Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 09:41, курсовая работа
Гипотеза – предполагаем, что педагогическое общение является важным средством воспитания дошкольников с нарушением речи.
Задачи исследования:
Теоретически и эмпирически изучить проблему педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи.
Разработать рекомендации по оптимизации педагогического общения в дошкольном учреждении.
Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушениями речи
1.1. Общение как социально-психологическая категория………………...6
1.2. Педагогическое общение как средство воспитания…………………12
1.3. Воспитание дошкольников с нарушением речи в условиях дошкольного учреждения…………………………….........................................19
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи
2.1. Организация и методы исследования………………………………..26
2.2. Анализ результатов исследования педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи..……..29
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………
Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания дошкольников с нарушением речи
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушениями речи
1.1. Общение как социально-
1.2. Педагогическое общение
как средство воспитания…………………
1.3. Воспитание дошкольников
с нарушением речи в условиях
дошкольного учреждения……………………
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи
2.1. Организация и методы исследования………………………………..26
2.2. Анализ результатов исследования педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи..……..29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..39
Приложение 1 …………………………………………………………………..42
Введение
Актуальность. Современное реформирование системы образования нацелено на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, и главной задачей любого образовательного учреждения, будь то детский сад, школа, лицей, колледж или техникум, является создание оптимальных условий развития, обучения и воспитания ребенка.
Общение воспитателя с дошкольником - основа педагогического процесса, главное средство, с помощью которого воспитатель осуществляет передачу норм, ценностей, образцов культуры, носителем которой он является. Общение - это также своеобразное пространство, в котором субъекты взаимодействия проявляют свою индивидуальность, личностно обогащаются и развиваются, приобретая опыт.
Эффективное взаимодействие воспитателя и ребенка - основное условие развития личности ребенка и профессионального становления и роста педагога. Успешный как в личностной так и в профессиональной сфере воспитатель сможет развить в ребенке полноценную, гармоничную личность и наоборот, педагог-неудачник будет формировать себе подобного.
Проблема изучения педагогического общения воспитателя с детьми с нарушениями речи является актуальной для современного дошкольного учреждения. Поскольку у детей речевыми нарушениями имеются ряд психолого-педагогических особенностей, которые требуют от педагога специальных знаний и умений. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. Но не у каждого педагога имеется специальное образование и опыт, позволяющие преодолевать имеющиеся трудности.
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.
На основании сказанного нами была поставлена цель – изучение педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования – субъекты педагогического общения.
Предмет - педагогическое общение как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза – предполагаем, что педагогическое общение является важным средством воспитания дошкольников с нарушением речи.
Задачи исследования:
Теоретической основой работы послужили труды: Бодалева А.А., Горяниной В.А., Куницыной В.Н., Казариновой Н.В., Погольша В.М., Леонтьева А.А., Волковой Л.С., Микляевой Ю.В., Мудрик А.В., Немова Р.С., Рогова Е.И., Статкина М.И., Эльконина Д.Б. и др.
Практическая значимость работы: состоит в возможности использования полученных результатов для оптимизации межличностных отношений между воспитателями и детьми в условиях дошкольного учреждения.
Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 21 источника. Текст работы иллюстрирован 4 рисунками. Общий объем работы 41 страница.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи
1.1. Общение как
социально-психологическая
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.
Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. На наш взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности [3, c.5].
В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского, общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения (Г.М. Андреева). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно.
Категория общения традиционна для отечественной психологической науки. Ее центральное, «базовое», по выражению Б. Ф. Ломова, положение можно сопоставить лишь с такими категориями, как отношение, личность, деятельность. В социальной психологической науке она является центральной системообразующей категорий, скрепляет воедино понятийный аппарат.
Общение – многоплановый процесс развития контактов, порождаемый потребностями совместной деятельности. То есть общение – важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности [19, c. 17].
На наш, взгляд, целесообразно детально проанализировать взаимосвязь таких близких понятий, как общение и отношение, отношение и установка, отношение и оценка, отношение и взаимоотношение, общение и коммуникация, общение и взаимодействие.
В межличностном общении есть такие аспекты, которые не могут быть обозначены как деятельность. Б. Ф. Ломов в своей работе «Методологические и теоретические проблемы психологии» поднимает вопрос: «Правомерно ли рассматривать общение лишь как частный случай деятельности, «растворять» его в деятельности?». По его мнению, введение в сравнительный анализ категории «отношение» позволяет показать специфику и самостоятельность категории общения.
Соотношение общения и отношения диалектично. С одной стороны, общение в определенном смысле слова при анализе социального бытия человека и общества — это форма существования общественных отношений. С другой стороны, на уровне индивидуального бытия «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Его результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми».
В. Н. Мясищев подчеркивал теснейшую связь отражения, общения и отношения, которая выражается через обращение к партнеру в ходе контакта. В своем выступлении на Всесоюзном симпозиуме по психологии общения в 1970 году он говорил: «Связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна», — и продолжал, — «В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным и отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком» [18, c. 24].
Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления, либо подтверждения уже существующей дистанции. В одной из своих последних работ В. Н. Мясищев заметил, что даже простой перечень форм обращения показывает их роль в формировании отношений или изменении их.
Поиск правильной формы обращения к собеседнику требует достаточной вербальной и коммуникативной компетентности, учета культурных обычаев данной общности, знания национальных и этнических особенностей взаимодействия, норм этикета и приличия, принятых в данной среде.
Личные качества людей, вступающих в контакт, имеют первостепенное значение для выбора соответствующей случаю формы обращения. А.А. Бодалев указывает, что «выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это, прежде всего способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии».
Рассмотрение отдельных форм общения и, прежде всего, так называемого доверительного общения позволяет говорить об относительной самостоятельности и специфичности категории общения в системе психологической науки. Анализируя процесс общения необходимо так же рассмотреть такие родственные категории как «коммуникация» и «взаимодействие».
Межличностная коммуникация — это преимущественно информационный процесс, состоящий в передаче социальной информации, фиксируемой в знаках и предполагающий понимание людьми друг друга.
Определение коммуникации, в котором подчеркивается ее культурная обусловленность, находим в книге Э. В. Соколова: «Коммуникация — это специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами» [8, c. 61].
Понятия коммуникация, имеет латинский корень, который означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Сегодня коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.
Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает тот, кто сообщает информацию, кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя её, то есть, расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.
Существует общее разделение коммуникации на два вида: вербальную и невербальную.
Речь бывает письменная и устная. Последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалог – разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающие какие-либо вопросы. Монолог же предполагает разновидность речи, которую произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его.
Письменная речь возникла как результат потребности общения между людьми, разделенных пространством и временем, и развивалась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематичными рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв [19, c. 32].
Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммуникацию. Средствами невербальной коммуникации служат жесты, мимика, паузы, поза, смех, слезы и т.д. Они значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы, и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т.п. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвященных: татуировки, покрой одежды, прическа и т.д.