Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе первичной профилактики и коррекции речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты развития речи;
выделить проблему ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи;
охарактеризовать профилактику нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи 5
1.1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста 5
1.2. Речевой онтогенез 6
1.3. Психофизиологический и лингвистический аспекты речевого развития детей раннего возраста 16
Глава 2. Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста 20
2.1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи 20
2.2. Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников 22
2.3. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 28
Заключение 36
Список литературы 37
Приложения 38

Вложенные файлы: 1 файл

Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития речи 5

1.1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста 5

1.2. Речевой  онтогенез 6

1.3. Психофизиологический  и лингвистический аспекты речевого развития детей раннего возраста 16

Глава 2. Профилактика речевых нарушений у детей  дошкольного возраста 20

2.1. Проблема  ранней диагностики речевых нарушений  и своевременной логопедической  помощи 20

2.2. Направления  профилактической и развивающей  логопедической работы с детьми. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников 22

2.3. Профилактика  нарушений звукопроизношения у  детей дошкольного возраста 28

Заключение 36

Список литературы 37

Приложения 38

 

 

Введение

 

С каждым годом жизнь предъявляет  все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем  знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном  и полноценном формировании у  них речи. Это – основное условие  успешного обучения. Ведь благодаря  речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать  для того, чтобы речь ребенка развивалась  правильно, вовремя, чтобы малыш  рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы  ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для  объяснения механизмов речи.

Решение этих задач  неразрывно связано с профилактикой  и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Логопедическая работа с  детьми дошкольного возраста включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен её актуальностью.

Объектом в настоящем  исследовании является речевые расстройства детей младшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности первичной профилактики и коррекции речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается  в анализе первичной профилактики и коррекции речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты развития речи;
  • выделить проблему ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи;
  • охарактеризовать профилактику нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:

  • теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
  • систематизацию, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития речи

1.1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста

 

Непременным условием для всестороннего  развития ребенка является общение  его с взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей  формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Речь представляет собой очень  сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения  взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Эльконин Д.Б. считает что, первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка – это потребность в другом человеке.

В Общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера  совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития в общении конституируется как  потребность в таком участии  взрослого, которое необходимо и  достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

В настоящее время современные  психолингвистические, психологические  и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности. [5, с. 167]

В логопедии психолого-педагогический подход сформулирован Р.Е. Левиной.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью  детьми, является принцип развития, согласно которое все психические  процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических  процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

Как отмечал известный советский  психолог Л.С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива – важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

1.2. Речевой онтогенез

 

Для того чтобы наиболее полно представить  себе развитие речи детей раннего  возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу.

Процесс становления у детей  первой функции речи, т.е. овладения  речью как средством общения, в течение первых лет жизни  проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще  не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь  постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующие  время вплоть до 7 лет, когда ребенок  овладевает речью и все более  совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими  взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Анализ поведения детей раннего  возраста проведенный Лубовским В.И. показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.

Выделяют следующие этапы развития речи детей в процессе общения.

Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей.

Срок небольшой по сравнению  с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции  ребенка.

На протяжении первого года ребенок, меняет, по крайней мере, две формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:

  • общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
  • содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
  • основным средством общения с окружающими людьми, служит для младенцев категория выразительных движений и поз.

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной  формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

  1. Общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей.
  2. Содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми, этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней.
  3. Ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов с взрослыми.
  4. Основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных движений и позпредметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые  практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в  рамках двух первых форм общения, не требуют  от ребенка владения речью, он ею и  не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак  не сталкивается с речью. Как раз  наоборот: словесные воздействия  составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому  можно предполагать, что у младенцев  рано появляется особое отношение к  звукам речи вследствие их неразрывной  связи с фигурой взрослого  человека, составляющей для ребенка  центр мира на этапе ситуативно-личностного  общения и. весьма важную его часть  на этапе ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых  выражается состояние ребенка, начиная  от восторга и до напряженного сосредоточения.

Вокализации детей первого года жизни являются предречевыми, хотя иногда, некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат, голосовым аккомпаниментом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Таким образом, на первом году жизни  дети активно слушают словесные  воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров  и в случаях инициирования  контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок  начинает подражать звукам, которые  слышит. Можно выдвинуть предположение  о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные  воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию  детей, сменяющуюся через несколько  секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев  разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него «комплекс оживления» максимальной силы и продолжительности.

Это воздействие по эффективности  равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии, ответное поведение  особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.

Информация о работе Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста