Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе первичной профилактики и коррекции речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты развития речи;
выделить проблему ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи;
охарактеризовать профилактику нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи 5
1.1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста 5
1.2. Речевой онтогенез 6
1.3. Психофизиологический и лингвистический аспекты речевого развития детей раннего возраста 16
Глава 2. Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста 20
2.1. Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи 20
2.2. Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми. Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников 22
2.3. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 28
Заключение 36
Список литературы 37
Приложения 38

Вложенные файлы: 1 файл

Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

Логопедические занятия  должны включать индивидуальные и групповые  занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа  работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек).

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она  основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали  предпосылки для комплексного подхода  в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период. [1, с. 79]

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении  о закономерностях речевого развития дошкольников, сформированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом:

    1. Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
    2. Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи.
    3. Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.
    4. Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими), но в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
    5. Основная задача развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).
    6. Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников. Совершенствования содержания и методов обучения языку;
    7. Структурное (формирование разных структурны уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического).
    8. Функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи. [9, с. 167]

В исследованиях первого  направления установлено, что наибольшая эффективность при овладении  языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над  словарем оказывает подлинное развивающее  воздействие, если она не ограничена его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимами, антонимами).

В вопросах совершенствования  грамматического строя речи в  качестве основной задачи выступает  не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования.

Наряду с этим важно  и обучение использованию в высказываниях  сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации  и осознания языковых средств, накапливающихся  при слушании и понимании речи взрослых.

В исследованиях второго  направления авторы стремились найти  более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято формирование у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. [15, с. 188]

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей  в целях формирования у них  способности строить связное  и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

Исследования третьего направления  были прямо нацелены на то, чтобы  сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание  того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что осознание  звукового состава слова и  словесного состава предложения  подводят детей к порогу овладения  грамотой и главное – закладывают основы нового отношения к языку. Сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.

В целом эти исследования показали, что система по разработанной  методике приводит к крупным сдвигам  в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется  высокая культура речи, тенденция  к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность.

Интересно, что рассмотренные  исследования находятся в русле  работ, которые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как  на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка  ребенком. Они (ранее перечисленные  работы) убедительно доказывают, что  в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой  интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевого общения. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явления языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи. [10, с. 59]

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Вместе с тем взаимосвязь  речевого (языкового) и интеллектуального  развития ребенка необходимо рассматривать  в обратном направлении – от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Таковы основные аспекты  интеллектуально-языковых взаимосвязей, органично включенных в процесс  овладения родным языком, следовательно, и в педагогический процесс родному  языку, развития, формирования речи.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению  к детям старшего дошкольного  возраста включают те же разделы, что  и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как в  смысле содержания, так и в методике обучения.

2.3. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

 

Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка – дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи- воспитание звуковой культуры речи.

Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма – межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма – боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:

  • нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
  • недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
  • недоразвитие речевого дыхания. [7, с. 91]

Почему у детей возникают  данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного  учреждения? Ведь, как известно, любое  нарушение легче предупредить, чем  исправить.

Организация полноценной  речевой среды

Так как речь ребенка развивается  путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную  гимнастику следует ежедневно, чтобы  двигательные навыки закреплялись, становились  более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз (Приложение 1).

Опыт работы показал, что  выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного  звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное  внимание развитию речевого дыхания  у детей, как базе для правильного  развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно  выполнять с воспитанниками (в  зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

  • дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
  • дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д. [4, с. 169]

Выполнение дыхательных  упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и  способствует профилактике заболеваний  ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов – важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения  этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную  гимнастику (Приложение 2).

Информация о работе Первичная профилактика и коррекция речевых расстройств детей младшего дошкольного возраста