Песочная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:21, реферат

Краткое описание

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.

Вложенные файлы: 1 файл

песочная терапия.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

 

Песочная  терапия – это работа, в основном, с эмоциональной сферой человека. А следовательно ее динамика отслеживается  исходя из структуры эмоциональной  сферы человека. Как известно, Л. С. Выготский (1982) проводит мысль о единстве интеллекта и аффекта в организации и самых простых, и самых сложных форм психической жизни. . С. Л. Рубинштейн (1957) считает, что единица психического всегда включает в себя интеллектуальный и аффективный компоненты. Достигнуто понимание того, что с помощью аффективного переживания потребности сохраняют контроль за человеческой деятельностью. Аффект обеспечивает активность, наличное мотивационное состояние; побуждает, контролирует и направляет поведение. Он связан с различными состояниями сознания и определяет его избирательность. Аффект организует восприятие и память, интеллектуальную деятельность, адекватное поведение в ситуации успеха и неуспеха. В своей монографии Никольская О.С. пишет: “…имели возможность взглянуть на аффективную сферу с необычной точки зрения, с которой, как нам кажется, совершенно по-особому предстают уже известные феномены, яснее понимаются ее функции, структура, системное строение, по-новому видится ее онтогенез, биологические основы и культурное развитие, здоровье и нарушения. Такую возможность мы получили благодаря работе с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.” Она выделила четыре основных уровня эмоциональной сферы человека.

 

Уровень полевой  реактивности

 

Восприятие  гармонии внешнего мира, усвоение его  ритмов является, с одной стороны, одним из основных источников поддержания, восстановления нашего психического тонуса. С другой стороны, первый уровень  и здесь ярко проявляет себя как  уровень психической защиты. Он охраняет человека от переживаний непереносимой  интенсивности. Механизм аффективного пресыщения позволяет "срезать" слишком  сильные положительные и отрицательные  переживания. Таким образом происходит стабилизация аффективных процессов  в режиме комфорта. Особое значение для саморегуляции имеет также то, что на этом уровне происходит освобождение от непереносимого, но реально неустранимого аффективного впечатления. Можно предположить, что переживание этого уровня является одним из основных составляющих механизма вытеснения, позволяющего человеку выжить и сохранить аффективную стабильность даже в казалось бы невыносимых условиях.

 

Рис. “Счастливый  город”

 

Поддержание аффективных процессов в режиме комфорта осуществляется в песочнице  благодаря построениям, несущим  переживания покоя, комфорта, гармонии, равновесия в окружающем. На этой стадии ребенок как правило строит умиротворенные картины на песке. Все жители страны дружат, все счастливы, ничто не угрожает данному укладу жизни. Наблюдается  статичность образов, нежелание  что-то менять, переставлять, недопустимость временных перемен.

 

Уровень стереотипов

Второй уровень  аффективной организации берет  на себя ответственность за разрешение класса более сложных задач, что  требует углубления и активизации  контакта со средой и приводит, соответственно, к освоению качественно нового типа взаимоотношений с миром. Прежде всего это проявляется в возникновении  активной избирательности в контактах  со средой. Переживание, организующее поведенческие стереотипы, характеризуется  совершенно определенным чувством удовольствия и неудовольствия. Яркость и конкретность ему придает чувственная окраска  приятного и неприятного.

 

На этой стадии ребенок как правило начинает активнее взаимодействовать с песком. Ему необходимо обыграть образы, динамику событий. На этой стадии ребенок четко  подразделяет персонажи и события  на плохие и хорошие. Поначалу еще  нет борьбы, но формируются защитные механизмы. На этой стадии работа в  песочнице может оживить в  памяти события прошлого в игровой  форме, что дает возможность конструктивного  взгляда на травмирующее событие  прошлого. На этой стадии в песочнице  начинает разворачивается борьба добра  со злом. В течение нескольких сеансов  ребенок обыгрывает одни и те же события, поведение отрицательных  и положительных героем все время  повторяется. Добро и зло примерно равны в своих силах. Если психолог пытается предложить дополнительные ресурсы  для победы добра, ребенок принимает  сторону зла и таким образом  удерживает равновесие.

 

 

 

Рис. “За лошадками  погоня, они сбежали из стада; на бегемотов охотятся, чтобы забрать  из в зоопарк” (работа ребенка 6 лет  с негативизмом в поведении)

 

 

 

Рис. “Война миров: Пришла цунами и мир раскололся на части” (9 лет)

 

Таким образом, на уровне аффективных стереотипов  идет процесс накопления энергезирующих положительных переживаний и связывания, капсулирования, и частичной нейтрализации травматических, отрицательных, впечатлений.

 

Уровень экспансии

 

Третий уровень  аффективной организации поведения  представляет следующую ступень  развития взаимодействия со средой. Этот дает шанс в развитии активности обеспечивается появлением качественно новых форм взаимодействия с миром.

 

При переходе на данную стадию ребенок как правило  говорит: “Что это я все злые сказки придумываю? Сегодня буду добрую сочинять.”

 

В связи с  этим ключевым впечатлением, запускающим  ориентировку этого уровня, является момент сдвига в соотношении сил  субъекта и среды: появление нового, неизвестного аспекта в стабильной картине окружающего, неожиданное  нарушение жизненного стереотипа. С  помощью аффективной ориентировки мы отвечаем на вопрос: продолжаем ли владеть  ситуацией и можем ли прогнозировать успех? Положительный ответ позволяет  выделить сбой как барьер и запускает  исследовательское поведение, дает возможность сосредоточиться на конструктивном устранении затруднения; отрицательный тормозит экспансию  субъекта и подключает к организации  поведения защитные механизмы других уровней. Поведение вплетается в  кольцо активной корректировки, направляется им и несет новую информацию. Впервые  на этом уровне организуется активный диалог субъекта с миром. Аффективный  механизм третьего уровня формирует  новый взгляд на мир. Воспринимая  свои отношения со средой как причинно-следственные, субъект получает возможность увидеть  и причинно-следственные связи вокруг себя.

 

На этой стадии в песочнице идет активная борьба добра со злом, и добро значительно  перевешивает. Специалисту можно  подключиться к игре ребенка, обсуждать  разные способы действия героев в  складывающихся ситуациях. Ребенок  и сам как правило ведет  активный диалог с психологом. Благоприятно также подключить в этот момент в  игру родителей или других значимых людей. Часто об этом просит сам ребенок. Добро, или персонажи с которыми он действует побеждают. Зло теряет свою первоначальную силу или меняет свою структуру (становится не злым).

 

 

 

Рис. “Динозаврик  не плохой, он просто хотел взять  золото” (работа агрессивного ребенка)

 

Контрастность представленного ранее мира снимается, напряженность постепенно идет на спад.

 

Уровень эмоционального контроля

 

Четвертый уровень  завершает систему базальной  аффективной организации. Осваивая новый тип аффективного восприятия мира, он даёт возможность осуществлять наиболее активные, сложно структурированные  формы адаптации. Адаптационный  смысл четвертого уровня определяется тем, что способность к сопереживанию  открывает нам путь к использованию  в индивидуальной адаптации аффективного опыта других людей. Четвертый уровень  создает образ надежного, стабильного  окружающего мира, защищенного от неожиданностей и превратностей. Такую  защиту дает эмоциональная уверенность  в силе других, в их знаниях, в  существовании эмоциональных правил поведения, гарантирующих адаптацию  без внезапных срывов. На этом уровне субъект получает ощущения безопасности, уюта окружающего мира. поведение  субъекта организуется на четвертом  уровне непосредственными эмоциональными реакциями других людей и заданными  ими эмоциональными правилами поведения. Следование им обеспечивает субъекту ощущение уверенности в себе, безопасности, надежности окружающего мира Переживание  эмоциональной связи с людьми, с их эмоциональными законами является мощным средством поддержания его  собственной активной позиции.

 

Часто на этой стадии ребенок в отрицательных  персонажах замечает положительные  черты, понимает, что он и другие герои ошибались, противоборствующие стороны договариваются между собой, находят компромиссы. Наступает  стабильный мир. Никакие провокации со стороны психолога на изменение  событий не поддерживаются.

 

В процессе психокоррекционной практики можно наблюдать, как при успешной работе ребенок в определенном порядке поднимается по этим ступеням и, наоборот, при ухудшении состояния прослеживается обратный процесс.

Формы работы в песочнице.

 

Юнгом рассматривались  несколько различных форм и вариантов  песочной терапии: диагностика, оказание первичной психологической помощи, краткосрочная психотерапия, долгосрочное психотерапевтическое воздействие. В  зависимости от того, кто пытался  практиковать песочную терапию, она  претерпевала множество изменений, и в своем современном виде представлена тремя стадиями коррекции  состояния ребенка хаос, борьба и  разрешение конфликта.

 

Сказкотерапевтический подход.

 

В контексте  сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и сказочных миров. Давно живущие в душе сказки, которые сложились на события жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Когда ребенок смотрит на фигурки расставленные в песочнице сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь содействует осмыслению жизненного опыта. Творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе сказочной страны, это проекция внутреннего мира. Обыгрывая на песке различные жизненные ситуации, ребенок находит решения и претворяет их в жизнь.

 

Сказочный зачин  данный психологом может помочь ребенку  развить сюжет и осуществить  цели коррекционной работы.

 

Самый важный момент наступает тогда, когда процесс  создания сказочной картины завершен и можно перейти к обсуждению. Ребенок рассказывает о событиях, которые происходят на картине при  помощи психолога анализирует ситуацию и ищет различные способы из нее. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится: подчинятся правилам игры, договариваться, принимать  взгляды другого человека и т. п.

 

Психодиагностика  в песочнице.

 

Анализируя  песочные картины и “Песочные  сказки”, можно диагностировать  следующие феномены:

Наличие внутренних конфликтов

Уровень и  направленность агрессии

Конфликты со значимыми близкими

Потенциальные ресурсные возможности 

Способы преодоления  трудностей

 

При групповой  форме работы.

Характер  взаимодействия в группе

Распределение ролей

Стиль поведения  каждого участника группы

 

Работа в  паре /старшая группа/.

 

Применяется в основном в работе с детьми до пяти лет включительно или не умеющих  наладить друг с другом и другими  детьми взаимодействия.

 

 

 

Групповая работа в третьем классе.

 

Цель: учить  бесконфликтному взаимодействию; учить  принимать чужое мнение; развивать  творческое мышление.

 

 

 

Анализируя  работу, необходимо обратить внимание на следующие детали:

Что это за вода (открытая, закрытая, болото, река), куда она течет.

Как заполнены  части песочницы (есть ли смещение вправо, влево и т.п.)

Каков способ расположения предметов (хаотический  или структурированный).

Какой песок  выбрал ребенок (сухой или сырой)

Как расположены  фигурки по отношению друг к другу

Количество  отдельных групп предметов

Преобладающий цвет

Желание или  нежелание изменять уже построенный  мир

Эмоции ребенка  в процессе работы

 

Узнать у  ребенка следующие подробности:

Кто главный  герой, его качества

Какие события  происходят в песочнице

Каковы взаимоотношения  между персонажами

Всем ли хорошо в этом мире, что можно сделать

Что хочется  изменить

Что может  случиться, если вдруг…

 

При интерпретации  работы важно отделить личное, заинтересованность специалиста в мнении ребенка  поможет сформировать доверительные  отношения.

Особенности работы с детьми в песочной терапии.

 

Позиция психолога

 

Самое важное в работе – это безусловное  позитивное отношение к клиенту. Ребенок должен чувствовать что  его воспринимают как самостоятельную  значимую личность, он волен действовать  и говорить не опасаясь осуждения.

 

Необходимо  постараться увидеть мир глазами  и переживать события также как  переживает их он. Психолог должен по возможности  воздерживаться от интерпретации (в  слух и от подсказки решений его  проблем). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло.

 

Во время  занятий необходимо занять позицию  как бы в тени. Т.е. находиться в  не поле зрения ребенка во время  во работы с песком и только в  том случаи, если ребенок все время  комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог. В течение занятия необходимо вести протокол, с целью отслеживания динамики песочных игр.

 

Планирование  занятий в зависимости от личных особенностей ребенка

 

В работе с  агрессивным ребенком при постановке задач необходимо провоцировать  на песке возникновение конфликтных  ситуаций, позволить разворачивать  баталии даже если возможна победа отрицательных героев.

 

Из опыта  работы с агрессивным ребенком. Егор 8 лет

 

Особенности личности на начало занятий: Ребенок  с защитной агрессивностью. До школы  поменял несколько детских садов, нигде не смог адаптироваться. При  стороннем взгляде сразу выделялся  из общей массы детей: презрительное  выражение лица, отказ от участия  в массовых играх. По рассказам педагогов: жестоко дерется и обзывается, друзей нет. При обследовании психологом показал следующие результаты: Рисунок  “Я в школе” – наличие только черного и красного цветов, весь рисунок заштрихован беспорядочными линиями. Тревожность (Теммл-Дорки-Амен) высокая. Социальный статус – отверженный.

 

Семейные  отношения Из беседы с матерью  выяснилось, что она воспитывалась  в матриархальной семье. Она старается  строить свою семью патриархальной, и муж занимает лидерские позиции. Однако ее родной брат вырос безвольным и уступчивым как ее отец. Мама Жени переживает, что сын вырастет похожим  на отца и брата.

Информация о работе Песочная терапия