Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 19:00, контрольная работа
Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации" [5, с. 665].
Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения.
Введение …………………………………………………………………….2 стр.
Глава 1. Организация полоролевого воспитания детей в ДОУ и семье……………………………………………………………....5 стр.
1.1 Основные категории и значение полоролевого воспитания……………………………………………………….....5 стр.
1.2. Специфика организации полоролевого воспитания в ДОУ….6 стр.
1.2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр.
1.2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7стр.
1.2.3. Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11 стр.
1.3. Особенности полоролевого воспитания дошкольников в семье………………………………………………………………………14 стр.
Заключение………………………………………………………………….22стр.
Библиография………………………………………………………….……24стр.
Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны.
В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность ребенку (тактично направляя) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, заласкивание. В таких случаях мальчик, как правило, вырастает безвольным, пассивным, зависимым.
Так, следует приучать мальчиков уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку, тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: “Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!” воспримутся сыном как настоящая награда.
Необходимо уделять особое внимание и физической подготовке мальчиков. А в этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.
Достаточно часто встречаются и особые случаи, когда родители, мечтавшие о рождении сына и получившие желаемое, в данном случае отец, посчитали мальчика развивающимся недостаточно маскулинным. отец начал усиленно тренировать сына, заставляя лазать его по деревьям, драться и выполнять то, что отец считал подходящим для своего мальчугана, таким образом постоянно подчеркивая его недостаток. А правильно ли поступал отец? Ведь такие сверхмаскулинные требования и трудности общения с отцом могут оказаться мальчику не по силам и привести к невротическому срыву.
Родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего, видят их имеющими все то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, однако оно часто приводит к нереальным, завышенным требованиям по отношению к детям и самим родителям, как воспитателям.
Очень важным для детей является воспитание чувства ответственности и самостоятельности. Если заласканного мальчика не увлечь каким-то мужским делом (видом спорта), он не сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком в мужском коллективе.
Сыновьям властных матерей – семейных лидеров – грозит такая же беда! В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В дальнейшем это также скажется на формировании мужских черт характера, линии поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребенка трех-четырех лет, то есть блокирую проявление формирующегося “Я”, в дальнейшем оказываются женственно мягкими, зависимыми. В личном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской половой роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, став взрослыми, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитываясь без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но за норму мужского поведения считать грубость, агрессивность, жестокость. Словом то, с чем нередко встречаются на улице и, как ни печально, в кино. У таких детей труднее развить способность к сочувствию, сопереживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением.
Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребенка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть!
Конечно, проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата – ребенка. Дело в том, что он не умеет читать мыслей и чувств родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви.
Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Но и случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.
То есть “появляющийся на свет человеческий индивид имеет от природы достаточный диапазон задатков и возможностей, чтобы стать личностью, приобрести определенную социальную ценность. Однако в действительности, как мы знаем, это происходит далеко не всегда одинаково успешно. Возможно, как раз, одна из причин состоит в том, что первоначальная жизненная школа, условия, в которых начинается освоение мира и поиск своего места в нем, столь неоднозначны”. [16, с. 7]
Вывод: Касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь, как чувство, не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми.
Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Правильная, разумная любовь матери и отца помогает ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.
Полоролевое воспитание в семье имеет огромное значениедля становления личности детей, так как отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов.Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему.
Заключение
Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентации. Сущность полоролевоговопитания дошкольников состоит в том, что в процессе вхождения ребёнка в социум формируются особенности характера и культурного поведения девочек и мальчиков.
Значение именно полоролевого воспитания в жизни человека не мало важно, так как в результате его осуществления ребенок овладевает культурой взаимоотношения полов, а не только представлениями о роли мужественности и женственности в обществе. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.
Полоролевое воспитание - процесс непрерывный, он начинается в семье и далее осуществляется в воспитательных организациях. Для дошкольника - в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание полоролевого воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции.
Принципы воспитательного процесса в ДОУ представляют собой интеграцию культуры и истории как носителей культурно-познавательных, гуманистических, полоролевых, эстетических ценностей, определяющих особенности воспитательного процесса. Данные ценности являются ядром воспитательной системы, как в содержании воспитательного процесса, так и в личностных новообразованиях ребенка. Они представлены в содержании специально-организованных видов деятельности, обеспечивающих ребенку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа.
В дошкольном образовательном учреждении воспитательно-образовательный процесс должен быть построен по определенной системе полоролевого воспитания в соответствии с технологиями.
Воспитание с учетом половых различий и создание условий для их развития в детских садах и дома поможет родителям и воспитателям способствовать наиболее полноценному психическому развитию детей.
Библиография