СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие физического воспитания
и развития
1.2. Характеристика и сущность
развития ловкости и быстроты
2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5-6
ЛЕТ
3 ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
3.1 Характеристика подвижных игр
3.2 Виды подвижных игр 19
3.3 Подбор подвижных игр к возрасту
5-6 лет
3.4 Методика проведения подвижных
игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Нормально развивающийся ребенок
с рождения стремится к движениям.
Огромную потребность в движении
дети обычно стремятся удовлетворить
в играх. Играть для них –
это, прежде всего, двигаться,
действовать.
Анализ показателей здоровья, физического
и двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста
в последние годы свидетельствует
о тревожных тенденциях. По данным
Е.Н.Вавиловой, НА.Ноткиной, М.А.Правдова,
Ю.К.Чернышенко, В.И.Усакова от 30% до 40% детей
старшего дошкольного возраста имеют
низкий уровень двигательного развития.
Причины этого кроются в современном
образе жизни. Психологи, педагоги, медики
отмечают общую тенденцию для детских
учреждений - снижение двигательной активности
детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова,
А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника
потеря в движениях - это потеря в здоровье,
развитии, знаниях. Не случайно в программе
воспитания и обучения детей в дошкольных
учреждениях вопрос здоровья стоит на
первом месте. Если учесть, что двигательная
активность является еще и условием, стимулирующим
фактором развития интеллектуальной,
эмоциональной и других сфер, то становится
очевидным актуальность данного вопроса.
В решении этой проблемы первостепенное
значение приобретает выявление
источников пополнения и обогащения
средств двигательного развития ребенка.
По утверждению отечественных педагогов
Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта,
Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные
игры являются эффективным средством
физического воспитания.
Подвижные игры, построенные на
движениях, требующих большой
затраты энергии (бег, прыжки
и др.), усиливают обмен веществ
в организме. Они оказывают
укрепляющее действие на нервную
систему ребёнка, способствуют
созданию бодрого настроения
у детей. Активные движения
повышают устойчивость ребенка
к заболеваниям, вызывая мобилизацию
защитных сил организмов, способствует
улучшению питания тканей, формированию
скелета, правильной осанки и
повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у
детей совершенствуются движения,
развиваются такие качества,
как инициатива и самостоятельность,
уверенность и настойчивость.
Они приучаются согласовывать
свои действия и даже соблюдать
определенные правила.
За последние годы в отечественной
литературе появилось немало
научных трудов, посвященных
решению различных проблем
воспитания дошкольников. Это
объясняется тем, что целый
ряд неблагоприятных социально-экономических
изменений, которые произошли
в нашей стране в конце
двадцатого века, прежде всего,
затронули подрастающее поколение
и особенно детей дошкольного
возраста.
Существенной особенностью раннего
детства является взаимосвязь
и взаимозависимость состояния
здоровья, физического и нервно-психического
развития детей. Крепкий, физически
полноценный ребенок не только
меньше подвергается заболеваниям,
но и лучше развивается психически.
В связи с вышеизложенным очевидна
актуальность темы курсовой работы, заключающаяся
в исследовании значения подвижных игр
в развитии физических качеств дошкольников
как основы их физической подготовленности.
Объект исследования – физическое
развитие быстроты и ловкости
старшего дошкольного возраста.
Предметом являются подвижные
игры с бегом.
Цель написания работы – рассмотреть
значение игр в формировании
быстроты и ловкости в 5-6 лет.
Задачи:
- раскрыть понятие физического
воспитания и физического развития;
- раскрыть особенности физического
развития ребенка 5-6 лет;
- определить значение подвижных
игр с бегом.
Методы исследования: анализ и
обобщение научно-методической
литературы, педагогическое наблюдение,
педагогический эксперимент.
Теоретической и методологической
основой явились исследования
отечественных психологов и педагогов
по проблемам детской игры.
Работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие физического
воспитания и развития
В самом общем смысле физическим
развитием человека называют
процесс изменения естественных
свойств его организма в течение
индивидуальной жизни. Внешними количественными
показателями физического развития являются,
например, изменения размеров и массы
тела, качественно же физическое развитие
характеризуется, прежде всего, существенным
изменением функциональных возможностей
организма по периодам и этапам его возрастного
развития, выраженным в изменении отдельных
физических качеств и общего уровня физической
работоспособности.
Известно, что на протяжении жизни
человека последовательно сменяются
различные периоды развития: пренатальный
(внутриутробный), ранний постнатальный
(первые годы жизни), детский, подростковый,
юношеский, периоды зрелости и старения.
Наиболее значительные прогрессивные
изменения форм и функциональных возможностей
организма происходят в первые периоды
(в частности, рост после рождения до периода
возрастного созревания увеличивается
в 3 - 4 раза, вес - в 20 - 30 раз, жизненная емкость
легких - в 5 - 10 раз, ударный объем сердца
- в 20 - 30 раз и более, показатели силовых
способностей - в 50 раз и более); затем наступают
периоды относительной стабилизации форм
и функций, сменяемые по мере старения
потерей определенных свойств организма.
Этот жизненный цикл физического развития
воспроизводится от поколения к поколению,
повторяясь в определенных чертах и вместе
с тем приобретая новые черты в зависимости
от всей совокупности естественных и общественных
условий существования людей. Новые поколения
существенно отличаются от предыдущих
не только своими функциональными возможностями,
но и морфологически.
Для понимания роли физического
воспитания в физическом развитии
человека чрезвычайно существенно,
что физическое развитие - не только
естественный, но и социально
обусловленный процесс. Это естественный
процесс, поскольку он развертывается
на природной основе, передаваемой
по наследству, и подчиняется
естественным законам. К ним
относятся закон взаимодействия
наследственных тенденций развития
и тенденций, определяемых условиями
жизни; постепенность и возрастная
сменяемость периодов развития (периоды
поступательного развития сменяются
периодами относительной стабилизации
форм и функций, затем наступают
периоды инволюционных изменений)
и др.
Однако
действие этих естественных законов
проявляется в зависимости от
социальных условий жизни и деятельности
человека (условий распределения
и использования, материальных благ,
воспитания, труда, быта и т. д.), в
силу чего его физическое развитие
обусловлено социально, причем в
решающей мере.
В зависимости
от всей совокупности факторов и условий,
влияющих на физическое развитие, оно
может приобретать различный
характер - быть всесторонним и гармоничным
либо ограниченным и дисгармоничным.
Зная и умело используя объективные закономерности
физического развития человека, можно,
в принципе, так воздействовать на него,
чтобы придать ему направление, оптимальное
для индивида и общества, обеспечить гармоническое
совершенствование форм и функций организма,
повысить работоспособность, необходимую
для созидательного труда и других общественно
полезных форм деятельности, и даже «отодвинуть»
сроки естественного старения, увеличив
тем самым творческое долголетие человека.
Эти возможности целесообразного
управления физическим развитием
реализуются при известных
условиях в процессе физического
воспитания. Научное понимание
роли физического воспитания
в физическом развитии человека
исходит именно из того, что
процессе физического развития
в принципе управляем; в целесообразно
направляющем воздействии на
этот процесс, прежде всего
и состоит специфическая социальная
функция (назначение) физического
воспитания.
Это, понятно, не означает, что
физическое воспитание целиком
предопределяет физическое развитие.
Последнее, как уже было
сказано, зависит от многих
факторов и условий, естественных
и социальных, самые фундаментальные
среди которых - условия материальной
жизни общества. Тем не менее,
физическому воспитанию принадлежит
особая роль как специальному
фактору рационального регулирования
физического развития человека
в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к нему обществом.
Именно от физического воспитания (если
есть все другие необходимые условия,
непосредственно зависят тенденции, сознательно
привносимые в физическое развитие, его
направленность, степень, а также и то,
какие двигательные способности, умения
и навыки формируются и совершенствуются
у человека в течение жизни.
Физическое воспитание в условиях
общества содействует всестороннему
развитию личности. Оптимизация
физического развития при этом
идет по пути достижения все
более высоких показателей
физического совершенства. Понятие
«физическое совершенство» обобщает
представления об оптимальной
мере гармонического физического
развития и всесторонней физической
подготовленности человека. Причем
подразумевается, что эта мера
оптимально соответствует требованиям
трудовой и других сфер его
жизнедеятельности, выражает достаточно
высокую степень развития индивидуальной
физической одаренности и отвечает
закономерностям долголетнего сохранения
крепкого здоровья.
1.2. Характеристика
и сущность развития ловкости
и быстроты
Под физическими качествами понимают
социально обусловленные совокупности
биологических и психических
свойств человека, выражающие его
физическую готовность осуществлять
активную двигательную деятельность.
К числу основных физических
качеств относят силу, выносливость,
ловкость, гибкость и т. д.
От других качеств личности
физические качества отличаются
тем, что могут проявляться
только при решении двигательных
задач через двигательные действия.
Двигательные действия, используемые
для решения двигательной
задачи, каждым индивидом могут
выполняться различно. У одних
отмечается более высокий
темп выполнения, у других - более
высокая точность воспроизведения
параметров движения и т. п.
Под физическими способностями
понимают относительно устойчивые,
врожденные и приобретенные функциональные
возможности органов и структур
организма, взаимодействие которых
обусловливает эффективность выполнения
двигательных действий. Врожденные
возможности определяются соответствующими
задатками, приобретенные - социально-экологической
средой жизнеобитания человека. При
этом одна физическая способность может
развиваться на основе разных задатков
и, наоборот, на основе одних и тех же задатков
могут возникать разные способности. Реализация
физических способностей в двигательных
действиях выражает характер и уровень
развития функциональных возможностей
отдельных органов и структур организма.
Поэтому отдельно взятая физическая способность
не может выразить в полном объеме соответствующее
физическое качество. Только относительно
постоянно проявляющаяся совокупность
физических способностей определяет то
или иное физическое качество. Например,
нельзя судить о выносливости как о физическом
качестве человека, если он способен длительно
поддерживать скорость бега только на
дистанции 800 м. Говорить о выносливости
можно, лишь тогда, когда совокупность
физических способностей обеспечивает
длительное поддержание работы при всем
многообразии двигательных режимов ее
выполнения. Развитие физических способностей
происходит под действием двух основных
факторов: наследственной программы индивидуального
развития организма и социально-экологической
его адаптации (приспособление к внешним
воздействиям). В силу этого под процессом
развития физических способностей понимают
единство наследственного и педагогически
направляемого изменения функциональных
возможностей органов и структур организма[3,
С. 131].
Изложенные представления о сути
физических качеств и физических
способностей позволяют заключить:
а) в основе воспитания физических
качеств лежит развитие физических
способностей. Чем более развиты
способности, выражающие данное
физическое качество, тем более
устойчиво оно проявляется в
решении двигательных задач;