Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.
Задачи исследования:
1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучение современных психологических представлений о личности.
3. Выделение содержания понятия личность.
4. Ознакомление с основными направлениями исследования личности.
Введение……………………………………………………………………..………3 1.Теоретические подходы к изучению личности………………………………….5
1.1 Понятие личности………………………………………………………….....5
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе………………………….…...6
1.3 Изучение личности в отечественной литературе…………………………...8
1.4 Подходы к изучению личности……………………………………………...12
2. Изучение развития личности………………………………………….………...15
2.1. Развитие личности ………………………………………………..………..15
2.2.Развитие личности в филогенезе…………………………………………...15
2.3. Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности…..18
3. Периодизация развития личности………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………
Влияние войны на филогенез личности К.Кавелин прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.
Роль права в филогенезе личности К.Кавелин усматривал в том, что “военные дружины германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено начало личности.
Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории”.
2.2. Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности
Личность – это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают “основной формой ее существования”. “Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное”4 .
Онтогенез личности, таким образом, представляет собой личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий.
Онтогенез личности –
это главное направление
Однако, наряду с такого рода новообразованиями существуют и другие, более сложные интегративные системы. К разряду таких систем относится воля, не имеющая коррелята среди элементарных психических функций и включающая в свою структуру высшие психические функции (эмоциональную память, воображение, нравственные чувства и пр.), сочетание которых дает возможность человеку управлять своим поведением. Такие психологические системы могут меняться в процессе жизни, на основе приобретаемого человеком опыта и с изменением общей характеристики его личности. |5|
Л.С. Выготский, рассматривал в качестве сложной системы, имеющей устойчивый характер, но развивающейся на протяжении жизни, сознание ребенка. Он показал, что эта системно организованная область психического имеет определенную логику развития. В младенческом возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью функций, которые находятся в непосредственной зависимости от восприятия; даже эмоции младенца длятся лишь до тех пор, пока вызывающий их раздражитель находится в поле восприятия. Затем в процессе онтогенеза активизируются другие функции: сначала память, потом мышление. Согласно теории Л.С. Выготского, в ходе онтогенеза меняется системное строение сознания ребенка.
Л.И.Божович рассматривала личность человека как относительно устойчивую психологическую систему, только более высокого интегративного уровня, приписывая ей свою логику развития. Основной чертой этого развития является умение вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, руководствуясь собственными, сознательно поставленными целями. Активный, характер поведения означает, что человек является хозяином и над обстоятельствами, и над самим собой. Мотивационным механизмом такого поведения, характерного для созревания личности, является связь поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие или слабость этих чувств заставляет человека прибегать к волевому самопринуждению. Значимость эмоционального развития в онтогенезе личности объясняется тем, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, которые характеризуют психологически зрелую личность.
Процесс формирования личности часто называют социализацией, имея в виду различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры. Этот процесс можно было бы назвать и “персонизацией” , то есть созреванием личности.
Культурно-социальный аспект состоит в том, что человек как существо сознательное, обретшее личностный образ жизни, устанавливает и регулирует отношения с природой по своему плану, который соответствует уровню зрелости человека. Отношение людей к предметно-вещественному миру обычно рассматривается как его познание и преобразование, а также адаптация к тем условиям жизни, которые невозможно изменить на данном уровне развития науки и техники. Социализация личности игнорирует тот факт, что природа как общий источник жизненных ресурсов для нынешних и будущих поколений объективно включена в систему общественных отношений, что использование этих ресурсов одними людьми затрагивает интересы других, поэтому является значимой формой социального поведения.
В содержании социализации выделяют три грани, или составляющие: индивидуализацию, интимизацию и производство внутреннего плана сознания (интериоризацию). Индивидуализация отражает основной генетический закон культурного развития - движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребенка) - к индивидуальному, психологическим формам деятельности. Этот процесс хорошо прослеживается на превращении внешней социальной речи, “речи для других” - во внутреннюю речь, “речь для себя”. “Интимизация” – это переход от “Мы” к “Я”, то есть процесс образования самосознания личности. По мнению С.Л.Рубинштейна, этот процесс осознания детьми своего “Я” проявляется в переходе от называния себя двухлетними детьми в третьем лице, т.е. так, как их зовут другие люди, к форме первого лица – “Я”. “Интериоризация” – это производство внутреннего плана сознания5.
Онтогенез личности в одном из своих измерений представляется как социальный рост, в ходе которого человек осознает свое “Я” разросшимся до масштабов некоторой социальной целостности, которая как бы становится его собственным организмом. При этом для разных людей предельной целостностью с которой они “отождествляются”, выступают разные общности: семья, круг близких друзей, трудовой коллектив, нация, страна, человечество. Соответственно можно говорить о разной масштабности личности6 .
Содержанием онтогенеза является также развитие самосознания (рефлексия, самооценка), ролевого поведения; интернализация социальных норм, уверенности в реализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества.
Д.И.Фельдштейн, автор книги “Психология развития личности в онтогенезе” (1989) выделяет в онтогенезе личности две основных социальных позиции: “Я в обществе” и “Я и общество”. Первая характерна стремлением ребенка понять свое “Я” и свои возможности. Эта задача решается развитием предметной формы активности. Ребенок овладевает социальным опытом, осваивая орудия, знаки, символы и связанные с ними действиями. Выработка способов обращения с предметами, оценка своих действий, умение присматриваться к себе, примерять себя к окружающему связаны с утверждением позиции “Я” среди других — “Я в обществе”. Эта позиция, по мнению Фельдштейна, особенно активно развертывается в периоды с 1 года до 3 лет, с 6 до 9 лет и с 15 до 17 лет. Как раз в эти периоды актуализируется предметно-практическая сторона деятельности.
Становление второй позиции
(“Я и общество”) связано с усвоением
норм общения и процессом индивидуал
Подростковый период онтогенеза личности определенным образом дифференцируется: в это время могут проявляться такие линии развития человека, как: а) гуманистическая, б) эгоистическая, в) депрессивная, г) суицидальная. Гуманистическая линия развития личности характерна положительным отношением к себе и к обществу. Она имеет два варианта: альтруистический и эгоистический. Альтруистический вариант гуманистической направленности – это преобладание интереса к другим людям или к социальной общности, готовности жертвовать собственными интересами для блага всех. Альтруизм личности на этой стадии может принимать патогенный, депрессивный характер. Индивидуалистический вариант гуманистической направленности личности – это ориентация “на себя” и “для себя”.
Наиболее важным для подростка в этом случае является он сам и его проблемы. Утверждение своего “Я”, признание другими его уникальности становится и ценностью и целью человека. Эгоистическая направленность означает, что для подростка другие люди, социальные интересы и дела являются предметом отрицательного отношения, в то время как себя он оценивает всегда положительно. Депрессивная направленность личности свидетельствует о том, что подросток обесценивает свое “Я” и систему своих дел, сохраняя в целом условно положительное или нейтральное отношение к другим людям. Суицидальная направленность характеризуется обесцениванием и себя, и общества (“жизнь не имеет смысла”).
Психологическое содержание развития личности, ее специфика, согласно Д.И.Фельдштейну, представлено на каждом из уровней (стадий) подросткового возраста различным образом7 .(см. приложение 2)
3. Периодизация развития личности
Развитие личности не является монотонным однообразным процессом формирования все новых и новых качеств или, как считал А.С.Макаренко, все большего освобождения от недостатков. Онтогенез личности, как показано многочисленными исследованиями, разбивается на ряд периодов, каждый из которых связан с решением специфического круга задач личностного развития. Вопросами периодизации развития личности занимались такие психологи, как З.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Гезел, Э.Шпрангер. Ш.Бюллер, К.Левин и многие другие. Разными авторами выделено множество периодов. В основе той или иной периодизации персоногенеза лежит соответствующая теория личности, гипотеза относительно продолжительности процесса становления личности и, естественно, определенная исследовательская методика8.
Большей полнотой и близостью к теме онтогенеза личности характеризуется концепция полного жизненного цикла Э.Эриксона.
Э. Эриксон разделяет взгляд З.Фрейда на структуру личности, но выдвигает на первый план инстанцию “Я”. Развитие личности он представляет как развитие “Я”, в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Стержневым процессом развития личности является динамика “эгоидентичности” – чувства устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на происходящие изменения.
Формирование эгоидентичности, или целостности личности, развитие Эго продолжается на протяжении всей жизни. Этот процесс развития подчиняется эпигенетическому принципу развития личности (эпигенез), который противостоит “преформизму” и гласит: развитие индивида совершается ступенчато в инвариантной последовательности, в связи с жизнью общества и независимо от генетического кода.
З.Фрейд, как известно, усматривал в Эго слабую инстанцию, существующую в подчинении у могущественного Ид. Функционирование Эго в первую очередь связано с удовлетворением биологических потребностей, требующих свободного выхода, или со сдерживанием побуждений Ид, когда подходящие объекты недоступны для их удовлетворения. |11| Эриксон придерживается более позитивного взгляда на личность, потому что Эго наделяется организационными и синтезирующими функциями, которые помогают людям преодолевать трудности, исходящие из внешней среды. Психология Эго затрагивает такие процессы, как проверка, анализ, объяснение и изменение.
Постулаты Эриксона сводятся к существованию восьми ступеней развития Эго. Первые четыре очень близки к фрейдовским: оральной, анальной, фаллической и латентной. (см приложение) Однако Эриксон уделяет меньше внимания сексуальным факторам развития личности на этих стадиях, сосредоточиваясь на социальных. Он предпринял попытку связать индивидуальное психическое развитие с влиянием культуры. | 2 |
Для каждой стадии характерна специфическая задача, которую решает человек, чтобы подняться на очередную стадию своего духовного роста. Решение задачи зависит как от уже достигнутого психосоциального уровня индивида, так и от общей духовной атмосферы семьи и общества.
На первой стадии – стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.