Песочная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:21, реферат

Краткое описание

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.

Вложенные файлы: 1 файл

песочная терапия.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

Песочная  терапия  одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.

 

Этот вид  терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через  свои ощущения, через прикосновения  рук к песку, человек ощущает  покой и одновременно огромные возможности.

 

Песочная  игра служит как терапевтическим, так  и прекрасным диагностическим методом  для специалиста. Для детей –  это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и  других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие  от взрослого, ребенок не всегда может  словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать  различные трудности в жизни  малыша. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести  свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Так пугающие персонажи при страхах становятся доступными для диалога или борьбы в кабинете психолога, а, следовательно, перестают быть пугающими.

Принцип “терапии песком” был предложен К.Г.Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты – сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает  негативную психическую энергию  человека, стабилизирует его эмоциональное  состояние. В любом случае, опыт и  наблюдения показывают, что игры с  песком позитивно влияют на эмоциональное  самочувствие взрослых и детей, это  делает их замечательным средством  заботы о душе (а именно так переводится  медицинский термин “психотерапия”).

Песочная  терапия может применяться как  монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, сказкотерапия, символдрама и др.

Не секрет, что язык бессознательного это образы. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой. Например, предложение порисовать, сделанное  пациенту, иногда приводит к страху оценки. Все мы, когда учились  рисовать, сталкивались с несоответствием  внутреннего образа с тем, что  получается на бумаге. И тогда человек  при работе с психотерапевтом  отказывается рисовать. Но, к счастью, игры в песочнице погружают человека в такие глубокие, давние слои нашей  психики, когда оценки не были для  нас так актуальны. Мало кто может  устоять перед соблазном творческого  самовыражения в хорошо замкнутом  пространстве психотерапевтического  кабинета, в специально отведенный, украденный у реальности час.

Для песочной терапии используется два прямоугольных  ящика с чистым речным сухим и  мокрым песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется  множество миниатюрных игрушек  изображающих различных персонажей. Таким образом “творец” имеет  возможность создать в песочнице  все, что задумал. Терапия носит  индивидуальный характер, либо работает пара, изредка целая семья, возможна и групповая форма, но в этом случае занятие несет цель: обучение взаимодействию и конструктивному сотрудничеству. Один сеанс длится около 1 часа и  включает как работу с песочницей, так и аналитический разбор и возможные выводы. Но, зачастую, в этом нет необходимости, так как целительные изменения продолжаются и после завершения сеанса, по мере осознания образа, возникшего в пространстве песочницы, и связывания его с проблемой в реальной жизни ребенка.

Объект применения.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет ( в последнее время опробован и с детьми раннего возраста), рассчитан чаще всего на длительную терапию.

В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой  задачи и критериев. Психолог создает  условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка психолог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей

Поэтому метод  подходит для детей тревожных  и мнительных, испытывающих страх  перед поставленной задачей.

Каждый человек  желает создавать что-то новое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в  работе с песком.

Поэтому метод  подходит для детей агрессивных  и способствует снятию агрессии. А  также повышает уверенность в  себе застенчивых и замкнутых  детей.

Играя, ребенок  решает свои внутренние эмоциональные  проблемы. Песочная терапия переводит  восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет  соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы  решения проблемы. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет  научиться строить партнерские  взаимоотношения.

Поэтому метод  подходит для детей с проблемами общения и поведения.

Песочница состоит  из природных материалов. Если верить парапсихологам, песок и дерево поглощают  “негативную” психическую энергию. Взаимодействие с ним очищает  энергетику человека, стабилизирует  эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра с  песком позитивно влияет на эмоциональное  самочувствие детей.

Поэтому метод  подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

Песочная  терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. “Проживание” воздействия становится целостным  и осмысленным, эффект – устойчивым. И, что самое главное, в нашем  клиенте активизируется мощная созидающая сила. В процессе консультирования с клиентом происходят определенные изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отношения и прочее.

Материалы песочной терапии

Сама песочница  для занятий – обязательно  голубого цвета – цвет ясного неба, позитивный и настраивающий на созерцательный и творческий лад. И обязательно  прямоугольной формы – она  разработана в соответствии с  теорией Юнга и должна выглядеть  именно так. Песок – мелкий, белый  или светло-желтый. Практикуется применение двух песочниц с сухим и сырым  песком. Но самое главное – это  фигурки. Несколько групп самых  разных по цвету, форме и размеру  игрушек позволяют ребенку выстроить  то, что он пожелает. Причем выбор  и построение игрушечных миров у  одного и того же малыша в разное время может сильно отличаться –  в зависимости от его настроения, самочувствия, взаимоотношений в  семье и с окружающими, в том  числе, и другими детьми. Обычно используются следующие группы миниатюрных игрушек:

Люди. Всех возрастов, профессий, рас и национальностей и обязательно обоих полов.

Животные  – дикие, домашние, разных размеров, привычные малышу и не знакомые, симпатичные и страшные.

Персонажи мультфильмов – также, от уродливых и неприятных, до смешных и хорошо знакомых малышу.

“Страшилки” из сказок – ведьмы, чертики, колдуны  и прочая “нечисть”.

Всевозможные  строения – от простых домиков  до замков.

Мебель.

Транспорт.

Растения.

“Драгоценности” блестящие предметы или разноцветные стеклышки, сделанные в форме  и огранке драгоценных камней, зеркала.

Просто мелкие предметы – бусины, пуговки, камушки, пуговицы, перышки

 

 

Рис. Игрушки  классифицированы в зависимости  от цели занятия.

 

Важно не только то, какие игрушки выбрал ребенок, и как их расположил относительно друг друга, но и то, в какой части  песочницы он их расставил. Выделяются область прожитых (прошлых) процессов  и переживаний, актуальное настоящее, а также будущее и связанные  с ним фантазии и ассоциации.

Структура воздействия.

Целью первого  занятия является знакомство психолога  с клиентом. Поэтому, первое, что  необходимо создать для ребенка  это непринужденная обстановка и  безусловное принятие любых его  особенностей.

Ребенку необходимо предложить познакомиться с кабинетом  психолога (освоить пространство). Кабинет  должен стать знакомым, привычным, что  бы в последствии его ни чего не отвлекало от основной цели. Можно  включить фоновую музыку(классическую, релаксационную, звуки природы), она  настроит его на созидание и творчество. После этого можно показать ребенку  игрушки, которые он сможет использовать в игре с писком. Необходимо предложить рассмотреть их подробно. После этого  обратить внимание на ящики с песком, потрогать сырой и сухой песок, спросить: “какой ему больше нравиться?”  разрешить по манипулировать и с  тем с другим песком, обратить внимание на то, что голубо дно ящика похоже на воду.

После того как  ребенок освоился с материалами  можно поставить перед ним  задачу. Постановка задачи зависит  от уровня развития ребенка, от его  возраста. Можно предложить построить  мир, город, страну, как будто н волшебник или просто поиграть, спросить в каком песке ребенок будет строить . Обычно дети выбирают один из ящиков. Но иногда ребенку необходимо играть в двух ящиках, перемешивая сухой и сырой песок. Необходимо предоставить ребенку максимальную свободу: он может играть и в двух ящиках, и в одном; он в праве в одном ящике использовать и сырой и сухой песок.

 

Первое время  желательно не заострять внимание на ситуациях когда песок высыпается из ящика, лучше в конце занятия, предложить помочь убрать просыпавшийся  песок. Во время первого занятия  необходимо понаблюдать за поведением ребенка: как он идет на общение, сколько  времени ему нужно для работы с песком. Все это пригодиться  для планирования последующей работы. Проанализировав работу ребенка, его  поведение в конце первого  занятия, как правило уже ясно:

на какое  время планировать занятие

на какую  область психики ребенка следует  обратить особое внимание при постановке песочных задач

какую позицию  на занятиях будет занимать психолог (активную или пассивную), в зависимости  от потребности ребенка 

В последующие  встречи, если найден подход к ребенку, на вторую- третью встречу, а иногда уже и на первом занятии на песочнице  виден “конфликт”, который в  данный момент беспокоит ребенка  нарушая его эмоциональное благополучие. Если ребенок идет на диалог можно  задавать вопросы: о причине конфликта, о способах его разрешения. Вопросы  должны быть открытыми и не должны содержать в себе решение ситуации, ребенок должен сам придти к решению. Если в течении нескольких занятий  решение не приходит, то можно подключиться к игре специалисту или одному из родителей.

 

Рис. “Строим  с мамой”

 

Игра вдвоем поможет ребенку обогатить его  опыт в разрешении конфликтов, облегчит взаимопонимания родителей и  детей.

В конце занятия  когда картина или сказка завершена  целесообразно задать ему следующие  опросы:

Все ли тебе здесь  нравиться?

Хотел бы ты здесь  еще что ни будь разрешить?

Может ли здесь  что ни будь случиться и возникнут  перемены?

Последний вопрос является провокационным. Он покажет, если за внешней благополучной работой  кроется тревога: страх перед  случайными событиями. Если ребенок  захочет изменить панораму, надо позволить  ему это сделать.

Как бы не разворачивались  события в песочнице нельзя оценочно реагировать на них задавать только уточняющие вопросы, что бы лучше  понять ребенка. Если в песочнице  бушуют страсти, то как правило и  поведение ребенка в социуме  ярко выражено. В этот период ему  особенно необходимы поддержка значимых взрослых, и безусловно позитивное отношение к его личности. Как  правило, если накал страстей в песочнице  затихает, наступает мирное течение  событий, ребенок больше не хочет  играть в песочнице. Его поведение  так же меняется. Прекращать занятия  следует только тогда, когда картины  на песке становятся мирными и  спокойными. Даже после провоцирующих  конфликт предложений в сценарий игры.

Стадии работы в песочнице

 

Карл Юнг  считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого  существования. Роль фантазии в творческом процессе Юнг описывал следующим  образом:

 

Не только художник, но любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими  достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой  с серьезной работой. Но никакой  творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии (Jung, 1921/1970).

 

Юнг использовал  термин "активное воображение" для  обозначения такого творческого  процесса (Lyddiatt, 1971), когда субъект как бы объективно наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. В процессе работы в песочнице происходит процесс, в психоанализе именуемый сублимация один из механизмов психологической защиты, представляющий собой процесс, при котором любые антисоциальные импульсы как бы перераспределяются в социально приемлемые типы поведения, что позволяет достичь компромиссного их удовлетворения (Kramer, 1958). Хотя все механизмы психологической защиты помогают человеку свести до минимума чувство тревоги, сублимация является наиболее адаптивной, так как она приводит к социально одобряемым результатам. Согласно психоаналитической теории, художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда фантазии творца сублимируются в творческие зрительные образы. Творчество в песочнице помогает одновременно "направить в другое русло" и выразить чувства злости, боли, тревоги, страха. Исторически сложилось так, что искусство помогало нам выразить и разрешить конфликт между нашими инстинктивными желаниями и требованиями и ограничениями социальной среды.

Информация о работе Песочная терапия