Периодизация развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.
Задачи исследования:
1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучение современных психологических представлений о личности.
3. Выделение содержания понятия личность.
4. Ознакомление с основными направлениями исследования личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3 1.Теоретические подходы к изучению личности………………………………….5
1.1 Понятие личности………………………………………………………….....5
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе………………………….…...6
1.3 Изучение личности в отечественной литературе…………………………...8
1.4 Подходы к изучению личности……………………………………………...12

2. Изучение развития личности………………………………………….………...15
2.1. Развитие личности ………………………………………………..………..15
2.2.Развитие личности в филогенезе…………………………………………...15
2.3. Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности…..18

3. Периодизация развития личности………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация ЧС по масштабам.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Вторая стадия – раннее детство, связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Четвёртая стадия – младший школьный возраст,  ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

Если ребенок успешно  овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

Пятая стадия – подростковый возраст, формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Седьмая – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

Восьмая стадия – (после 50 лет) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Таким образом, Эриксон  предпринял попытку связать индивидуальное психическое развитие с культурным влиянием. Он показал, как в результате борьбы положительных и отрицательных  тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные добродетели человека. Самая человеческая способность человека — это его идентификация себя как отдельной личности, существующей непрерывно в прошлом, настоящем и будущем, личности, которая планирует и строит свою судьбу на основе свободного волеизъявления. Осознание собственной личности является результатом постоянно развивающегося интегративного процесса. Эриксон попытался реконструировать этот процесс, двигаясь от младенчества к старости. Он оптимистично полагает, что основное стремление в разрешении кризиса лежит в движении к утверждению индивидуальности. Позитивное разрешение каждого кризиса укрепляет Эго, а негативное - ослабляет. | 2 |

 

 

                                           

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

 

  Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

 Итак, можно сказать,  что личность человека это  социальное по своей природе,  относительно устойчивое и прижизненно  возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно- потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.    

Такое определение личности вполне соответствует её пониманию  в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Личность является атрибутивной  характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.

Также личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью.

Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

       Личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.

Во-первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект. 

Во-вторых, быть личностью  – это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил». Психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной деятельности.

В  третьих, быть личностью  – это быть субъектом деятельности общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же – это производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер.

Строго говоря, быть личностью, как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной  репрезентированности (отражённости) человека в жизни других людей.

Таким образом, следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек – личность.  | 1 |    

 

                         Список используемой литературы

 

1.  Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник .-М: Изд-во МГУ, 1990-367с.

2. Браун Дж. Психология Фрейда и неофрейдисты. пер. с англ. М., 1997. 304 с.

3. Гусева Т.И., Каратьян Т.В.  Психология личности: конспект лекций. Республика         Белорусь: Изд-во ЭКСМО 2008. 160с.

4. Гусева Т.И., Психология личности, Ростов-на-Дону., «Феникс», 2004. 160с.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., «Питер» 2-е издание 2007. 512с.

6. Козубовский В.М. Общая психология. Личность. Республика Беларусь: Изд-во: Амалфея 2006., 448 с.

7. Ковалёв А.Г. Психология личности. 3 изд  переработ. и доп. М., «Просвещение», 1970. 391 с.

8.  Куликов Л. В.  Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия  – СПб., «Питер» 1-е издание, 2002., 480с.

9.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность; М., Издательство: Смысл 2005., 431с.

10.  Котова И.Б. Психология личности в России.  Столетие развития. – Ростов н/Д. Издательство Ростовского педагогического университета, 1994- 294с.

11. Мананикова Е. Н. Психология личности. Учебное пособие для ВУЗов М.,Издательский Дом "Дашков и К"., 2008. 218с.

12. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов М; «Просвещение» 2-е изд-е 1987. 447с.

13. Олпорт Гордон В. Становление личности; Издательство: Смысл, 2002. 464 стр.

14. Петровский А.В. Быть личностью, М., «Педагогика» 1990. 112с. ил ( Б-чка Детской энциклопедии «Учёные - школьнику»).

15. Фельдштейн Д.И. «Психология развития личности в онтогенезе» М., Издательство: Педагогика, 1989. 208с.

16.   Хьелл Л,. Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд.CПб:Издание 3-е, «Питер» 2008. 607с.

                                                                                                        Приложение 1

                        

                                    Иерархия потребностей по Маслоу

 

 

 

 

      

                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

                                                                                                          Приложение 2

 

Психологическое содержание развития личности Д.И.Фельдштейна

 

 

Уровни

развития

                

                                         Понятие

 

Первый уровень

 

   “Локально-кризасный” (соответствующего возрасту от 0 до 11 лет), характерны: стремление младшего подростка отстоять свое право “быть как взрослый”, участвовать в различных делах реально и наравне со взрослыми, добиться любым доступным способом признания своей взрослости.

 

Второй уровень

“Правозначимый” — уровень развития (условно средний подростковый возраст, от 12 до 13 лет) имеет другие особенности. Подросток на этой стадии развития личностно ориентирован на потребность в общественном признании. При этом для него важно переживание неудовлетворенности своим участием в системе реальных дел, которое и становится условием активизации потребности ребенка в освоении его гражданских прав в системе отношений с близкими и другими значимыми для него людьми.

 

Третий уровень

 

“Утверждающе-действенный”, (свойственный возрастному периоду  от 14 до 15—16 лет), — связан с резким ростом потребности применить освоенный подростком круг возможностей (способности, качества), что вызвано осознанием его места среди людей, актуализацией потребности в самоопределении, самоутверждении. Подросток стремится реализовать свою социальную зрелость на доступном для него уровне возможностей, в котором теперь интегрально представлен образ его “Я”. Это означает, что для 14—16-летнего ребенка такая черта, как социальная ответственность приобретает все характеристики нового психического образования.


 

1 Куликов Л. В.  Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия  – СПб: «Питер» 1-е издание, 2002., 8с.

2 Клег Б. Бич. П - Интенсивный курс: развитие личности. М., Изд-во "АСТ" 2004. С.12

 

3 Кавелин К.Д. Наш умственный строй, М., 1989. С.19

4 Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии,№2 1990. 153-159с.

5 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984. – С45.

6 Габай Т.В Педагогическая психология. – М., 1995. – С. 153

7 Фельдштейн Д.И. «Психология развития личности в онтогенезе». – М.: 1989. – С. 130

8 Клег Б. Бич. П - Интенсивный курс: развитие личности. М., Изд-во "АСТ" 2004. С.12


Информация о работе Периодизация развития личности