Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания дошкольников с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза – предполагаем, что педагогическое общение является важным средством воспитания дошкольников с нарушением речи.
Задачи исследования:
Теоретически и эмпирически изучить проблему педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи.
Разработать рекомендации по оптимизации педагогического общения в дошкольном учреждении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушениями речи
1.1. Общение как социально-психологическая категория………………...6
1.2. Педагогическое общение как средство воспитания…………………12
1.3. Воспитание дошкольников с нарушением речи в условиях дошкольного учреждения…………………………….........................................19
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи
2.1. Организация и методы исследования………………………………..26
2.2. Анализ результатов исследования педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи..……..29
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Pedagogicheskoe_obschenie_kak_vazhneyshee_sredstvo_v.docx

— 279.35 Кб (Скачать файл)

1. Методика «Изучения  типа общения ребенка со взрослым». Используемый материал: интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Исследование проводится индивидуально с детьми. На столе разложены игрушки и книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел сделать:

1) поиграть с  игрушками;

2) почитать книжки;

3) поговорить  со взрослым.

Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничивается 20 мин. Фиксируются особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

2. Методика «Изучение  коммуникативных умений».

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

а) двум детям одного возраста дают по 1 изображению рукавички и просят украсить их, но так, что бы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

б) Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети.

А для изучения особенностей педагогического общения воспитателей нами были использованы методики

3. Для определения стиля педагогического общения воспитателей, мы использовали методику «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении», В.В.Бойко. В методике представлены 24 вопроса, в каждом из которых по 3 варианта ответов (а, б, в). Испытуемым предлагается выбрать тот ответ, который наиболее всего подходит им.

После этого при помощи ключа выявляется вид доминирующей стратегии психологической защиты в общении. В данной методике представлено три вида:

  1. миролюбие – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.
  2. избегание – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.
  3. агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующая на основе инстинкта.

Для определения  присущей испытуемым стратегии психологической защиты в общении с партнерами подсчитывалась сумма ответов каждого типа:

А- миролюбие;

Б- избегание;

В- агрессия.

Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнером испытуемые активно используют разные формы защиты своей субъективной реальности.

Для оценки способности самоконтроля в общении нами использовалась методика М.Снайдера. Испытуемым предлагалось внимательно прочитать десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них они должны были оценить как верное или неверное применительно к себе.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение устанавливать дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств использовались и другие методики.

 

2.2.Анализ результатов исследования педагогического общения как важнейшего средства воспитания дошкольников с нарушением речи

Свое исследование мы начали с изучения стиля педагогического общения воспитателей, двух логопедических групп. Для этого была использована методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» В.В.Бойко и «Самоконтроль в общении» М.Снайдера. Рассмотрим полученные результаты.

В психологии стратегия психологической защиты в общении представляет собой определенный стиль поведения человека, выработанный  в процессе развития и деятельности. Как мы уже отмечали в теоретической части работы, воспитатели в общении с детьми активно использует разные формы защиты своей субъективной реальности.

В результате исследования мы установили, что первый воспитатель демонстрирует в своем поведении миролюбивый стиль общения с воспитанниками. Миролюбие - психологическая стратегия защиты субъективной реальности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект или погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытанием свое Я.

Этот воспитатель проявляет в общении партнерство и сотрудничество, демонстрирует умение идти на компромиссы, он идет на уступки, может быть податливыми, жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного - сохранения достоинства. В некоторых случаях это может быть похоже на заискивание перед партнером, стремление угодить. В.В.Бойко подчеркивается, что чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты, необходимо иметь подходящий характер - мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Такой тип характера помогает воспитателям расположить к себе детей, установить дружеские отношения.

Так, результаты исследования доминирующей стратегии в общении воспитателей двух групп представлены  на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования доминирующей стратегии в общении воспитателей (%)

 

Воспитатель второй группы продемонстрировал ориентацию на избегание в общении. Это психологическая стратегия защиты субъективной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Можно предположить, что этот воспитатель обычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда их Я подвергается атакам. При этом они в открытую не растрачивают энергию эмоций и минимально напрягают интеллект. Возможные причины избрания подобной тактики различны, поскольку избегание носит психогенный характер, обусловленный природными особенностями индивида. У испытуемых может быть слабая врожденная энергия, бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый интеллект. Но возможен и иной вариант: испытуемые обладают от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Однако существует и другой вариант: люди избегают сложных ситуаций из-за своего равнодушия, безразличия к происходящему, что является, на наш взгляд недопустимым в деятельности работника торговли. Можно предположить, что такой тип общения является нежелательным в работе с детьми дошкольного возраста, безразличие и равнодушие к успехам и неудачам детей может создать негативный эмоциональный фон, и ухудшить и так тяжелое положение детей с нарушениями речи.

Далее мы провели обследование по методике Снайдера, результаты показаны на рисунке 2.

Рис.2. Результаты исследования самоконтроля в общении по методике Снайдера (%)

Как видно из результатов исследования представленных на рисунке 2, для воспитателя первой группы характерен средний уровень коммуникативного контроля в общении. Т.е. можно предположить что это испытуемый проявляет умения остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестраивать общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Ясно, что психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения. Такие испытуемые умеют управлять своим восприятием и организовывать его; верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению; «считывать» изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению; «вскрывать подтекст» мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т. д.; определять тон общения; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения.

А у воспитателя второй группы выявлен высокий самоконтроль в общении. Можно предположить, что этот испытуемый постоянно следит за тем, что и как говорит, хорошо знает, где и как себя вести, управлять своими эмоциями. Вместе с тем, можно предположить, что у него затруднена способность самовыражения, он не любит непрогнозируемых ситуаций.

Для диагностики особенностей общения дошкольников с нарушениями речи нами были использованы методики «Изучения типа общения ребенка со взрослым» и «Изучение коммуникативных умений». Дети дошкольного возраста большую часть дня проводят в контактах с окружающими людьми и прежде всего воспитателями и другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Конечно стиль общения воспитателя влияет и на стиль общения детей.

С целью определения ведущего типа общения дошкольников со взрослыми нами была использована методика «Изучение типа общения ребенка со взрослыми». Анализ результатов дошкольников первой группы показал, что ведущим типом общения является – познавательное общение (60%). Эти дошкольников проявили желание к совместному со взрослым чтению книг, т.е интерес познавательного содержания. Лишь у 10% испытуемых отмечается интерес к практическому общению со взрослыми, таких детей прежде всего интересует совместная игра с игрушками. Беседа на личностные темы - личностное общение, характерно для 30% испытуемых данной категории. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования типа общения со взрослым дошкольников (%)

Во второй группе испытуемых преобладает практический стиль общения со взрослыми (40%). Личностное общение, характерно для 30% испытуемых второй группы. И познавательное общение выявлено у 30% испытуемых.

Изучение коммуникативных умений дошкольников, по методике «Изучение коммуникативных умений» показало, что как дети первой, так и дети второй группы умеют договариваться, приходить к общему мнению. Однако, отмечаются некоторые отличия в способах коммуникации между ними. Так, 80% дошкольников первой группы используют способ убеждения, а 20% - метод уговора. Они продемонстрировали способность, к осуществлению контроля за результатами деятельности, как своей, так и другого. Осуществляли взаимопомощь по ходу рисования.

В дети второй группы чаще использую метод уговора – 40%. Метод убеждения используют 30% и 30% испытуемых использую силу, заставляют сверстника подчиниться. Наглядно результаты показаны на рисунке 4.

Рис.4. Результаты исследования коммуникативных умений (%)

 Таким образом, в результате исследования мы выявили, что в группе воспитателя, продемонстрировавшего в качестве ведущего типа общения миролюбие и средний уровень самоконтроля в общении, воспитанники чаще демонстрируют познавательный тип общения и метод убеждения при взаимодействии со сверстниками.

Тогда как в группе воспитателя, продемонстрировавшего в качестве ведущего типа общения избегание и высокий уровень самоконтроля в общении, ведущий тип общения со сверстниками установить не удалось, но мы выявили, что отстаивая свои взгляды они чаще используют метод силы и уговора. На основании этого можно сделать вывод, что педагогическое общение воспитателя является важным средством воспитания личности дошкольников. Дошкольники, воспитывающиеся в миролюбивой и естественной, непринужденной обстановке, демонстрируют большую сознательность, заинтересованность в получении нового знания от взрослого и стратегию взаимопомощи со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сделать выводы, что:

- общение выступает как многоплановый фактор воздействия на различные стороны духовного мира личности. Оно содержит в себе политические социальные, нравственные, информационные, эстетические, познавательные, эмоциональные аспекты. Общение выступает как специфическая, свойственная духовной сфере форма управления. Умение общаться – свидетельство культуры и самоуважения, так как уважающий себя и любящий свою профессию, осознающий свой высокий гуманистический долг человек не может позволить пренебрежительно относиться к другому, игнорировать его состояние, его установки и ожидания;

- педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с учащимися воспитатель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников воспитательного процесса, быть сопричастным победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им;

- в результате эмпирического исследования мы выявили, что в группе где воспитатель демонстрирует в качестве ведущего типа общения миролюбие и средний уровень самоконтроля в общении, воспитанники с нарушениями речи чаще демонстрируют познавательный тип общения и метод убеждения при взаимодействии со сверстниками. На основании этого можно сделать вывод, что педагогическое общение воспитателя является важным средством воспитания личности дошкольников. Дошкольники с нарушениями речи, воспитывающиеся в миролюбивой и естественной, непринужденной обстановке, демонстрируют большую сознательность, заинтересованность в получении нового знания от взрослого и стратегию взаимопомощи со сверстниками. А такой тип общения как избегание является нежелательным в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Безразличие и равнодушие к успехам и неудачам детей может создать негативный эмоциональный фон, и ухудшить и так тяжелое положение детей с нарушениями речи.

Информация о работе Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания дошкольников с нарушением речи