Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы – рассмотреть значение игр в формировании быстроты и ловкости в 5-6 лет.
Задачи:
- раскрыть понятие физического воспитания и физического развития
- раскрыть особенности физического развития ребенка 5-6 лет;
- определить значение подвижных игр с бегом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие физического воспитания и развития
1.2. Характеристика и сущность развития ловкости и быстроты
2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5-6 ЛЕТ
3 ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
3.1 Характеристика подвижных игр
3.2 Виды подвижных игр 19
3.3 Подбор подвижных игр к возрасту 5-6 лет
3.4 Методика проведения подвижных игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА подвижные игры с бегом как.....docx№2.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

     Игра  — относительно самостоятельная   деятельность детей и взрослых. Она  удовлетворяет потребность  людей  в отдыхе, развлечении,  познании, в  развитии духовных  и физических сил. Подвижная  игра относится к тем проявлениям   игровой деятельности, в которых   ярко выражена роль движений. Для подвижной  игры характерны  активные творческие двигательные  действия, мотивированные ее сюжетом.  Эти действия частично ограничиваются  правилами (общепринятыми, установленными  руководителем или играющими), направленными   на преодоление различных трудностей  на пути к достижению поставленной  цели.   Подвижные игры как  средство физического воспитания  имеют ряд особенностей. Наиболее  характерные из них  состоят  из активности  и  самостоятельность   играющих, коллективности действий  и  непрерывности изменения  условий деятельности.                             

  Деятельность  играющих подчиненная  правилам игры, которые регламентируют  их, поведение  и отношения.  Правила облегчают  выбор тактики   действия и руководство  игрой.  Взаимоотношения между играющими   определяются прежде всего содержанием игры.  Содержание  подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.   Содержание  исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению. Сюжет игры определяет цель  действий играющих, характер развития  игрового конфликта. Он заимствуется  из окружающей действительности  и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные,  бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства  при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

  Правила — обязательные требования  для участников игры. Они обусловливают  расположение и перемещение игроков,  уточняют характер поведения,  права и обязанности  играющих, определяют способы ведения   игры, приемы и условия учета  ее результатов. При этом не  исключаются  проявление творческой  активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные  действия в подвижных играх очень  разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться  короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность  и в цель; преодоление препятствий  прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные  движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются  в самых различных комбинациях  и сочетаниях.

     3.2 Виды  подвижных  игр

  Разность  в отношениях разрешает  выделить две основных группы  – некомандные  и командные  игры, которые дополняются  небольшой  группой  переходных игр.                                          

  Некомандные игры можно поделить  на игры с ведущими и без   ведущих. Так же командные игры  роз отводятся на два основных  вида :  игры с одновременным участием всех  играющих; игры  с поочередным участием (эстафеты).

  Командные игры различаются и  по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детальная классификация игр основывается  на их делении по подвижным действиям.

Различают игры: имитационные (с подражательными  действиями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и  вторыми предметами; с сопротивлением; с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналами).

     3.3 Подбор подвижных  игр к  возрасту 5-6 лет 

  Выбор той или другой игры  определяется конкретными задачами  и условиями  проведения. Для  каждой группы характерные   свои особенности в выборе  и методике проведения игры.  Подбор и планирование подвижных  игр осуществляется в соответствии  с «Программой воспитания в  детском саду». 

  Согласно  «Программе  воспитания  в детском саду» у   детей  5-6 лет следует закреплять умение  легко ходить и бегать, энергично  отталкиваться от опоры, соблюдая  заданный темп. Продолжаем учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий, продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, учить сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске, учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, сочетая разбег с отталкиванием, приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, по кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Учить выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво.

  При этом необходим многосторонний  учет условий работы в данной  возрастной группе детей: общий  уровень физического  и умственного  развития детей, уровень  развития  их двигательных умений; состояние   здоровья каждого ребенка, индивидуальные  типологические особенности; время  года, особенности режима дня,  место проведения игры, а также  пожелания детей.

     Ребенок старшей  дошкольной  группы уже должен уметь   владеть основными движениями, хотя  еще недостаточно совершенно, поэтому   игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме  того, все эти движения лучше  всего  развиваются в играх.  Мускулатура  относительно слаба,  прочность опорного аппарата  также еще невелика. Поэтому   большое значение приобретают  подвижные  игры с разнообразными  движениями, без длительных мышечных напряжений.

  Качества  быстроты и ловкости  не проявляются  изолированно, а являются составными компонентами, характеризующими ту или  иную  двигательную деятельность и  проявляющиеся в ней в большей  или меньшей степени.

  Каждое  мышечное сокращение всегда  протекает  хотя бы с минимальным  напряжением  и имеет определенные быстроту и продолжительность. Для проявления ловкости нужна в разной степени и сила, и быстрота, и ловкость, и гибкость. Проявление основных качественных особенностей двигательной деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено. Глубокая основа взаимосвязи лежит в том, что каждое из разбираемых качеств, хотя и имеющих свои специфические особенности, является функцией все того же нервно-мышечного аппарата. Протекание физиологических и биохимических процессов при мышечной деятельности представляет собой единый процесс. Воспитанию  этих физических качеств в большой степени способствуют подвижные игры и, что немаловажно, все эти физические качества развиваются в комплексе.

  Большинство подвижных игр требует  от участников быстроты. Это игры, построенные  на необходимости  мгновенных ответов  на звуковые, зрительные, тактильные сигналы,  игры с внезапными остановками,  задержками и возобновлением  движений, с преодолением небольших  расстояний в кратчайшее время.  Постоянно изменяющаяся обстановка  в игре, быстрый  переход участников  от одних движений к другим  способствуют развитию ловкости. Каждая игра должна давать  наибольший двигательный и эмоциональный   эффект. Поэтому не следует подбирать   игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые  действия. Двигательное содержание  игр должно согласовываться с  условиями  проведения. Игры с  бегом на скорость, с метанием  в подвижную цель или  вдаль  не имеют эффекта в помещении.  Важно также учитывать время   года и состояние погоды. Для  зимней прогулки, например, логичны  игры более  динамичные. Но  иногда скользкая площадка мешает  бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.  На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры. Распределять подвижные  игры рекомендуется следующим образом:  в подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и  дополнительными гимнастическими  движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);   в основной части, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.  В старшем дошкольном возрасте нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями.

     При разделении игроков  на  соревнующиеся группы руководитель  должен учитывать соответствие  характера  игровых действий  физической подготовленности детей,  а результаты действий каждого   игрока за свою команду выявлять  немедленно. Преимущественное место  занимают игры с короткими  перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений,  игры с бегом типа «догоняй  –  убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях.

     3.4 Методика проведения  подвижных  игр

     Создание  интереса к игре. На  протяжении всей игры необходимо  поддерживать интерес детей к  ней разными средствами во  всех возрастных группах. Но  особенно важно создать его  в начале игры, чтобы придать  целенаправленность игровым действиям.  Приемы создания интереса тесно  примыкают к приемам сбора  детей. Иногда это одно и  то же. Например, интригующий вопрос  к малышам: «Хотите быть летчиками?  Бегите на аэродром!» Огромный  эффект имеет обыгрывание атрибутов.  Например, воспитательница надевает  маску-шапочку: «Смотрите дети, какой  большой косолапый мишка пришел  к вам играть...», или: «Сейчас  я кому-нибудь надену шапочку,  и у нас будет зайчик... Ловите  его!» Или: «Угадайте, кто прячется  за моей спиной?» - говорит воспитательница,  манипулируя звучащей игрушкой.

  В старших группах  приемы  создания интереса используются, главным образом, когда игра  разучивается. Это чаще всего,  стихи, песенки, загадки (в том  числе и двигательные) на тему  игры, рассматривание следов на  снегу или значков на траве,  по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

     Объяснение  правил. Объяснение игры  должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все  средства выразительности - интонация  голоса, мимики, жесты, а в сюжетных  играх и имитация, должны найти  целесообразное применение в  объяснениях для того, чтобы выделить  главное, создать атмосферу радости  и придать целенаправленность  игровым действиям. Таким образом,  объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой  ситуации

   Предварительное объяснение правил  игры происходит с  учетом  возрастных психологических   возможностей детей. Это учит  их планировать  свои действия. Принципиально важной является  последовательность объяснений: назвать  игру и ее замысел, кратко  изложить ее содержание, подчеркнуть   правила, напомнить движения (если  нужно), распределить роли, раздать  атрибуты, разместить играющих на  площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то  вместо объяснения нужно вспомнить  вместе с детьми правила. Если  игра сложная, то не рекомендуется  сразу же давать подробное  объяснение, а лучше сначала объяснить  главное, а затем по ходу  игры все детали.

     Распределение ролей. Роли определяют  поведение детей в игре. Дети 5-6 лет очень активны, и все  в основном хотят быть водящими, поэтому воспитатель должен сам  назначать их в соответствии  со способностями. Выбор на  главную роль дети должны воспринимать  как поощрение. Водящим можно  также назначить игрока, победившего  в предыдущей игре, поощряя его  за то, что он остался не  пойманным, выполнил задание лучше  других, принял самую красивую  позу в игре и т.п.

  Существует  несколько способов  выбора водящего: назначает воспитатель,  обязательно  аргументируя свой  выбор; с помощью  считалки (предупреждают конфликты); при помощи  «волшебной палочки»; с  помощью  жеребьевки; водящий может  выбрать  себе замену. Все названные   приемы используются, как правило,  в  начале игры. Для назначения  нового водящего основным критерием  является качество выполнения  движений и правил. Выбор водящего  должен способствовать развитию  у детей способности правильно  оценивать свои силы и силы  товарищей. Рекомендуется чаще  сменять водящего, чтобы как можно  больше детей побывало в этой  роли.

  Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Информация о работе Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости