Полоролевое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации" [5, с. 665].
Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….2 стр.
Глава 1. Организация полоролевого воспитания детей в ДОУ и семье……………………………………………………………....5 стр.
1.1 Основные категории и значение полоролевого воспитания……………………………………………………….....5 стр.
1.2. Специфика организации полоролевого воспитания в ДОУ….6 стр.
1.2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр.
1.2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7стр.
1.2.3. Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11 стр.
1.3. Особенности полоролевого воспитания дошкольников в семье………………………………………………………………………14 стр.
Заключение………………………………………………………………….22стр.
Библиография………………………………………………………….……24стр.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по педагогике.docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

■ полоролевые ценности представлены в содержании воспитательного процесса нормами, правилами, культурными эталонами мужского и женского поведения, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия мальчика (девочки) и мужчины (женщины) в сообществе. Приобретение в детском опыте полоролевых способов коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, охранительности, благородства, почитания, терпимости, сопричастности, рождающих нравственно-этическую гармонию в социальном взаимодействии - мальчик-девочка, мальчик-мальчик, девочка-девочка;

■ эстетические ценности обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств человека своего и противоположного пола посредством произведений искусства. В процессе общения в искусстве и с искусством у ребенка формируются эстетические представления, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.

Познавательный компонент содержания обеспечивает дошкольников научными знаниями о человеке (мужчине и женщине), семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях полоролевого воспитания.

Поведенческий компонент способствует формированию разнообразного полоролевого репертуара, развитию у дошкольников способов мужского (женского) поведения, деятельности, становлению чистосердечных и взаимодоверительных взаимоотношений между полами, формированию умений и навыков, необходимых для самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия: забота о женском (мужском) здоровье, общение с родителями и друзьями своего и противоположного пола, преодоление конфликтных ситуаций с учетом интересов людей своего и противоположного пола, овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой и игровой деятельности, экскурсии и путешествия, художественное и техническое творчество и др.

Личностный компонент обеспечивает познание образа «Я» мальчика (девочки), развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самооценки, самосовершенствования мужской (женской) индивидуальности, нравственного самоопределения, формирует личностную позицию мальчика (девочки), способствует нравственно оправданному выбору линии поведения, поступков и принятию ответственности за свой выбор.[15, с.6]

Вывод:Содержание полоролевого воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции.

Принципы воспитательного процесса представляют собой интеграцию культуры и истории как носителей культурно-познавательных, гуманистических, полоролевых, эстетических ценностей, определяющих особенности воспитательного процесса. Данные ценности являются ядром воспитательной системы, как в содержании воспитательного процесса, так и в личностных новообразованиях ребенка. Они представлены в содержании специально-организованных видов деятельности, обеспечивающих ребенку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения представлена интеграцией средств, методов и форм организации деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста:

1. Средствами полоролевого  воспитания выступают народные  игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные  песни и т.д., способствующие овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения.

2. Методами полоролевого  воспитания дошкольников выступают следующие:

■ познавательно-развивающие (этические беседы, специально-организованные проблемные ситуации, прогнозирование ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.);

■ диалогово-рефлексивные (игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги: взрослые — дети, мальчик — девочка, девочка — девочка и др., диалог с самим собой и т.д.);

■ театрально-игровые (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики и др.);

■ сюжетно-образные (символические игры, моделирование жизненно значимых ситуаций, схемы, эксперименты и др.);

■ состязательные (игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги и т.д.).

3. Формами организации  деятельности являются:

■ игровая;

■ интеллектуально-познавательная;

■ рефлексивная;

■ экспериментальная;

■ проблемно-поисковая и др.

Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, выстроенную в определенной логике:

• систематическое и целенаправленное образование детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и самоощущения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада;

• овладение полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения в специально организованных, совместных и индивидуальных видах деятельности, где происходит осознание достоинств «Я» мальчика (девочки), проявление эмоционально-смысловых оценок, потребностей, способностей и мотивов;

• открытие наследия предков в социуме, культуре и традициях как способов проявления мужественности и женственности;

• организации межполовых разновозрастных сообществ как среды становления полоролевойидентификациии развития способности конструировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола. [15, с. 13]

Вывод: Для получения положительного результата  полоролевого воспитания  в  ДОУ, воспитательно-образовательный процесс должен строиться  по определенной системе  и  по четко разработанной технологии (интеграция средств, методов и форм организации деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста).

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности полоролевого воспитания дошкольников в семье. 
Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. 
Доминирующим фактором социализации в дошкольном возрасте является семья.

Семья -  первая среда полоролевой социализации. Оценка этого бесспорного факта сопряжена с целым рядом вопросов, в частности о роли отца и матери в воспитании мальчика и девочки, о полоролевом развитии при воспитании ребенка в семье. [4, 101] 
Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребёнку воспитатель. Решающее значение в полоролевом развитии детей обычно связывается с матерью. Но, мы всё же склонны думать именно о семье, а не просто о каждом из родителей как воспитателе. Во многих эмпирических исследованиях описаны механизмы и детерминанты, обуславливающие принятие стереотипов полоролевого поведения. Прежде всего, это касается внутрисемейного взаимодействия с родителями другими референтами взрослыми, служащими моделью образа мужчины и женщины. Ребёнок, идентифицируясь с одним из них, овладевает навыком усвоения социальной роли представителя определённого пола, включая самопознание программу выбранного типа поведения. 
Несомненно, что ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Ответственность родителей за полоролевое воспитание детей очень велика, потому что только они могут научить своих детей  взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей – главный воспитывающий фактор воздействия на ребенка. “Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок”. (В.И. Кочетков).

Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).

Ребенок может задавать родителям вопросы о телесном различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей

Традиционная система взаимоотношений полов и связанная  с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживают кризис. С одной стороны - жалобы на дискриминацию женщин. С другой  - тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" начала в семье и обществе. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Согласно традиционному стереотипу - стандарту мужественности мужчина должен быть активным, сильным, уверенным, властным, эмоционально сдержанным, предприимчивым. От женщины ожидают мягкости, слабости, пассивности, зависимости, эмоциональности, подчиненности. Однако, эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, все более широкое участие женщины в общественном труде привели к угнетению женственных качеств и усилению у женщин мужественных, сильных сторон – деловитости, целеустремленности, воли. Рядом с такими мужественными женщинами изменились и мужчины, частично утратившие свои традиционные черты, но приобретшие способность в определенной мере делить с женщиной ее домашние заботы.

Это смешение половых ролей отражает реалии современного общества. Если раньше распределение ролей и набор желательных качеств мужчин и женщин были полярными, то в настоящее время все большую роль играют взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимодействие. Такое положение привело к гибкому распределению ролей и появлению более разнообразного набора качеств, что отнюдь не означает полного стирания граней между полами.

Материнство – вот единственная область, где женщина незаменима, и это главное ее предназначение в жизни. Основные добродетели женщины – нежность, заботливость, ласковость, трудолюбие. А современный мужчина? Мужской была и останется роль воина – защитника Родины, защитника жизни женщин и детей. В семейной жизни никогда не обесценится авторитет мужчины, основанный на уме, эрудиции, способности  хладнокровно взвесить обстоятельства и принять решение в трудной ситуации. В воспитании детей он определяет “генеральную линию”, так как меньше, чем мать поддается колебаниям чувств и смене настроений, более беспристрастен и требователен. Если женщина эмоциональный  лидер в семье, то мужчина – волевой. Он уверен в себе, и это обеспечивается ответственностью во всех делах, самостоятельностью в жизни, умением взять на себя трудности. Он закален, у него умелые руки, способные справиться с любым делом.

Считается, что отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка, и, следовательно, играют большую роль в формировании половой идентичности. Матери относятся к своим сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя и в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по-видимому, одинаково важны для формирования половой идентичности у ребенка того же пола.

Особое значение имеет ошибочная родительская тактика в отношении половых качеств своих детей. Оптимальным является, если отец, начиная с дошкольного возраста, демонстрирует к дочери уважение как к маленькой женщине.

Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке ее женственные черты, а в мальчике – мужественность.

Нельзя начинать с вопроса: “Как нужно воспитывать мальчиков и девочек?”. Сначала нужно ответить на вопрос: “Какую роль мужчины и женщины хотят играть в нашем обществе?”. Когда мужчины и женщины найдут для себя ответ на вопрос, какую роль они хотят играть в обществе, тогда легче ответить на вопрос, как воспитывать девочек и мальчиков.

Никто еще не исследовал, не изучил, насколько велика роль отца в воспитании ребенка. Все педагогические сочинения, все научные труды ориентированы на мать, адресованы матери и никогда – отцу, начиная с “материнской школы” Яна Амоса Коменского и кончая любой современной книгой по воспитанию, где есть главы, специально написанные для матери, для бабушки, даже для свекрови. Но на мой взгляд отец должен участвовать в воспитании мальчика с первых минут его появления на свет. Нельзя ограждать его ни от пеленок, ни от недосыпа, ни от каких иных нагрузок. Все вместе, все хотя бы пополам! Ведь его влияние огромно, утрата влияния невосполнима.

“Отец, отказываясь от ухода за малышом, лишает и его, и себя многих прекрасных минут. Эмоциональные отношения между ребенком и отцом – результата частого взаимного общения, оно складывается в мелких делах, которые кажутся незначительными. А из этих повседневных, незаметных мелочей вырастает нечто очень важное – отношения между отцом и сыном, отцом и дочкой; отношения более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью”. [13, с. 20]

Отец умеет критиковать, не затрагивая отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается отношений, любви. Отцовская критика – просто критика, материнская – отказ в любви (так кажется ребенку). Если отец отвернется – проживу, если мать – пропал.

Да, полоролевое воспитание необходимо, пусть отец покупает сыну игрушечные машины, пистолеты, приглашает помогать во дворе, гараже, а дочери покупает куклы и делает ей комплименты по поводу нового платья или приготовленного блюда. Правильно ориентировать девочку – это значит одевать и воспитывать ее в соответствии  с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду прививать женские навыки, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, а также развивать такие качества, как мягкость, справедливость (к ней особенно чувствительны девочки), восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому: помочь накрыть стол к приходу гостей, помыть посуду, испечь пироги. С удовольствием девочки приобщаются к шитью, вышиванию, учатся вязать. Не остается без внимания внешний вид детей, аккуратность прически, ведь, если люди опрятно одеты, с ними приятно общаться.

Информация о работе Полоролевое воспитание дошкольников