Понятие и сущность процесса воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  РФ утвердило "Программу развития воспитания в системе образования  России на 2002-2004 годы". Первоочередной задачей по ее реализации являлось формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного  потенциала обучения, эффективности  воспитания. Это значит, что государству  небезразлична судьба образования, а значит, понимается необходимость  совершенствования способов осуществления  и условий образовательного процесса.

 

Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее  занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих  компонентов. Учитывая это, нужно рассматривать  само понятие "воспитательная система" как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также  определять функции реально существующей воспитательной системы школы в  решении педагогических задач, выявлять закономерности ее становления и  развития, пути и условия совершенствования.

 

Прежде всего, необходимо дать определение такой категории, как воспитание.

 

В педагогике есть несколько  определений. В основу концепции  воспитания Министерства образования  РФ, концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято  определение, данное Х.Й. Лийметсом, который  рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно  отличается от распространенного по сей день в педагогике определения  воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему  поколению, из которого следует, что  стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего  поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

 

Если воспитание рассматривать  как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных  для этого, то воспитательная система  выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной  стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор ( через  учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые  складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический  климат, позволяющий объединять детей  и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

 

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему  взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

 

В педагогике давно получило признание понятие "дидактическая  система". Дидактическая система  школы включает в себя цели в сфере  образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет  как обучающую, так и воспитывающую  функции. Оно призвано вооружать  подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать  его к культуре, готовить его к  самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у  школьников ценностного отношения  к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с  развитием своего "Я", с нахождением  своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована  только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере  досуга, связанная с удовлетворением  и развитием индивидуальных интересов.

 

Воспитательная система - это упорядоченная целостная  совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает  наличие у учреждения образования  или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

 

Воспитательная система  школы имеет определенную структуру.

 

 

Глава II. Структура воспитательной системы школы

 

Структура воспитательной системы  выглядит так:

 

1) цели (то есть совокупность  идей, для реализации которых  она создается);

 

2) деятельность, обеспечивающая  реализацию целей;

 

3) субъект деятельности, ее  организующий, в ней участвующий;

 

4) рождающиеся в деятельности  и общении отношения, интегрирующие  субъект в некую общность;

 

5) среда системы, освоенная  субъектом;

 

6) управление, обеспечивающее  интеграцию компонентов в целостную  систему и развитие этой системы.

 

Говорить о том, что  в образовательном учреждении сложилась  система воспитательной работы, можно  лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:

 

Ÿ индивидуально-групповой;

 

Ÿ ценностно-ориентационный;

 

Ÿ функционально-деятельностный;

 

Ÿ пространственно-временной;

 

Ÿ диагностико-аналитический.

 

Индивидуально-групповой  компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих  в создании, управлении развитием  воспитательной системы школы. Это - классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и  взрослые, участвующие в жизнедеятельности  образовательного учреждения и воспитательном процессе.

 

Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:

 

1 - цели и задачи воспитания,

 

2 - перспективы жизнедеятельности  учащихся школы,

 

3 - принципы построения  воспитательной системы школы.

 

Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент  воспитательной работы складывается из таких элементов, как:

 

1 - системообразующий вид  деятельности, формы и методы  организации совместной деятельности  и общения;

 

2 - основные функции воспитательной  системы;

 

3 - педагогическое обеспечение  и самоуправление жизнедеятельностью  школьного сообщества.

 

Этот компонент выполняет  роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность  воспитательной системы, ее функционирование и развитие.

 

Пространственно-временной  компонент: он состоит из таких элементов, как:

 

1 - эмоционально-психологическая,  духовно-нравственная и предметно-материальная  среда;

 

2 - отношения и связи  школы с социумом;

 

3 - роль и место школы  в воспитательном пространстве  района.

 

Воспитательную систему  нельзя привнести в школу, она  может зародиться и развиваться  только в определенных условиях и  в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей  идеей, ради реализации которой она  создается, воспитательным потенциалом  педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом  родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

 

Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого  процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.

 

 

Глава III. Этапы становления  воспитательной системы школы

 

Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

 

Первый этап развития воспитательной системы - этап становления.

 

Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения  детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

 

Ÿ создание малого педагогического  совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром  формирования общественного мнения;

 

Ÿ формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение  настоящего и будущего состояния  образовательного учреждения, его воспитательной системы;

 

Ÿ ознакомление педагогов  с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;

 

Ÿ выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных  разработок и программ построения воспитательной системы);

 

Ÿ включение детей в  разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;

 

Ÿ диагностику состояния  и результативности учебно-воспитательного  процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного  потенциала окружающей среды и способов его реализации;

 

Ÿ создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей  и обобщающей информацию и предложения.

 

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации  воспитательного процесса, формируется  концепция школьной воспитательной системы.

 

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю  русского языка, понимается " система  взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Концепция может состоять из следующих  разделов:

 

I. Исходное состояние воспитательной  системы.

 

1) Основные параметры образовательного  учреждения.

 

2) Воспитательный потенциал  образовательного учреждения и  окружающей его среды.

 

3) Достижения, традиции, недостатки  и проблемы в воспитании учащихся.

 

II. Проектируемое состояние  воспитательной системы.

 

1) Теоретико-методологические  основы системы.

 

2) Ценностные ориентиры  системы (ценности, цели, задачи и  принципы построения воспитательной  системы).

 

3) Механизм функционирования  системы (функции системы; системообразующие  виды деятельности; педагогические  технологии построения совместной  деятельности, общения и отношений;  управление и самоуправление  системой: внутренние и внешние  связи системы; кадровое, организационно-нормативное,  научно-методическое, психологическое  и финансово-материальное обеспечение  функционирования системы).

 

4) Этапы построения системы.

 

5) Критерии, показатели и  способы изучения эффективности  воспитательной системы.

 

На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.

 

Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих  воспитательные функции, показывает, что  педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделяют в широком  спектре деятельности какой-то один вид или направление в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому  на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.

 

Важную роль в организации  жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы  играет ее упорядоченность.

 

Упорядоченность системы  осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы  и определенной цикличности жизни  школы (например, "ключевые дела").

 

На первом этапе формируются  отношения, налаживаются связи с  внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в  основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей  и их родителей.

 

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры  системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются  связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием  общешкольного коллектива, развитием  межвозрастного общения. Возникают  временные коллективы, разновозрастные  объединения.

 

Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются  инициатива и самодеятельность, создаются  предпосылки для коллективного  творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы  взаимодействия системы с внешней  средой.

 

Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической  службе. На данном этапе следует  проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют  в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.

 

Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются  интеграционные процессы, они проникают  в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и  гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Информация о работе Понятие и сущность процесса воспитания