Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.
Задачи исследования:
1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучение современных психологических представлений о личности.
3. Выделение содержания понятия личность.
4. Ознакомление с основными направлениями исследования личности.
Введение……………………………………………………………………..………3 1.Теоретические подходы к изучению личности………………………………….5
1.1 Понятие личности………………………………………………………….....5
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе………………………….…...6
1.3 Изучение личности в отечественной литературе…………………………...8
1.4 Подходы к изучению личности……………………………………………...12
2. Изучение развития личности………………………………………….………...15
2.1. Развитие личности ………………………………………………..………..15
2.2.Развитие личности в филогенезе…………………………………………...15
2.3. Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности…..18
3. Периодизация развития личности………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………
Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.
В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста. |10|
В книге А.Н.Леонтьева «
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.
Личность, по его мнению, – это
психологическое образование
Соподчинение различных
Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского. А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». |14|
Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания. Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. В третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. | 8 |
Ковалёв А.Г. определил понятие
личность как сложное, многогранное
явление общественной жизни, звено в системе
общественных отношений. Личность является
продуктом общественно-исторического
развития, с одной стороны, и деятель общественного
развития – с другой.
Асмолов А.Г. рассматривал личность с
точки зрения проблемы соотношения
биологического и социального в человеке.
|1|
1.4 Подходы к изучению личности
Любая теория личности состоит из большого количества своеобразных «микротеорий», объясняющих различные стороны поведения человека. При этом большинство теорий личности можно описать в рамках шести основных характеристик:
1. Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, описывающие относительно неизменные характеристики, которые индивид демонстрирует в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль «кирпичей» человеческой психики. Эти кирпичики – то же самое, что атомы в физике или клетки в биологии.
Для объяснения природы человеческой психики персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция «черт личности». В системе черт личность описывали Гордон Олпорт, Реймонд Кеттелл и Ганс Айзенк. Они считали, что структуру личности лучше всего описывать в терминах базовых качеств, определяющих поведение.
2. Мотивация. Любая теория личности должна объяснять, почему человек поступает определенным образом, т.е. процессуальные аспекты функционирования индивида.
Существует несколько теорий мотивации. Наиболее широко известные: редукционистская теория мотивации Фрейда, противоположная ей теория мотивации Маслоу. Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.
3. Развитие личности. Поскольку личность рассматривается как набор стабильных, длительно существующих характеристик, то важно знать, как эти характеристики зарождаются и развиваются. Концепции развития обращают внимание на то, мотивации поведения меняются от младенчества к зрелости, а затем в старости.
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Поэтому многие теоретики разделяют всю жизнь индивида на несколько стадий. Согласно Фрейду, например, формирование личности – это последовательность психосексуальных стадий. Эриксон представлял развитие личности в виде восьми стадий развития эго. Другие ученые считают, что важнейшую роль в развитии человека играют взаимоотношения между родителями и ребенком.
4. Психопатология. Этот компонент теории личности должен объяснять, почему некоторые люди не в состоянии присоединиться к требованиям общества и эффективно функционировать. Центральной темой этого компонента личности является этиология психических нарушений, т.е. объяснение причин ненормального поведения.
В этом вопросе существуют значительные расхождения. Так, теоретики, придерживающиеся психодинамической (фрейдистской) ориентации, считают, что причиной неврозов и истерий в зрелом возрасте являются конфликты, не нашедшие разрешения в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии.
Бихевиористское направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Бихевиористы считают, что не существует никаких внутренних конфликтов и угроз.
Представители социокультурной модели поведения считают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном поведении, могут вызывать и поддерживать психопаталогию.
5. Психическое здоровье. В большинстве теорий личности ставится вопрос о том, из чего складывается понятие здорового образа жизни. Так, например, Фрейд считал, что функционирование зрелой личности определяется способностью продуктивно работать и поддерживать нормальные межличностные отношения.
Психическое здоровье может быть определено также в понятиях сознательного научения. В понимании Бандуры психическое здоровье – это способность быть самоэффективным, т.е. выбирать именно те формы поведения, которые необходимы для достижения поставленных целей.
Некоторые теории личности делают акцент именно на психическом здоровье. Так, Маслоу считал, что для нормального развития личности необходим сдвиг потребностей от наиболее примитивных до высших. (см. приложение 1)
6. Терапевтическое воздействие на личность. Во многих теориях личности подробно разработаны клинические или консультативные аспекты. Их различия определяются в первую очередь различиями взглядов их авторов на структуру психического и принципы его работы.
С одной стороны
В то же время бихевиористская теория считает, что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой. Считается, что люди в определенный момент жизни просто не смогли научиться необходимым навыкам. Поэтому их просто нужно научить эффективно функционировать, используя при этом определенные формы подкрепления. | 3 |
Таким образом, теории личности имеют общую структуру, состоящую из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье и методы психотерапии.
2. Изучение развития личности.
Развитие – это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей.
Развитие личности – это преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и структуру личности в целом в результате биологических процессов и социальных взаимодействий, главным из которых является учение. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая культурой, упражняет свои психические способности, восходя на более высокий уровень познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функционирования. Психологию интересуют процессы, благодаря которым человек меняется физически и духовно2.
Исторические данные и результаты наблюдения за жизнью отдельного человека от его рождения до смерти свидетельствует о том, что развитие личности имеет два аспекта: филогенетический и онтогенетический.
2.1. Развитие личности в филогенезе
Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах.
Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих изменений.
Необходимо отслеживать личностные изменения в обществе и не упустить момент появления “человека нового психологического типа”.
Люди “нового типа” окажутся в большинстве и в сфере производства. Например, на фирме “Син ниппон сэйтэцу” в последние годы значительно увеличилось процентное содержание такого рода людей, к которым относятся прежде всего молодые специалисты. Это потребовало изменения организации деятельности фирмы, в частности, обеспечения качества продукции.
У людей “нового типа” иной взгляд на жизнь, на оплату труда. Поэтому должны измениться и система руководства, и система обеспечения качества. Должны быть подготовлены новые стандарты на производственные операции и на управление процессами. Следует повышать личную ответственность за результаты работы, т.е. усиливать самоконтроль. С другой стороны, человек “нового типа” будет широко использовать компьютерную технику, будет работать в условиях автоматизации производства. Изменение фактора “человек” в системе “человек-машина” непременно окажет воздействие и на фактор “машина”.
Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.
Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу.
По мнению С.О.Ключевского, в России понятие личности начало формироваться во времена Петра I. В те времена люди, в общем, не видели ценности отдельно взятого человека. Одним из проявлений неразвитости личностного начала служила традиция “местничества”, согласно которой положение каждого на общественной лестнице определялось не его личными достоинствами, а древностью и рангом его рода.
По мнению К.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора: христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены.. Так у народов христианского мира возникла мысль о безусловном достоинстве человека и человеческой личности и одна цель: признание достоинства человека и всестороннее его развитие 3.