10 |
8 |
8 |
7,4 |
9.6 |
9. Максим Б. |
4 |
7 |
10 |
13 |
7 |
8 |
9 |
9 |
8,0 |
9,4 |
10. Рома Я. |
2 |
5 |
4 |
6 |
4 |
8 |
5 |
6 |
3,8 |
6,6 |
По группе |
37% |
63% |
50% |
67% |
41% |
61% |
65% |
69% |
70% |
78% |
Итак, по результатам исследования развития памяти у детей:
- высокий уровень (8 и выше);
- средний уровень (7-5 баллов);
- низкий уровень (4 и ниже).
Диаграмма развития памяти у детей до и после формирующего эксперимента.
Динамика развития памяти дошкольников
Полученные результаты исследования показывают значительную положительную динамику у детей до формирующего эксперимента и после. Это доказывает, что работа, проводимая с дошкольниками, эффективна. Результаты исследования являются подтверждением гипотезы и позволяют убедиться в эффективности педагогических условий реализации разработанной модели комплексного формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Выводы
В настоящее время разработано и на практике реализуется большое количество систем и методов изучения и влияния на психологические процессы детей старшего дошкольного возраста, с целью их улучшения. Память как психологический процесс является одним из основных познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, который определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, и без которого не возможна была бы когнитивная деятельность ребенка.
Проблемой развития памяти
как показателя
Выявив существующие проблемы
по рассматриваемому вопросу, целью
исследования обозначили
Для реализации данного
С ними осуществлялось проведение игровых занятий по развитию памяти. Это осуществлялось с целью выявления эффективности данной системы игровых занятий по развитию памяти с детьми старшего дошкольного возраста.
Обозначенная гипотеза, о том, что использование системы игровых занятий по развитию памяти, с детьми старшего дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня развития памяти и общей психологической готовности к школьному обучению подтвердилась. Что в свою очередь, даст возможность ребенку старшего дошкольного возраста подойти подготовленным к высоким требованиям школьного обучения.
Для статистической проверки выдвинутых гипотез, были использованы диагностические методики, позволяющие оценить уровень развития основных видов памяти детей старшего дошкольного возраста.
Выбранный диагностический
материал является эффективным
оценочным методом, при изучении
памяти как показателя
По результатам проведенного
исследования выявили, что при
использовании игровых занятий
по развитию психического
По результатам, проведенного исследования следует отметить, что поставленные задачи по изучению психического процесса памяти как показателя психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста реализованы. Выдвигаемые гипотезы подтвердились, т.е. являются достоверны.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что при создании соответствующих условий можно значительно повысить уровень готовности к обучению в школе у большинства детей. Результаты наших исследований доказывают эффективность представленной модели формирования комплексной готовности детей к обучению в школе и педагогических условий ее реализации, а также актуализируют необходимость целенаправленной работы в данном направлении.
Результаты выполненного
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсеенко, Н.В. Модель формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс До и После. - 2011.- № 8 - С.91-94
2. Алиева Т.И. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности / Т.Алиева, А.Арушанова, Л.Парамонова // Дошкольное воспитание. 1998. - №4. - С.97-104.
3. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С. 23-31.
4. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе. — М.: Знание, 1983. 96 с.
5. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: учебн.пособие для студентов высших и средних пед.учебн.заведений / М.М.Безруких, С.П.Ефимова.2-е изд., перераб. -М.: Академия,2000. -С. 199.
6. Венгер; А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н.Позднякова, Н.Ф.Говоровой. -М.: Педагогика, 1985. С.165-190.
7. Венгер, А.Л. Психологические особенности шестилетних детей // Обучение детей шестилетнего возраста / Под общ. ред. М.В.Зверева. М.: 1985. - С.44-61.
8. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности //Вопросы психологии, 2001.- №3. С. 17-26.
9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под. Ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
10. Вьюнова, Н.И; Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-пед. Основы: учебное пособие для студентов вузов / Н.И.Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В.Темнова. — 2-е изд. — М.: Академический проспект, 2005.-С. 15-121).
11. Гуткина, Н:И; Психологическая готовность к школе / Н;И.Гуткина. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академич.проект, 2000. —184 с. — (Руководство практического психолога).
12. Дубровин, И.В. Готовность ребенка к школе / Под ред. И.В.Дубровина. М.: Наука, 1995. - 119 с.
13. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. - М, 1985.
14. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
15. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 304 с.
16. Коноваленко, С.В. Как подготовить ребенка к школе: психологические тесты, игры и упражнения / С.В.Коноваленко. — М.: Эксмо, 2004. -208 с.
17. Кравцов, F.F., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе//Педагогика и психология. 1987. - №5. — С. 14-17.
18. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. - С. 52-54.
19. Михайленко, Н.В., Н. Короткова. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада. // Дошкольное воспитание. 2005. - №9. - С.59 - 65.
20. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для» практикующих психологов, педагогов и родителей / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 е.: ил (Подготовка детей к школе).
21.Письменная, H.A. Методические рекомендации по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. — Киев, 1984. — 24 с.
22. Подготовка детей в СССР и ЧССР:для работников дошкольных учреждений / Н.Н.Поддьяков и др. под ред. Л.А.Парамоновой. М.: Просвещение; Братислава: Словац.пед.изд-во, 1989. — 176 с.:ил.
23. Пороцкая, E.B. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. — 1995. №2. — С.42.
24. Постановление Министерства образования РБ от 12.08.2010 г. № 90 «Образовательный стандарт дошкольного образования»
25. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А.Панько [и др.].- Минск: НИО; Аверсэв, 2007.- 320с.
26. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.
27. Симонова Л. Ф. Память детей 5–7 лет. – Ярославль, 2000. – С. 31–52.
28. Степанова;; М:Ш К вопросу о приеме в школу детей шести лет / М.Степанова // Дошкольное воспитание. 2001. -№9: — С.53-54.
29. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. - 1979.- №4.-С. 127-130.
30. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии – М: Академия, 1998. – С. 62-81.
31. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова; под.ред. М.И.Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. - 160 е.: ил.
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие длят студ.высш.учеб.заведений / Д.Б.Эльконин. -М.: Академия, 2004. 384 с.
Приложение 1
Методики исследования.
Приложение 2
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов
Приложение 3
Занятия, по формированию психического процесса память у детей старшего дошкольного возраста
Приложение 4
Консультативно-
учреждения дошкольного образования
Информация о работе Педагогические условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста