Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:42, контрольная работа
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Введение
1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература
Министерство образования
РФ утвердило "Программу развития
воспитания в системе образования
России на 2002-2004 годы". Первоочередной
задачей по ее реализации являлось
формирование воспитательной системы,
включающей в себя целостный учебно-
Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов. Учитывая это, нужно рассматривать само понятие "воспитательная система" как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определять функции реально существующей воспитательной системы школы в решении педагогических задач, выявлять закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.
Прежде всего, необходимо дать определение такой категории, как воспитание.
В педагогике есть несколько
определений. В основу концепции
воспитания Министерства образования
РФ, концепции В.А. Караковского, Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селивановой принято
определение, данное Х.Й. Лийметсом, который
рассматривал воспитание как целенаправленное
управление процессом развития личности.
Это определение существенно
отличается от распространенного по
сей день в педагогике определения
воспитания как целенаправленной передачи
социального опыта
Если воспитание рассматривать
как управление процессом развития
личности через создание условий, благоприятных
для этого, то воспитательная система
выглядит иначе и не сводится только
к системе педагогической. С одной
стороны, эта система психолого-
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
В педагогике давно получило
признание понятие "дидактическая
система". Дидактическая система
школы включает в себя цели в сфере
образования, содержание образования,
процесс, методы и формы его организации.
Любое учебное заведение
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру.
Глава II. Структура воспитательной системы школы
Структура воспитательной системы выглядит так:
1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
4) рождающиеся в деятельности
и общении отношения,
5) среда системы, освоенная субъектом;
6) управление, обеспечивающее
интеграцию компонентов в
Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:
Ÿ индивидуально-групповой;
Ÿ ценностно-ориентационный;
Ÿ функционально-деятельностный;
Ÿ пространственно-временной;
Ÿ диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой
компонент: он представляет собой сообщество
детей и взрослых, участвующих
в создании, управлении развитием
воспитательной системы школы. Это
- классные руководители, учащиеся классов,
родители учащихся, другие педагоги и
взрослые, участвующие в
Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:
1 - цели и задачи воспитания,
2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы,
3 - принципы построения воспитательной системы школы.
Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из таких элементов, как:
1 - системообразующий вид
деятельности, формы и методы
организации совместной
2 - основные функции
3 - педагогическое обеспечение
и самоуправление
Этот компонент выполняет
роль главного системообразующего фактора,
обеспечивающего
Пространственно-временной компонент: он состоит из таких элементов, как:
1 - эмоционально-психологическая,
духовно-нравственная и
2 - отношения и связи школы с социумом;
3 - роль и место школы в воспитательном пространстве района.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.
Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.
Глава III. Этапы становления воспитательной системы школы
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.
Первый этап развития воспитательной системы - этап становления.
Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:
Ÿ создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
Ÿ формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
Ÿ ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
Ÿ выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
Ÿ включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
Ÿ диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
Ÿ создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.
На первом этапе идет формирование
целевой установки, вырабатываются
главные ориентиры в
Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается " система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Концепция может состоять из следующих разделов:
I. Исходное состояние
1) Основные параметры
2) Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.
3) Достижения, традиции, недостатки
и проблемы в воспитании
II. Проектируемое состояние воспитательной системы.
1) Теоретико-методологические основы системы.
2) Ценностные ориентиры
системы (ценности, цели, задачи и
принципы построения
3) Механизм функционирования
системы (функции системы;
4) Этапы построения системы.
5) Критерии, показатели и
способы изучения
На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.
Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид или направление в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.
Важную роль в организации
жизнедеятельности школьного
Упорядоченность системы осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, "ключевые дела").
На первом этапе формируются
отношения, налаживаются связи с
внешней средой. Управление воспитательной
системой на этапе становления, в
основном, осуществляется на организационно-педагогическом
уровне, хотя, безусловно, присутствует
и психологическая
Второй этап связан с отработкой
содержания деятельности и структуры
системы. На этом этапе окончательно
утверждаются системообразующая
Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.
Управление воспитательной
системой осуществляется как на организационно-педагогическом,
так и на психолого-педагогическом
уровнях. Отсюда потребность в социально-
Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.