Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:42, контрольная работа
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Введение
1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие "воспитание" —
одно из ведущих в педагогике. Оно
употребляется в широком и
в узком смысле. Воспитание в широком
смысле рассматривается как
В определении понятия "воспитание"
заключены некоторые трудности,
во-первых, в крайней сложности
самого воспитательного процесса, во-вторых,
в невозможности выделить процесс
воспитания из комплекса жизнедеятельности
(из процесса социализации, обучения и
психологического формирования личности),
в-третьих, в неопределенности самого,
результата, воспитания — воспитанности
(сложность структуры и
Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.
Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".
Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
В педагогической литературе
принято классифицировать виды воспитания
по разным основаниям. Наиболее обобщенная
классификация включает в себя: –
умственное; – нравственное; – трудовое;
– физическое воспитание. В зависимости
от различных направлений
Целенаправленное управление
процессом развития личности обеспечивает
научно-организованное воспитание или
специально организованная воспитательная
работа. Там, где есть воспитание, учитываются
движущиеся силы развития, возрастные
и индивидуальные особенности детей;
используются положительные влияния
общественной и природной среды;
ослабляются отрицательные и
неблагоприятные воздействия
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание начинается с
определения его целей. Главная
задача воспитания — формирование
и развитие ребенка как личности,
обладающей теми полезными качествами,
которые ей необходимы для жизни
в обществе. Цели воспитания не устанавливаются
раз и на всегда и не являются
постоянными в любом обществе.
Меняется система общественного
устройства и социальные отношения
— изменяются и цели воспитания.
Всякий раз они задаются в виде
требований, которые предъявляют
к личности человека новые тенденции
развития общества. В более или
менее стабильные периоды общественного
развития и цели воспитания становятся
относительно устойчивыми. Во время
значительных социально-экономических
преобразований они становятся неопределенными.
В настоящее время наше общество
еще не является стабильным, поэтому
сейчас однозначно и точно, надолго
вперед определить цели воспитания не
представляется возможным. Но существуют
непреходящие ценности, которые не
имеют исторических и государственных
границ, к ним относятся
Духовность означает приоритет
высоких нравственных идеалов над
сиюминутными потребностями и влечениями.
У развивающейся личности это
выражается в ее постоянном стремлении
к нравственному
На ряду с общей целью
возникают и специальные
Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:
1) формирование нравственности
(обретение знаний, моральных норм,
правил поведения, моральных
2) формирование всесторонни
и гармонично развитой
3) формирование художественного ценностного мира личности;
4) формирование жизненной
позиции личности, соответствующий
традиционно просоциальной
5) развитие социальных
потребностей, интересов и ценностей
личности вопреки
6) формирование психологических
качеств (интеллекта воли, эмоций,
способностей, характера и др.) в
контексте гармонично и
7) формирование устойчивой
нравственной позиции в
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОСПИТАНИЯ
Движущая сила процесса воспитания
- разница между целями, поставленными
воспитателем, и теми, что были фактически
реализованы (результаты воспитательной
деятельности).Постановка целей означает,
что в процессе воспитания желаемые
отношения воспитанников, их духовный
мир, позиция личности как бы "проектируются"
воспитателем. При этом просчитываются
варианты развития: какими будут воспитанники
через год - два, какими идеями будут
руководствоваться благодаря
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
Так, отражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как известно, — главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество.
Воспитание — это объективно-
Противоречиями, обуславливающими
переход личности на более высокий
уровень развития, являются: противоречие
между притязаниями воспитанника и
его возможностями, и противоречия
между выдвигаемыми педагогом требованиями
и реальными возможностями
В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений в качественные. Процесс формирования человека и его сознания — яркий пример функционирования этого закона.
Средством развития, изменения,
усовершенствования человеческой личности
является ее собственная деятельность
как необходимое движение и упражнение
принадлежащих ей духовных и физических
сил и способностей. В результате
многократно повторенных
Переход количества в качество
происходит по механизму отрицания,
еще одного диалектического закона.
"Отрицание отрицания" предполагает
органический переход от одного этапа
к другому. Аналогом "отрицания
отрицания" в обществе служат, например,
спиралевидные процессы, сочетающие
в себе цикличность, относительную
повторяемость и
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Под средствами воспитания понимаются
способы организованного и