Планирование комплексного методического обеспечения предмета (профессий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что УМО специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
· отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;
· содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий учащемуся достигать требуемого уровня усвоения;
· представлять учащемуся возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
· максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.[2]

Содержание

1.
Введение
3
2.
Методическая работа преподавателя.
5
3
Комплексное методическое обеспечение предмета (профессии)
9
4.
Планирование комплексного методического обеспечения предмета (профессий).
12
5.
Заключение
14

6.
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

мпо контр.docx

— 32.31 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова»

 

 

 

Факультет  __________________Вечерне-заочный___________________

Кафедра  __________________ Инженерной педагогики ______________

                                            наименование кафедры

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

по дисциплине _____«Методика профессионального обучения»_______    

наименование  дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы ______________________________________Н.Ю. Минаева

                                                                                                        и.о., фамилия

Руководитель  работы _________к.п.н., профессор_____ ____Н.А. Неудахина

                                                   должность, ученое звание                                                      и.о., фамилия

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ 2013

Содержание:

1.

Введение

3

2.

Методическая работа преподавателя.

5

3

Комплексное методическое обеспечение  предмета (профессии)

9

4.

Планирование комплексного методического обеспечения предмета (профессий).

12

5.

Заключение

14

 

6.

Список источников

15


 

 

Введение.

Характерными чертами реформирования и модернизации образования в  России являются стремление к повышению  качества образования, фундаментальности  и интеграции, усиление гуманистической  направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся  и технологизации процесса обучения. Целью информатизации является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели направлен  образовательный процесс в учебном  заведении.[ 2]

Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В нем постоянно происходят какие-то изменения: с развитием науки  появляется новая информация в преподаваемой  дисциплине, совершенствуется технология обучения, меняется контингент обучаемых. Все это требует от преподавателя  постоянного поиска наиболее важного  содержания, целесообразных форм, методов  и средств обучения.

Все это требует от преподавателя  постоянного поиска наиболее важного  содержания, целесообразных форм, методов  и средств обучения. Преподаватель  все больше становится организатором  учебного процесса и должен не сообщать, как прежде, учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью  учащихся, способствовать развитию их активности и самостоятельности в приобретении знаний.

Учебно-методическое обеспечение  образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным  образовательным программам, разрабатываться  для всех видов учебной деятельности учащихся и отличаться комплексностью.

Требования к содержанию отдельных  компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического  материала, но общим должен быть комплексный  подход. Это означает, что УМО  специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или  иной форме должен:

·     отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;

·     содержать дидактический  материал, адекватный организационной  форме обучения и позволяющий  учащемуся достигать требуемого уровня усвоения;

·     представлять учащемуся возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;

·     максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.[2]

 

Методическая работа преподавателя.

Методическая работа – одна из обязанностей преподавателей среднего профессионального учебного заведения, и она направлена на разработку и  совершенствование методики преподавания учебной дисциплины.

Методическая работа рассматривается  в педагогической литературе с. одной стороны как процесс работы преподавателей, направленный на повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства и тем самым способствующий более высокому уровню подготовки специалистов: знания учащихся более системные, обобщенные, прочные; умения и навыки более осознанные и прочные.

Методическая работа, с одной  стороны - это результат, причем материализованный  результат, известный на конкретный момент. Методическая работа преподавателя  в этом смысле - это конкретная работа (труд), излагающая подходы, способы и методы обучения и воспитания. Она может быть пособием, рекомендацией, статьей, докладом и др. (см. ниже)

Высшая ступень методической работы - это исследовательская работа (метод <гр. methodos - исследование) по конкретной отрасли методической науки и по конкретному четкому вопросу).

Методическая работа планируется  и проводится с учетом целей и  задач учебного заведения, задач  П(Ц)К и индивидуальных потребностей преподавателя.

Цели и задачи методической работы преподавателя

Преподаватель осуществляет методическую работу с целью:

  • систематического повышения общекультурного и интеллектуального уровня;
  • развития потенциальных возможностей;
  • развития творческих способностей;
    • углубление научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки;
    • формирование исследовательского подхода к проблемам воспитания и обучения;
    • непрерывного роста профессионального мастерства.

Методическая работа преподавателя  реализуется в различных письменных материалах:

- учебно-методические комплексы по дисциплинам – представляет собой определенную совокупность учебно-методических документов, с помощью которых можно воспроизвести педагогическую деятельность преподавателя.

- Методическая разработка  (методика изучения отдельной темы, раздела или учебной дисциплины в целом – раскрывают методику и организацию обучения учащихся)

- Методические рекомендации  (составляются обычно в помощь преподавателю)

- методические указания (разрабатываются чаще всего в помощь студентам по выполнению лабораторных, практических работ, курсовому и дипломному  проектированию, прохождению различных видов производственной практики)

- Дидактические материалы  - сборники задач, упражнений, текстов, деловых игр, производственных ситуаций и др. для учащихся и преподавателей

- учебные программы

- рецензии и др.

Возможные направления методических работ

НАУЧНОЕ

НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ

  • Работа по созданию: учебников, задачников, учебных пособий, описание лабораторных работ, программ, тематических планов, рецензий.
  • Составление конспектов лекций по разделу или целому курсу
  • Составление справочников по различным курсам предметов
  • Составление методических указаний по выполнению: курсовых или контрольных работ, курсовых или дипломных работ, лабораторных или графических работ
  • Создание необходимых для курса каталогов, номенклатур, сборников документаций
  • Создание паспортов для курсового и дипломного проектирования

МЕТОДИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

  • методика изложения какого-нибудь курса, раздела или темы
  • методика организации курсового или дипломного проектирования
  • методика организации выполнения лабораторной или практической работ
  • методика организации самостоятельной работы
  • методика опроса
  • методика применения какого-либо новаторского метода для конкретного предмета
  • методика проведения киноуроков по предмету
  • методика использования технических средств обучения при изучении предмета
  • методика организации воспитательной и профориентационной работы
  • методика проведения открытого урока
  • рекомендации к использованию различных Гостов и Стандартов
  • рекомендации по порядку выполнения различного вида работ для учащихся
  • примеры расчета различных видов конструкций, технологических карт, смет, бухгалтерского отчета и др.
  • примеры конструктивного решения, или построения, или монтажа , или др.
  • образцы выполнения различных графических и расчетно-графических работ

ДИДАКТИЧЕСКОЕ

  • изготовление плакатов, наглядных пособий, стендов и т.п.
  • выполнение тестов по различным темам
  • выполнение различных карточек или билетов для всевозможных видов опроса (текущий, рубежный, итоговый, экзамены, междисциплинарный экзамен)
  • изготовление различных графических карточек для опроса
  • создание материалов для комплексных контрольных работ
  • изготовление альбомов рабочих чертежей

В методической работе преподавателя  наиболее актуальными можно считать  следующие направления:

- применение современных педагогических  технологий, методов и приемов  обучения, ориентированных на повышение  познавательной активности учащихся;

- использование современных информационных  технологий;

- управление познавательной деятельностью  учащихся, развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы;

- творческое применение разнообразных  видов учебных занятий. 

 

В настоящее время комплексное  учебно-методическое обеспечение образовательного процесса – один из важнейших вопросов качества и результативности образовательного процесса. Создание КУМО  образовательного процесса –  это главная составляющая методической работы всего учебного учреждения. Именно здесь реализуется содержание образования, цели обучения, воспитание и развитие учащихся, формирует у последних знания, умения, навыки.  Деятельность педагога заключается в овладении информацией по реализации данного вопроса (обеспечение КУМО образовательного процесса).

Для решения поставленной задачи   в данной брошюре собран информационный материал по организации методической работы преподавателя. Он позволит каждому педагогу грамотно подходить к организации и планированию своей методической работы. [1]

 

Комплексное методическое обеспечение предмета (профессии)

Основу комплексного методического  обеспечения предметов и профессий  составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов  учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции  средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются  в следующим:

• повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;

• удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;

• источник информации, освобождающий  преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время  его творческого уровня;

• средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны  преподавателя, мастера.

Подбор и применение средств  обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик  и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности  подхода к методическому обеспечению  учебно-воспитательного процесса средствами обучения.

Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения  предмета (профессии) является учебная  программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных  рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность  в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной  программы должно быть обеспечено необходимым  минимумом средств обучения. [2]

Разные средства обучения имеют  различное назначение и возможности  и выполняют различные дидактические  функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного  процесса предполагает выбор соответствующих  средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных  ситуаций.

Комплексный подход к методическому  оснащению учебно-воспитательного  процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-познавательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.

Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность  в методическом отношении учебно-воспитательного  процесса предполагает реализацию через  средства обучения всех функций процесса обучения.

И наконец, оснащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяют бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Система (комплекс) учебно-методической документации и средств по предмету (профессии) включает:

• учебную документацию: учебный  план, учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, планы  уроков, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.

• средства для учащихся: учебные  пособия (при отсутствии- конспекты  лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий  для упражнений и самостоятельных  работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы  инструкционно-технологической документации и т.д.

• дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные  пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное  обеспечение для учебных средств  ЭВТ, дидактические материалы и  т.д.

Информация о работе Планирование комплексного методического обеспечения предмета (профессий)